05/03 СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Аннотация: в данной статье автор подробно рассказывает историю создания и постановки балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».Данная работа посвящена двум значительным событиям, неразрывно связанным между собой: в 2017 году исполнилось 140 лет балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро», а в 2018 – 200 лет со дня рождения   хореографа Мариуса Петипа.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, балет, «Лебединое озеро».

«Лебединое озеро» — один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошел  все балетные сцены мира.

Но история этого произведения очень не простая, в ней много тайн, загадок, труднообъяснимых фактов.

1-е: сегодня «Лебединое озеро» — признанный символ балетного искусства, самый востребованный на всех континентах балет, однако на премьере этот абсолютный музыкальный шедевр  успеха не имел. Он не провалился — нет,   его ставили в течение пяти сезонов 39 раз, но приём публики был столь прохладным,что, в конце концов,  его сняли с репертуара и забыли (!) почти на 20 лет.

2-е: Пётр Ильич, всегда очень болезненно переживавший судьбу своих непризнанных произведений, по поводу «Лебединого озера» не огорчался и не думал, что для большинства слушателей в мире его имя будет неразрывно связано именно с этим произведением.

3-е. А существует ли такой географический объект – Лебединое озеро? Да, существует в Баварии, на территории современной Германии, и, правивший там  современник Чайковского, король ЛюдвигII Баварский, прозванный «Лебединым королём», стал  прототипом главного героя балета. Людвиг  рос в замке Хоэншвангау – Лебедином замке, был мечтательным юношей, увлекавшимся старинными рыцарскими легендами, в которых символ Лебедя играл важную роль, а в 13 лет он услышал оперу немецкого композитора Рихарда Вагнера и был совершенно зачарован этой музыкой. В этой опере волшебный рыцарь Лоэнгрин появляется в ладье, влекомой Лебедем, чтобы спасти принцессу от ложного обвинения в убийстве.

Очень рано, в 17 лет, Людвиг стал королём. Он осыпал Рихарда Вагнера почестями, построил специально для постановки его опер театр в Байройте,  даже подвёл к городу железную дорогу, и, под воздействием музыки композитора, начал строить замок под названием Нойшванштайн – Новый Лебединый Утёс. Как раз в период работы над «Лебединым озером» Пётр Ильич побывал на премьерах целой «серии» опер Вагнера. Чайковский был направлен туда как музыкальный журналист московской газеты «Российские ведомости», чтобы написать отчёт об этих операх для русских любителей музыки. Главный персонаж опер Вагнера —  рыцарь по имени Зигфрид, и именно такое имя было дано   принцу в «Лебедином озере».

Пётр Ильич видел строящийся замок, был вдохновлён альпийской природой, старинными немецкими легендами, личностью короля Людвига. Но самое таинственное и печальное в этой истории то, что впоследствии король Людвиг Баварскийбыл найден утонувшим в озере, как и принц Зигфрид – герой балета.

Чайковский  переживал, что своей музыкой он «напророчил» Людвигу такую судьбу. К трагической гибели Людвига привела борьба с его политическими противниками. Король совсем забросил государственные обязанности. Он проводил время в своих замках, по ночам плавая по озеру на лодке и слушая музыку Вагнера, которую при свете луны исполняли для него оркестр и певцы. Враги  решили лишить короля власти. Они приехали, чтобы захватить Людвига, но стража его отбила  – подданные сочувственно относились к «королю-мечтателю», который хотел, чтобы баварцы были образованными, занимались искусствами, наслаждались музыкой. Но вторая попытка противникам Людвига удалась: его арестовали и вынудили подписать отречение от престола. Прежде чем увезти короля из замка, ему дали возможность проститься с дорогим его сердцу местом, разрешив небольшую прогулку в сопровождении своего врача. Встревоженные долгим отсутствием, их стали разыскивать и нашли, утонувшими на мелководье Штанбергского озера. Согласно официальной версии, Людвиг в отчаянии хотел утопиться, доктор пытался его спасти, и оба утонули. Но было понятно, что  это политическое убийство: у Людвига было много сторонников, и враги боялись волнений, восстаний, попыток вернуть его на престол.  Так история балета переплелась с историей жизни

4-е: самый удивительный факт:  балет, который знают и любят во всём мире, сам Пётр Ильич никогда не видел.

А теперь об истории создания этого шедевра. В 1875 году Дирекция московских императорских театров предложила молодому композитору, профессору Московской консерватории П.И. Чайковскому, написать музыку к балету.

Пётр Ильич согласился без энтузиазма, как он написал в письме: «…я согласился скорее из-за денег». Дело в том, что в то время балетная музыка считалась второстепенным жанром, чем-то вроде водевиля, мелодрамы, «музыкой для танцев», жанром не таким важным, как опера или симфония, и серьёзные композиторы относились к балету свысока. Но Пётр Ильич, во-первых, всегда очень ответственно относился к своему труду, с одинаковой творческой щедростью, как к небольшой детской пьесе, так и к монументальному сочинению, а,  во-вторых, его захватила история Одетты и Зигфрида, история любви, надежды, искушения, верности и предательства. Она стала размышлением 35-летнего композитора о жизни, его лирической исповедью. Получилась не «музыка для танцев», а балет-симфония, в котором драматургия скреплена лейтмотивом лебедей, звучащим то печально, то взволнованно, трагически и даже торжествующе.

 К сожалению, эта музыка оказалась слишком трудной для штатного балетмейстера Венцеля Рейзингера, который ничего в ней не понял. Он даже позволял себе выбрасывать некоторые фрагменты и вставлять произведения других композиторов, которые, как ему казалось, больше подходили для танцев.

Его хореография была примитивной и бездарной.  «Кордебалет топчется себе на одном и том же месте, махая руками, как ветряная мельница крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены» — такие газетные отзывы о балете читал Пётр Ильич.  Прекрасной была работа художника-декоратора, но и она не спасла балет от забвения.

Разочарованный неудачей, долгих 13 лет Пётр Ильич балетной музыки не писал. И когда директор Императорских Театров Иван Александрович Всеволжский, мечтавший показать миру неограниченные возможности петербургского балета, предложил  уже знаменитому, всемирно известному  композитору написать музыку для балета  «Спящая красавица», Чайковский согласился при условии (а авторитет позволял ему ставить условия), что хореографом будет Мариус Петипа, профессионализму которого он абсолютно доверял.

Француз по происхождению, танцовщик и балетмейстер, Мариус Петипа до 30 лет жил во Франции, а потом получил приглашение поработать в России и согласился по двум причинам. 

Во-первых, во Франции было много высококлассных танцовщиков и хореографов, а  Россия нуждалась в профессионалах, а, во-вторых, Петипа не устраивало во французском балете увлечение эффектными позами в ущерб художественной идее. О европейском балете он впоследствии говорил, что там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в акие-то клоунские упражнения. Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает». Петипа определил в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе: пластика, грация и красота.

 Он поехал в Россию в надежде воплотить свои хореографические замыслы. И это ему блестяще удалось.  Вторую половину 19 века называют «эпохой Петипа» — так много сделал он для балетного искусства. Поставленные им спектакли стали гармоничным союзом драмы, музыки и хореографии… Кордебалет Петипа сделал участником событий, раскрывающим эмоции главных героев.

В 1888 году начинается совместная работа Чайковского и Петипа, полная вдохновения и абсолютного взаимопонимания.

Результат – великолепный балет «Спящая красавица», а затем – в 1892 году – ещё один мировой шедевр, блистательный «Щелкунчик».

Композитор и хореограф планируют новую  постановку «Лебединого озера», но скоропостижная смерть  Чайковского нарушает эти намерения.

Оправившись от тяжёлого потрясения, Петипа берётся за постановку забытого балета, считая это своим долгом перед памятью великого композитора. Вместе со своим ассистентом, русским гением хореографии Львом Ивановым, создавшим знаменитые второй и четвёртый «лебединые» акты, он завершает постановку, и с этого момента «Лебединое озеро» начинает своё триумфальное шествие по миру, становясь символом музыки Чайковского, русского балета, самого понятия балетного искусства.

Либретто. Злой гений, человек-коршун Ротбарт превращает прекрасную девушку Одетту в лебедя.  По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро».  Одетта не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту своей королевой. Заклятие может быть разрушено только верной любовью юноши, но если обет вечной любви нарушится, Одетта навсегда останется птицей.

В четырёх действиях балета чередуются реальные и фантастические картины.

Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид, беспечный и жизнерадостный, веселится среди друзей. Все девушки влюблены в Зигфрида, мечтают обратить на себя его внимание, но сердце принца свободно. Появляется мать Зигфрида, Владетельная принцесса, она напоминает, что завтра бал, на который съедутся самые родовитые, благородные девушки, и по традиции Зигфрид должен выбрать себе невесту.  Пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. Зигфрид решает завершить день охотой.

В лесу, на берегу озера, Зигфрид видит, как лебеди превращаются в девушек, и одна из них, с короной на голове, рассказывает Принцу печальную историю.  Очарованный   Одеттой и потрясённый её рассказом о преследованиях  хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. Их разговор слышит злой волшебник и решает во что бы то ни стало помешать счастью влюблённых.

 На балу в замке, по велению матери, Зигфрид  должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Чередуются  танцы: испанский, неаполитанский, венгерский, польский — однако принц безучастен, все его мысли об Одетте. Фанфары возвещают о появлении новых таинственных гостей: рыцаря фон Ротбарта и его дочери Одиллии. Это злой волшебник, который придал своей дочери внешнее сходство с Одеттой.  В Одиллии Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение.  Произнеся клятву в верности, Зигфрид видит, что в окно бьётся лебедь. Поняв, что совершил страшную, роковую ошибку, Зигфрид устремляется к озеру.

Снова берег озера. Девушки с тревогой ожидают возвращения своей подруги, от судьбы которой зависит и их участь. Одетта взволнованно рассказывает об измене Зигфрида. Ужас охватывает девушек. Теперь ничто не в силах избавить их от злых чар Коршуна. Появляется Зигфрид. Он умоляет Одетту простить ему невольное предательство. Любимая и любящая девушка верит каждому его слову, но ничто не отвратит их судьбы: теперь Одетта навсегда останется птицей. Природа восстаёт против предательства человека: на озере начинается буря, в волнах разбушевавшейся стихии погибает Зигфрид.

Мы знаем балет с другим финалом. Когда и почему возникла такая постановка? В военные и послевоенные годы трагический финал казался неуместным – в своей редакции 1941 года балетмейстер Фёдор Лопухов сохранил жизнь и Зигфриду, и Одетте, которые встречали восход солнца, чтобы начать вместе новую cчастливую жизнь.                                                                                                              В 1950 году свою версию балета представил Константин Сергеев. Его, знаменитого партнёра Улановой и Дудинской, артиста-романтика, называли «лучшим тенором советского балета». Сергеев добавил к партии Зигфрида новые монологи, вариации и коды. Его отважный Принц отрывал крыло у злого волшебника Ротбарта в рукопашном бою. Тот погибал в страшных муках, а Зигфрид, словно знамя, поднимал над головой свой трофей – символ победы Добра над Злом.

Сегодня «Лебединое озеро» продолжает привлекать и классиков, и модернистов. О нём размышляли и размышляют, и еще будут размышлять, силясь постичь тайны и философские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многих поколений хореографов разных стран.

Всё чаще современные балетмейстеры ищут новый пластический язык для рассказа о загадочном Принце и Фее лебедей; всё чаще они подвергают  эту историю модному психоанализу, превращают её в объект для экспериментов и исследований. И каждый из хореографов по-своему пытается разгадать тайны «Лебединого озера», сокрытые в его бездонных глубинах.  

/Вилкова Елена Павловна, 
 преподаватель теоретических дисциплин 
 МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ /
 05/03/21-НПС 

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *