04/04 Формирование навыков 21 века в обучении танцу в дополнительном образовании

Аннотация. В данной методической разработке авторы на основе своего опыта исследуют зависимость качеств личности педагога и навыков обучающегося и рассматривают методы формирования навыков человека XXI века средствами хореографии в дополнительном образовании на основе используемых технологий и практик наставничества разных форм и моделей. Потенциальными пользователями предлагаемого практического опыта могут являться педагоги-хореографы дополнительного образования, учителя танцев, тренеры, работающие в разных стилях хореографии.

Ключевые слова: педагоги-хореографы, профессиональная деятельность, качества личности педагога, формирование навыков у обучающихся.

Annotation. In this methodological development, the authors, based on their experience, investigate the dependence of the personality qualities of a teacher and the skills of a student and consider methods of forming the skills of a person of the XXI century by means of choreography in additional education based on the technologies and mentoring practices of various forms and models used. Potential users of the proposed practical experience can be teachers-choreographers of additional education, dance teachers, coaches working in different styles of choreography.

Keywords: teachers-choreographers, professional activity, qualities of a teacher’s personality, formation of skills in students.

Настоящий период времени, в котором мы живём, характеризуется стремительными переменами во всех сферах деятельности человека и сегодня просто невозможно обучать детей по методикам прошлого столетия.

В дополнительном образовании действует федеральный проект «Успех каждого ребёнка», направленный на обеспечение доступных и качественных условий воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Увеличение охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновление его содержания и методов, развитие кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры всей системы представлены в данном проекте как способы достижения вышеуказанной цели. [24]

На Всемирном экономическом форуме семь лет назад в докладе «Новый взгляд на образование» по итогам проведённого исследования была представлена новая система образования, разделённая на три категории: базовая грамотность и ее виды, качества характера и в центре внимания компетенции 4К (Приложение 1. Рисунок 1). В данном исследовании авторы подчёркивают, что «в экономике 21 века от всех работников крупных и средних предприятий потребуется не только базовые предметные знание математики, естественных наук и языков» [23].

Уже сейчас, листая атлас новых профессий [22], можно отметить, что общими требованиями к будущим специалистам являются такие как, работа в условиях неопределённости, системное мышление, навыки художественного творчества, работа в команде.

Личностные качества педагога-хореографа

В условиях внедрения инновационных методов в систему дополнительного образования в России важной, основополагающей составляющей развития перспективных навыков детей будут иметь компетентные знания и личностные качества каждого педагога.

Педагог – хореограф – это профессиональный специалист в области хореографического искусства, результатом творческо-педагогической деятельности которого является постановка танца для одного человека или группы заинтересованных лиц.

Для слаженной, эффективной, продуктивной и успешной работы детского коллектива педагог-хореограф на основе специфики и фундаментальности хореографического искусства должен обладать рядом профессиональных умений и важных качеств, прямым образом влияющих на комплексное, компетентное развитие детей с требованиями 21 века. Успех каждого ребёнка в будущем напрямую и в большей степени зависит сейчас от педагогов, чем от родителей. Поэтому, можно смело представить прямую зависимость между качествами и навыками педагога и ребёнка в виде тождества — Успешный педагог-успешный ученик

Успешный ученик – это активный, целеустремлённый молодой человек, обладающий компетентными знаниями и готовый к любым вызовам окружающей среды.

Перемены, обусловленные постепенным введением новой трёхмерной моделью образования с выделением навыков 21 века «во главу угла», требуют от педагогов быстрой адаптации к образовательным инновациям и своевременной реакции на предлагаемые перспективные процессы социального и экономического развития. Таким образом, вполне закономерно акцентируется внимание на важность наличия педагогических качеств в профессиональной деятельности специалистов-хореографов, благодаря которым и представляется возможность говорить об обучении и развитии детей.

В таблице 1 (Приложение 2. Таблица 1) представлен примерный список качеств, которыми должен обладать педагог-хореограф успешного танцевального коллектива. Профессиональные качества — это надстройка над личностными, которые (те и другие) одновременно, но в своём русле, формируются в течение всего времени жизни.

Практические приёмы развития компетенций 4К на основе адаптации используемых технологий и программ наставничества.

Критическое мышление – это компетенция 21 века, представляющая способность человека быстро решать возникающие проблемы на основе её основных компонентов: оценки полученной информации, анализа, аргументации, предположения и контроля полученного решения.

Креативность – это компетенция 21 века, представляющая способность человека на основе имеющихся знаний и когнитивных способностей продуцировать множество идей по решению той или иной задачи.

Коммуникация – это компетенция 21 века, представляющая многостороннее, межличностное взаимодействие человека друг с другом по обмену информацией, на основе непосредственного контакта (вербального общения) или виртуального контакта с использованием современных средств связи.

Кооперация– это компетенция 21 века, представляющая способность человека активно работать в команде, то есть обсуждать и находить решения поставленных задач в совместной с коллегами, единомышленниками, активной творческой деятельности. 

В творческом пространстве летнего лагеря дневного пребывания «Танцевальная Мастерская», с самого образования коллектива, то есть уже 12 лет, мы имеем возможность наблюдать и экспериментировать, применяя разные инновационные тактики в индивидуальных и групповых занятиях для развития танцевальных навыков и самостоятельности учащихся.

Согласно плану (Приложение 2. Таблица 3) на каждом занятии мы используем разные педагогические технологии, имеющее непосредственное точечное, а в большей степени комплексное влияние на развитие рассматриваемых навыков и качеств (Приложение 2. Таблица 2).

Для создания комфортной мотивирующей образовательной среды, в которой главенствуют взаимопонимание, взаимоуважение, доверие, сотрудничество, позитив и креатив, жажда знаний и самопознания и открытие учениками в самих себе новых качеств, стараемся применять, где это возможно, эффективную технологию передачи знаний и опыта – наставничество.Воспользуемся специальными терминами в данной области, предложенные доктором педагогических наук Нугумановой Л.Н. [16, с.5]. На основе многолетних исканий наиболее взаимовыгодного и эффективного сотрудничества передачи опыта, знаний и максимальной вовлеченности, и заинтересованности своих воспитанников в процесс обучения, выбранная нами роль наставника, как показала практика на факультативных занятиях, в лучшей мере способствует развитию четырёх измерений. Кроме этого разные формы взаимоотношений между наставником и наставляемым успешно применяются в нашем коллективе, но основной, мы считаем – это форма «учитель-ученик», а такие как, «учитель-родитель» и «ученик-ученик» являются дополнительными, вспомогательными, но также играющие немалую роль в достижении поставленных целей.

Здоровье сберегающая образовательная технология

Это специальная педагогическая методика, направленная на формирование у детей интереса (любви) к спорту, здоровому образу жизни и развитию тенденций к самостоятельному контролю и поддержания своей физической формы. Данная технология позволяет целенаправленно, с дифференциацией по возрастным группам учащихся, с постепенным увеличением нагрузки выполнять упражнения на все группы мышц тела, воспитывая культуру красивого тела здорового человека. Дополнительно к ней мы подключаем модель партнёрского наставничества, которая хороша тем, что позволяет субъектам одного уровня и статуса контролировать и быть наставником друг для друга. Такой метод используется в парном взаимодействии, формы «ученик-ученик», где дети без доминирования учатся помогать и следить за правильным выполнением тех или иных упражнений.  Вообще такая партнёрская модель взаимодействия между учениками напрямую заимствована нами из дополнительных занятий и стала применяться на всех частях урока где можно поделить детей на пары (Приложение 3. Упражнение 1).

Таким образом, данная технология с партнёрским наставничеством позволяют развивать кооперацию и коммуникацию (как показывает практика и в дальнейшем также будет видно, эти два навыка неразрывно связаны между собой и прорабатываются в комплексе) и мотивировать детей на дальнейшее самостоятельное физическое развитие. Здоровье наших детей – здоровье нации – это всё наше будущее!

Игровая образовательная технология

 Это совокупность разного рода методов, приёмов и способов организации процесса обучения посредством педагогических игр. Технология такого типа, по нашему мнению, способна воздействовать на развитие всех компетенций 4К сразу, посредством:

  1. максимальной вовлечённости, заинтересованности в игровой процесс детей и, как следствие, интенсивной активации интеллектуальной и физической деятельности обучающихся.
  2. существованию большого количества игр, отличающихся по типу активности (физическая, интеллектуальная, социальная, или комплексная) и по характеру педагогического процесса (обучающие, развивающие, познавательные, воспитательные и т. д….)  

Игра является не только способом выявления и развития новых способностей, в контексте получаемых знаний, но и способом анализа и диагностики комплексного развития ученика. Например, во время наблюдения за игрой детей, благодаря раскрытию своего потенциала, личностных качеств и снятию внутренних зажимов, можно выявить лидеров группы, темперамент каждого ученика, его физические возможности и уже на основе такого анализа корректировать процесс обучения танцу на всех его этапах. Здесь также в парном взаимодействии в форме «ученик-ученик» применяется модель партнёрского индивидуального или группового наставничества.

На начальной стадии знакомства с хореографией, то есть в младших группах ОДКЭСТ «ЭРИДАН», таких как «АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ», «ШКОЛА ТЕРПСИХОРЫ», игры — это форма обучения, используемая как для развития чувства ритма, пластики, так и начала формирования исследуемых компетенций – креативности, коммуникации, кооперации, критического мышления (Приложение 3. Упражнение 3,4).

Взаимодействие с учениками во время игр мы строим по моделитрадиционного прямого группового наставничества в форме «учитель-ученик».

Такие примеры чётко иллюстрируют наше предположение (Приложение 2. Таблица 3), что игровые технологии способны формировать все компетенции 21 века:

  1. коммуникация и кооперация – проведение игр в группе от двух человек;
  2. креативное мышление как явная демонстрация процесса продуцирования нескольких способов решения на практике (во время игры);
  3. игровой педагогический процесс является эффективным методом выявления проблемы, недостатка информации, анализа и путей решения, то есть развития критического мышления на групповом или индивидуальном уровнях. Образовательная технология обучения в сотрудничестве

 Такая технология основывается на коллективных, групповых принципах построения образовательного процесса, при котором необходимые знания отрабатываются в непосредственном тесном контакте (сотрудничестве) в паре или группе (3 и более учащихся) и применяется на уроках общей физической подготовки, акробатики, партерной гимнастики и как было ранее сказано в игровом процессе. Воспитанники разбиваются на группы или по парам. При использовании такой технологии для детей подключаем модельпартнёрского индивидуального наставничества (Приложение 3. Упражнение 5, 6).

Одно из ярких проявлений использования образовательной технологии в сотрудничестве являются мастер-классы приглашённых специалистов разных стилей хореографии. Взаимодействие на таком уровне производится тренером по форме «учитель-ученик», модели прямое групповое скоростное наставничество. Такая модель предполагает однократную встречу с обучающимися с целью дополнительного воодушевления энергией, обогащения знаниями в новой области многогранного искусства хореографии. 

Так осенью 2022 года в нашем коллективе для детей 10-16 лет по приглашению проводила мастер класс директор театра современной хореографии, призёр Кубка Мира по современной хореографии в номинации Contemporary dance/Modern, победитель Кубка Урала в номинации Contemporary dance, Ашихмина Анна (фотография №4-1).  На своём уроке в течении 3 часов она делилась опытом: в технике расслабления и раскрепощения, биодинамики тела; как на основе доверия делать поддержку через баланс (фотография №4-2); голландской технике работы в партере через расслабление каждой части тела. А также наставляемые выучили новую связку в новом стиле contemporary. Массу положительных эмоций, новых знаний и навыков унесли дети после такого выгодного сотрудничества и получили дополнительный стимул к самообразованию в плане самостоятельного изучения современного стиля хореографии и отработки техники на своих уроках.

Таким образом, обучение в сотрудничестве, при работе в парах или группах на уроках хореографии в партнёрском наставничестве формы «ученик-ученик», а также скоростном наставничестве основной формы позволяет очень эффективно прорабатывать навыки коммуникации и кооперации.

Информационная образовательная технология

Этовсе возможные методы получения, преобразования и использования информации в процессе обучения хореографии, а также средства достижения поставленных целей, составляющих материально-техническую базу коллектива.  

Надо признать тот факт, что сегодня, когда речь идёт об информации, то в большинстве случае имеется в виду использование компьютера и всемирной сети, где есть всё и можно получить ответ на любой вопрос.  Интернет настолько плотно вошёл в нашу жизнь, что не проходит и дня, чтобы человек не воспользовался таким способом получения интересующей информации. Современные дети посредством современных гаджетов регулярно пользуются таким достижением человечества. На такой, можно сказать, способности в считанные мгновения находить любую информацию и основывается использование информационной технологии в обучении детей нашего коллектива:

— ведение группы в социальных сетях, где транслируются видео, фото с конкурсов и концертов, расписание и другая важная информация для старших воспитанников и всех родителей (Приложение 1. Рисунок 2);

— выполнение заданий, на основе выложенных в нашей группе и находящихся в свободном доступе концертных выступлений.

 Практическое задание. Посмотреть самостоятельно или с помощью родителей (старших братьев, сестёр) последний отчётный концерт коллектива и ответить на вопросы:

  1. Какой танец понравился больше и почему?
  2. Какой танец вы хотели бы научиться танцевать?
  3. Нарисовать свой или любой понравившийся танец.

— совместный просмотр с группами детей, принимавших участие в том или ином прошедшем конкурсе, их выступления с целью анализа, выявления ошибок и способов дальнейшего их устранения.

Таким образом, использование информационной технологии с традиционными методами обучения способствует повышению его эффективности и, как видно из приведённых выше наших практик, помогает развитию таких навыков как критическое мышление, коммуникация и кооперация.

Образовательная технология проблемного обучения

 Используется в нашем коллективе для передачи знаний, опыта, традиций хореографии, при решении учениками практических задач со специально воссозданными проблемными ситуациями.   Такая технология применяется нами в процессе изучения очень сложных, трудно запоминающихся новых элементов экзерсиса классического танца или при изучении новой постановки. Другими словами, так называемых «проблемных мест» той или иной возрастной группы детей. На основе такой практики формируется критическое мышление и коммуникация. Этапы данной технологии рассмотрим на примере упражнения классического танца (Приложение 3. Упражнение 7).

Более сложный вариант на продвинутом уровне использования проблемной технологии применяется в старших группах учащихся от 14 лет на уроках постановки для обучения импровизации. В таком случае перед воспитанниками сразу ставится проблема (задача) – на основе имеющихся уже знаний классического танца создать собственную импровизацию для изучаемого танца в течение одного или нескольких уроках, или в качестве домашнего задания. Такой подход применения проблемной технологии позволяет формировать сразу все навыки 21 века – креативность (дети придумывают новое, развивая воображение), кооперация и коммуникация (дети объединяются в группы или пары, общаются, дискутируют) и критическое мышление – все вместе ищут решение поставленной задачи.  В дополнение к этому, в таком подходе чётко прослеживается роль педагога как наставника. Модели наставничества в данном случае:

  1. Форма «учитель-ученик»
    1. прямое или опосредованное (посредством советов, рекомендаций, подсказок) групповое открытое традиционное наставничество;
    1. прямое или опосредованное краткосрочное групповое или индивидуальное наставничество (для работы с одарёнными учениками с высокой мотивацией при достижении поставленных микроцелей).
  2. Форма «ученик-ученик»
    1. прямое или опосредованное партнёрское наставничество.

Мы позволяем детям почувствовать себя постановщиками, хореографами. Даём полную свободу творчества. К этому возрасту наши воспитанники имеют довольно большой багаж знаний классического экзерсиса и выучили много танцев. Процесс решения поставленной задачи (проблемной технологии) в данном конкретном случае может протекать по таким же этапам. (Приложение 1. Рисунок 3)

Благодаря такому подходу, при котором поставленный в совместном творчестве танец отправляется на конкурс и получает компетентную оценку жюри, мотивация в изучении хореографии и оттачивание мастерства в постановке конкретного танца поднимается до максимума. Дети сами своими глазами видят, как знания и опыт, который мы в течение нескольких лет передавали, уже применяется в жизни (в практических задачах).  Таким образом, поощряется творческая инициатива, поднимается взаимное доверие, усиливается активность, интерес, внимание. Самообразование в проблемной технологии выходит на новый уровень понимания, а некоторые воспитанницы последнего года обучения задумываются над продолжением обучения такой профессии педагога-хореографа и уже начинают помогать нам в работе с младшими детьми!

Так, например, две наши выпускницы 2022 года связали свою дальнейшую жизнь с хореографией. Выпускница Елизавета Мельник поступила в колледж «Варшавка Арт» института среднего профессионального образования им. Ушинского, Московского городского педагогического университета. Специальность: «Народное художественное творчество по виду: хореография, руководитель творческого коллектива, преподаватель». Выпускница Агапия Ярыгина выбрала профессию балетмейстера, поступив в этом году в РГПУ им. А.И. Герцена — институт музыки, театра и хореографии в г. Санкт-Петербург. Гордимся и будем следить за результатами будущих наших коллег и обмениваться опытом уже в совсем другой форме наставничества не «учитель-ученик», а «учитель-учитель».

Случившееся значимое событие подтверждает тот факт, что мы движемся в правильном направлении!  Применяемые в образовательном процессе технологии работают, а значит наш образцовый коллектив эстрадно-спортивного танца «ЭРИДАН» выпускает молодых, активных, коммуникативных творческих людей, готовых самостоятельно и в команде решать любые сложные задачи на основе анализа и синтеза имеющейся информации.  

Заключение

Модернизацию образования в России, обусловленную концепцией «Индустрия 4.0», необходимо обязательно проводить как, в общем, так и в дополнительном образовании. Эффективными методами для внедрения таких новых стандартов в процесс обучения хореографии в танцевальных спортивных коллективах, студиях, школах могут являться образовательные технологии, проводимые в большей мере в новом формате дифференциальных моделей наставничества. Правильное их применение в различных ситуациях позволяет обучающимся легче воспринимать преподаваемую информацию, мотивировать, помогать, поддерживать друг друга в процессе обучения, как на уроке, так и за его пределами, а нам поднимать предметные результаты, ликвидировать проблемные места и успешнее адаптировать учеников к требуемым к условиям образовательного процесса. Такой инновационный комплексный подход в рамках традиционного урока, характеризуемый постепенной сменой вектора обучения, максимальным уровнем вовлечения в его процесс и, как следствие, формированию самостоятельности обучающихся, повышения уровня творческой активности, позволяет эффективно передавать опыт, знания, традиции (что очень важно для искусства хореографии), решать актуальные задачи федеральных проектов и ускоряет процесс эволюции человека разумного (Homo sapiens) в человека думающего (Homo cogitare). Современный педагог-хореограф должен регулярно следить за тенденциями в образовательной среде и своевременно адаптировать свои методы передачи знаний и опыта, встраивать их в процесс обучения, разрабатывая новую методику с целью формирования у детей компетентных навыков, что является залогом его успеха, а значит будущего успеха каждого обучающегося хореографии в частности и руководимого им детского танцевального коллектива в целом!  

Список литературы:

  1. Базарова Н. П., Мей В. П.. Азбука классического танца. Первые три года обучения; [Текст] // Учебное пособие – 6 изд., стер.-СПб.:  Издательство «Лань», Издательство «Планета музыки», 2016.- 240 с.: ил.
  2. Барышникова О.Г. Роль педагога-воспитателя в профессиональном становлении артиста балета [Текст] / О.Г. Барышникова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. — 2011. — № 1. — С. 246-258.
  3. Бакланова Т.И. Профессиональное мастерство работника культуры [Текст]  -М.: МГИК, 2014. -120 с.
  4.  Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе [Текст] // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] — М.: Педагогика. — 2016.
  6. Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии [Текст]: Учебник/ Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2005.
  7. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе [Текст] – Челябинск: ЧГАКИ. 2002.
  8. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст] — М.: Знание, 2015
  9. Ильясов Д. Ф., В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова.  Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений [Текст] – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.
  10. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность [Текст] — М.: Знание, 2011.
  11. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы. [Текст] / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020.
  12. Перышкин А.В, Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник  [Текст]  М.:Дрофа, 2014 -319 с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  14. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным [Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 9.
  15. Тонгуш В. В. Наставничество как один из методов обучения персонала [Текст] /В. В. Тонгуш, У. Ю. Рощектаева // Инновационная наука: международный научный журнал. 2017. № 04-2. С. 190–192.
  16. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197–215

Электронные ресурсы.

  1.  Альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  

https://atlas100.ru/catalog/?aft_2020=yes&otrasl=all

2. Мэнни Э. Л., Бутенко В.В., Полунин, К.Е. Доклад об исследовании «The Boston Consulting Group» на всемирном экономическом форуме в Давосе. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-obrazovanie-raskryvaya-potentsial-obrazovatelnyh-tehnologiy

  1. Федеральный проект. Успех каждого ребёнка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/federal_project/6d824545-6548-4a06-a66c-867c7e21b0f1
  2. Федеральный проект. Учитель будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/federal_project/96affe3f-8182-4010-9909-521e0aec89fc
/Сверчкова С.Н. педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории, e-mail: sverchkovi@mail.ru
Лелет А.А., педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории, e-mail: gribosik@mail.ru 
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г. о. Королёв/
04/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *