01/10 Разнообразие арт-терапии

В последние годы  замечаются  бурное развитие в нашей стране методов арт — терапии и освоения новых форм психокоррекции. Активизируется преподавание, связанное с изучением ее лечебно -профилактических эффектов. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия.

Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов. Арт — терапия — разнообразна, сейчас имеет очень много направлений, хочется рассказать о некоторых из них [1].

Изотерапия — как метод психологической коррекции относится к самым распространенным способам арт-терапии, потому что с помощью изобразительного искусства можно решить множество психологических проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изотерапия помогает  адаптироваться в любых ситуациях, делает более гармоничными эмоции и  способствует развитию творческих способностей ребенка, поэтому психологи, педагоги школ и детских садов используют данный вид в коррекционной работе [2].

Если говорить о детях, то дети любят много рисовать и фантазировать. В творчестве ребенка отображается то, что для него важно и волнует.

Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать.

Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему.

Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается [3].

Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Левин и др.) отмечают игровое начало детской деятельности. Российский психолог

Д. Б. Эльконин полагает, что игра —это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Для ребенка игра —это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит и волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра —это работа с воображением и фантазией. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды. В игре ребенок воспринимает то, что он себе представляет, как действительное, не задумываясь о том, где граница реальности и воображения. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры. Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему.  Удваивая реальность на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера [4].

Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.     

В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь [5].

Одним из интереснейших направлений арт-терапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решение индивидуальных проблем.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

 Задачи: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях.

Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию[6].

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности [7].

Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому — «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле — «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей [8].

Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач. Через сказкотерапию развивается уверенность и повышается самооценка,таким образом, через использование сказки решаются многие дидактические задачи, повышая коррекционную работу с детьми.

Ссылки на источники:

1. Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

2. М.В. Киселева Арт- терапия в работе с детьми /Санкт-Петербург 2016.

3. Практика сказкотерапии /психологический тренинг/ Под ред. Н.А. Сакович. Санкт-Петербург 2007.

4. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева. Санкт-Петербург 2010.

5.  Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.

6. М.В. Киселева, В.А. Кулганов Арт — терапия в психологическом консультировании / Санкт-Петербург 2012.

7.  Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А.

8.  Шевченко М.А. Я рисую успех и здоровье/ Арт — терапия для всех/ М.А. Шевченко СПб: Питер, 2007.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

/Шампетова К.Ш.,
магистрант Пермского государственного 
гуманитарно – педагогического университета.
Научный руководитель: профессор  Пермского государственного 
гуманитарно – педагогического университета - Белова Г.Б.
e-mail: kubajai_64@mail.ru/ 
01/10/22-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *