08/12 Перспективы обучения детей с ограниченными возможностями развития в ДМШ и ДШИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями развития в условиях работы ДМШ и ДШИ.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, инклюзивное образование.

Дети с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организуется обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как в отдельных классах и группах, так и совместно с другими обучающимися (инклюзивное – включающее образование). В основу инклюзивного образования положены идеи, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но при этом имеются особые условия для развития детей с ОВЗ.

 Дети должны получать одинаковые возможности для развития. Также важной задачей современной педагогики является социализация, т.е. все дети должны иметь возможность успешно функционировать в обществе не только через овладение социальными нормами, правилами и ценностями, но и через овладение знаниями, навыками. Очень важно дать такому ребёнку приспособиться, адаптироваться к социальной среде.

Социализация – это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик).

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья. В дальнейшем основой социализации становится школа, где ребёнку приходится действовать в соответствии с новыми правилами.

Надо признать, что дети с ограниченными возможностями поступают в музыкальные школы всё чаще и от этого никуда не уйти. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) музыка оказывает лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонения в развитии. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует лечебному воздействию. Занимаясь с таким ребёнком акцент делается не только на знания и умения в музыкальной деятельности, но и на решение проблем, связанных со здоровьем. Цель занятий формируется исходя из физических, психических и умственных возможностей ребёнка. Индивидуальные занятия адаптируются под каждого ребёнка.

Искусство наряду с другими способами социализации помогает ребёнку в изучении мира, даёт знания об окружающей действительности и помогает выработать эмоциональное отношение к природе и к людям. Кроме того, искусство оказывает коррекционное, терапевтическое воздействие на ребёнка.

Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и способствуют всестороннему развитию личности. Самое главное условие в занятиях – это установить с ребёнком контакт, почувствовать полное доверие, расположение друг к другу, здесь подспорьем являются интонации, слова, прикосновения, шутки, совместная игра на инструменте. Разговоры на любые темы, интересные ребёнку, показывают интерес преподавателя к ребёнку как к личности. Всё это помогает вселить в ребёнка веру и доверие к преподавателю.

Другая важная часть работы на занятии – это заставить ребёнка поверить в себя, в свои силы. Опять же сочетание доброжелательности, чуткости, терпения к ученику, внимательности являются основой учебного процесса.

В заключение отмечу, что создание системы эффективной социальной реабилитации ребят с ОВЗ стало приоритетным направлением социальной политики нашего государства.

/Лесенкова Л.В.,
Преподаватель  МБУДО Медвежье-Озёрской
детской школы искусств ГОЩ / 
08/12/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *