01/10 Место музыкальной терапии в коррекционной педагогике, как средство активного развития творческого потенциала ребенка с проблемами развития

«Мы пришли к выводу, что чем больше ребенок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способности преодолевать чувство страха, волнения и управлять эмоциями».

Профессор Джеймс Худзяк

По данным статистики в России более двух миллионов детей имеют ограничения по состоянию здоровья (8% всех детей), которые нуждаются в особых условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Особенности поведения детей

Обучающиеся с ОВЗ часто бывают творчески одарены и наравне с другими могут проявить свои творческие способности. Целью обучения лиц с ОВЗ в музыкальных учебных заведениях, помимо прочих, является оказание помощи этим обучающимся в их социальной адаптации, расширение их жизненного пространства и подготовка к полноценной жизни в обществе.

Да, мы не можем вмешаться в природу заболеваний каждого ребенка, но в наших силах повлиять на развитие ребенка при помощи музыки и посредством музыки.

В наших силах помочь таким детям адаптироваться в социуме, почувствовать себя нужными, значимыми. Мы должны помочь раскрыться способностям ребенка, музыкальным в том числе; помочь услышать музыку, полюбить ее, научиться выражать свои чувства и настроения при помощи музыкальных звуков.

В моём классе учится ребёнок с нарушением эмоционально-волевой сферы, со специфическими особенностями познавательного развития. Эта девочка  ведёт себя на уроке не так как обычные дети, отличается гипертрофированным упрямством, многое воспринимает очень остро, утомление сопровождается реакцией протеста, отказа, может оторваться от реальности, уйти в себя, может резко меняться её поведение, иногда уходит почти весь урок, чтобы найти к ней подход и хоть 5-10 минут позаниматься.

Таких детей пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны, эмоционально незащищенные. Из-за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения.

Психологические особенности детей

При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития могут решать на уровне своего возраста многие практические и интеллектуальные задачи, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала.

Необходимые компетенции педагога, работающего с обучающимися с ОВЗ

Педагогу необходимо понимать уникальность каждого обучающегося, знать состояние его здоровья и с учетом этого использовать методы психокоррекции и музыкотерапии. Надо помнить, что воспитание личности – это повышение самооценки ученика. Педагог должен способствовать успешной социализации обучающегося, помочь ему стать полноправным членом общества. Он должен обладать целым комплексом различных дарований, многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это безграничная любовь к музыке и своим ученикам. Франц. композитор Андре Гретри по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными». Лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

Педагог, работающий с детьми, достигнет больших успехов, если облечет свои уроки в игровую форму. Учебный материал, поданный в игровой манере, легче воспринимается, увлекает, у ребенка появляется желание самому сделать что–то, запомнить, повторить, чему-то научиться. Я первые полгода использовала методическое пособие Ольги Марущак «Путешествие по планете Музыка», где на уроках рассказываю музыкальные сказки и с помощью сказочных героев ввожу обучающегося в мир музыки, работаем над постановкой пианистического аппарата, решаем ритмические задачи с помощью знакомых песен, стихов. Когда наступает момент, что ребёнок устаёт сидеть за инструментом, перехожу на исполнение музыки и прошу его подвигаться под неё, в зависимости от характера музыки.

Во время занятий педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, правильно дозировать нагрузки и его выносливость. На наших уроках присутствует папа обучающейся, который также помогает мне в общении с ребёнком. Немаловажным при работе с детьми – инвалидами является позитивный настрой преподавателя. Разговаривать с ребенком нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство.

Важно понимать, что хотя ребенок с таким расстройством (расстройство аутистического спектра — РАС) испытывает огромные трудности при социальных контактах, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребенком, необходимо выражаться как можно яснее, использовать простые слова, короткие фразы, не вызывающие затруднений для понимания.

Разумеется, в любом случае дети нуждаются в поощрении и позитивном подкреплении занятий. Конечно, педагог, как и всякий живой человек подвержен разным настроениям, переживаниям. Дети очень внимательно следят за нами, обращая внимание не только на внешний вид, но и улавливая малейшие нюансы нашего настроения, голоса. Особенно чутки к этому дети с ОВЗ, обладающие обостренной чувствительностью, об этом необходимо всегда помнить. Педагог должен нести в себе позитивный творческий заряд. Обучение с помощью крика и жесткости (не путать с твердостью) внушает учащемуся иррациональный страх, калечит его и без того слабую психику, тормозит развитие личности. Обучающийся может потерять самоуважение и веру в свои силы. Однако и педагогу может быть не просто при работе с обучающимися с ОВЗ. Педагогика — всегда поиск и творчество. Чувствуя особенности ученика — его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия.

Важные особенности работы с детьми с ОВЗ

1. Определение сегодняшних возможностей данного ученика во взаимодействии с родителями,

2. Неоднократное возвращение на более раннюю стадию обучения;

3. Многократное повторение теоретического и практического материала;

 4.Не давать сразу много информации;

5. Чередовать разные виды деятельности на одном уроке;

 6. Готовность и принятие более медленного усвоения учеником новых ЗУН (знаний, умений, навыков);

 7. Особый индивидуальный учебный план, график, нормы сдачи зачетов и экзаменов;

8. Знание диагноза, понимание специфики конкретного заболевания, соблюдение всех вышеизложенных пунктов – обязательное условие при работе с детьми с ОВЗ.

Постоянное присутствие на уроках родителя (опекуна, заинтересованного сопровождающего) инвалида особенно важно в начальный период занятий, когда педагогу необходимо помощь в понимании и чувствовании ученика. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти контакт с ребенком. Участие родителей в занятиях помогает не только педагогу. Использование этого психолого-педагогического приема может быть важно для построения взаимоотношения между педагогом, учениками и их родителями, содействовать развитию взаимопонимания, взаимоуважения. Музыкальные занятия формируют удивительный по творческому потенциалу союз «Педагог — Ребенок — Родители».

Общие принципы и правила коррекционной работы:

Индивидуальный подход к каждому ученику.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные виды деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.

Проявление педагогического такта.

 Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

   Хороший стимул для каждого ребенка — концертная деятельность. Желание «показать» себя, сыграть для родителей, своих подруг, «не опозориться» побуждает детей, почти всех, к более доскональной подготовке.

Таким образом, концерты класса являются прекрасной мотивацией для всех учеников, а детям с ОВЗ дают возможность почувствовать себя причастным к общему делу! Для таких детей очень важно создавать благоприятные условия, при которых они будут находиться вместе с другими детьми, смогут «выйти» из своей «ракушки!».

Положительные эмоции, которые появляются на уроке, чудесным образом помогают детям чувствовать себя сопричастным происходящему, помогают принять себя и свой недуг. Как известно, такие дети очень болезненно воспринимают тот факт, что они не такие, как все!

Заключение

Каждому ученику педагог отдает не только свои знаний и умения, но и много сил своей души. Обучающийся с инвалидностью — это гораздо больший труд, огромные затраты энергии — физической, психической, душевной. Обучать музыке всех детей без исключения — актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Именно поэтому очень важно говорить об опыте работы с особыми учениками. Более одаренные дети быстрее проходят многие этапы, менее одаренные –чуть медленнее. Но дети с ОВЗ ставят перед педагогом новые задачи и вызовы, необходимость тщательно подходить к выбору приемов обучения в каждом конкретном случае. Как подойти к ребенку? Как помочь преодолеть трудности? Как избавить от комплексов, которые неизбежно возникают на фоне успехов других учеников? Педагогу необходимо обладать не только различными компетенциями, опытом, но и тактом, огромным терпением, любовью к детям и музыке. Ведь в конечном итоге, работая с такими особыми детьми, мы сами развиваемся, творчески растем и становимся чуточку добрее!

При написании сообщения использовались материалы:

1. «Методические рекомендации для руководителей, преподавателей и концертмейстеров учебных заведений всех уровней обучающихся с особыми образовательными потребностями в сфере культуры и искусства» (Выдержки из работы, автор и составитель А.Л. Симбирева);

2. Статья «Мы вместе», преподаватель Стерлитамакской музыкальной школы О. Марущак.

/Лисенкова Людмила Владимировна, 
преподаватель  по классу фортепиано 
МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ
e-mail: shel_dshi_medoz@mosreg.ru/
01/10/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *