03/12 Лепка, как средство развития мелкой моторики рук у детей

Аннотация: в статье отражены формы и методы и приёмы обучения детей лепкой, с целью развития мелкой моторики.

Ключевые слова: лепка, навыки, обучение, развитие.

Лепка является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. А для детей лепка — одно из самых увлекательных и занимательных занятий.

Главным и основным инструментом в лепке являются руки, поэтому занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

— развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику;

— повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

— синхронизируют работу обеих рук;

— развивается воображение, раскрывается творческий потенциал;

— воспитывается усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца. 

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы.

Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, лепка — чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с глиной массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

Скоординированное участие нервной и мышечной систем при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук — это и есть мелкая моторика. Все движения руками: от самых простых, как удержание ложки в руке, до сложных, как письмо, относятся к мелкой моторике.

Все центры мозга взаимосвязаны между собой. Именно поэтому при развитии мелкой моторики через зрительный центр одновременно стимулируется и развитие зон, отвечающих за речь.

Во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук.

В зависимости от возраста детей я использовала следующие приемы лепки:

— Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;

— Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.

— Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.

— Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.

— Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.

— Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.

— Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.

— Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.

— Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.

Эти приёмы положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Даже в создании самых простых форм и фигур — это уже для него творческий процесс, в котором он испытывает эстетическое наслаждение.

О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В настоящее время педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, в частности с развития движения в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Тем самым, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо развивать и тренировать руки. Развитие мелкой моторики еще и важно потому, что вся дальнейшая жизнь требует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять ряд разнообразных бытовых и учебных целей. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

Для чего нужно развивать мелкую моторику? Моторика рук напрямую связана с развитием речи. И чтобы научить ребёнка говорить, то стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения пальцев рук. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, а также вниманием. Вся будущая жизнь ребёнка будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например, рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером. Может показаться, что выполнять всё это легко, но если у ребёнка будет плохо развита мелкая моторика, то ему будет сложнее самостоятельно совершать эти действия.

Работая с глиной и пластилином, координируются движения не только рук, но и глаз, развивается цветовое восприятие, умение различать основные цвета и их оттенки. Лепка благотворно влияет на нервную систему. Ребенок не боится ошибиться, ведь глина- волшебный материал. Всегда можно что-нибудь поправить, переделать, добавить, убрать, увеличить или уменьшить. В процессе занятий формируется усидчивость, целеустремленность, желание как можно лучше выполнить свою работу. Дети очень любят этот вид творчества.

Таким образом, применение в работе нетрадиционных техник лепки способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь развивает речь и мышление ребенка. А самое важное – дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего-то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

А моя задача, как педагога направлять, обучать, развивать и поддерживать ребят во всех начинаниях.

Список использованных источников:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.    Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки;

2. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: глина. (Серия «От простого к сложному»);

3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства;

4. Лельчук А.М.   Игры с глиной;

5. Мухина В.С. Возрастная психология;

6. Черток М.Ю. Повесть о глине.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

/Пегова Ольга Николаевна – 
педагог дополнительного образования  
МБОУ ДО «ЦДТ» г. Руза
8-(926)-434-30-00
borisowa.ni@yandex.ru/
03/12/23-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *