01/06 Основные формы и методы организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации

Аннотация: цель статьи — рассмотрение научных представлений о педагогическом взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи. Представлены основные направления, формы и методы педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации  с семьёй.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; методы и формы взаимодействия с семьёй.

Взаимодействие детского сада и семьи, является одним из основных направлений в деятельности дошкольного образования. Чтобы ребёнок успешно развивался, обучался, познавал и открывал для себя новые знания, умения и навыки, дошкольное воспитание ставит перед собой цель – активное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Главными участниками, этого процесса являются: педагог, ребёнок и родители.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Следует разобраться, что есть традиционные формы сотрудничества с семьями. В настоящее время традиционные формы рассматриваются как препятствие к функционированию дошкольной образовательной организации в режиме развития. «Традиция – явление отмирающее, неспособное реально противостоять современным формам жизни» М. Вебер. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы сотрудничества с родителями в действительности сосуществуют бок о бок с современными формами работы и начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом, по существу, выступая в качестве проводника современности в некогда традиционных подходах.

Любая традиция — это бывшая инновация и любая инновация в потенциале – будущая традиция, поэтому ненужно отказываться от традиционных форм сотрудничества с родителями, следует лишь изменить свое виденье традиционных форм работы с родителями.

Исследователи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, рассматривают взаимодействие с семьей как социально-психологическую систему с большим воспитательным потенциалом. Е.П. Арнаутова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, трактуют педагогическое сотрудничество с семьёй, как воспитательную систему, основой которой является близкое взаимодействие с образовательным учреждением. Т.А. Макарова утверждает, что семья, не смотря на свой большой воспитательный потенциал на всех этапах развития, остро нуждается во взаимодействии со специалистами.

Мероприятия с родителями, направленные на их воспитание, как утверждает М. Фин, своей целью имеют распространение информации, знаний и навыков в развитии разных аспектов деятельности детей. Р. Якку-Сихвонен же считает важным развитие у родителей черт воспитателей, то есть это своего рода помощь в выполнении ими функций воспитателей. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов позволяют утверждать, что развитие ребенка, становление его как полноценной личности социума зависит от постоянного саморазвития родителей, от овладения различными методами работы с дошкольником, внутренней атмосферы, взаимоотношений и образа жизни семьи.

Знаменитый психолог А.В. Запорожец, выделяет две основные задачи работы ДОО с семьей: «Первая задача – это установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединить усилия для воспитания, обучения и развития дошкольника, создать необходимую атмосферу (учет интересов, потребностей), эмоциональную взаимоподдержку, совместное преодоление трудностей. Вторая задача – это активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями (законными представителями) своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с малышом».

Федеральный закон «Об образовании в РФ» утверждает, что «родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

В Федеральном образовательном стандарте дошкольной образовательной организации, вынесены основные положения по взаимодействию с родителями дошкольников это «Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности; поддержка их в воспитании, охране и укреплении их здоровья; вовлечение семей непосредственно в образовательной деятельности; создавать возможности для обсуждений с родителями вопросов, связанных с реализацией образовательной программы».

Руководствуясь основными документами регламентирующих дошкольные образовательные учреждения, можно сделать вывод: основная ответственность за воспитание, развитие и охрану здоровья ребёнка, несут родители или их законные представители. Дошкольная образовательная организация должна оказать помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Детский сад и семья не могут заменить друг друга, поэтому перед ДОО стоит большая задача по продуктивному и успешному педагогическому взаимодействию с родителями воспитанников.

Необходимое условие эффективности педагогического процесса, это повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Основными задачами ДОО по педагогическому взаимодействию с семьёй являются:

1. Оказание психололго – педагогической помощи семье в воспитании ребёнка;

2. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

3. Создание взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОО и семьёй;

4. Оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей.

Для формирования успешного партнёрства детского сада и семьи воспитанников, ФГОС ДОО предусматривает следующие принципы педагогического взаимодействия.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Принципы педагогического взаимодействия ДОО с семьей
Преемственность согласованных действий
Тщательная подготовка к каждому мероприятию
Индивидуальный подход к каждой семье
Сотрудничество, а не наставничество
Динамичность

 Принципы педагогического взаимодействия ДОО с семьёй

Педагогическое взаимодействие ДОО с семьёй будет более эффективно, если будут использованы основные четыре направления работы по включению родителей дошкольников в совместную деятельность. 

Направления работы ДОО с семьей по педагогическому взаимодействию с семьёй

НаправлениеЦель
1.Информационно-аналитическая деятельность;Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
2.Просветительская деятельность;Повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров.
3.Организационно-методическая деятельность;Развитие у родителей творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.
4.Реализация образовательного процесса детского садаПроявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

 В условиях исполнения ФГОС ДОО, в детском саду реализуется четыре направления педагогического взаимодействия с семьёй: наглядно-информационное; познавательное; информационно-аналитическое, досуговое.

Направления педагогического взаимодействия с семьёй

Направление                    Цель
1.Наглядно-информационноедает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
2.Познавательноенаправлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
3.Информационно аналитическоенаправлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
4.Досуговоепризвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Детский сад при реализации педагогического взаимодействия с семьёй использует традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Традиционные формы: коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.

Традиционные формы педагогического взаимодействия ДОО с семьей

ФормыСодержание
КоллективныеОбщие родительское собрание ДОО, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогический консилиум; групповые собрания родителей, «Круглый стол», родительский комитет группы, открытые занятия с детьми в ДОО для родителей.
Наглядно — информационныеЗаписи аудио – бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки – передвижки.
ИндивидуальныеПедагогическая беседа с родителями, тематические консультации, «Заочные» консультации, посещение семьи.

В настоящее время детские дошкольные учреждения стараются использовать нетрадиционные формы педагогического взаимодействия с семьёй. Данные формы взаимодействия направлены на неформальное установление контактов с родителями дошкольников.

 С классификацией нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй которые предлагает Т.В. Кротова.

Нетрадиционные методы педагогического взаимодействия с семьёй

Нетрадиционные формыЦельСодержание
Информационно-аналитическиеУстановление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информацииСоциологические опросы; анкетирование, тестирование, собеседование, картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства), «Азбука безопасности и др.  
  ДосуговыеУстановление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьмиПраздники, концерты, развлечения, соревнования, чаепитие, совместные походы и экскурсии; деловая игра; социальные акции; мастер — классы; деловые игры, турниры знатоков, КВН; «Гость группы», интеллектуальные ринги для детей и родителей, семейные клубы и театры, «семейная мастерская», ток-шоу, совместные прогулки и литературные вечера.
ПознавательныеОзнакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.Проведение собраний в нетрадиционной форме; мини-собрания; педагогическая гостиная; материнская школа; педагогические устные журналы; исследовательская, проектная деятельность; интернет — журнал, аукцион секретов воспитания.
Наглядно-информационныеОзнакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.Буклеты; родительская газета; электронные газеты; открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности; взаимообмен фотографиями; видеофильмы о жизни ребёнка в семье и в детском саду; презентации; презентации ДОУ; стенгазета; интернет группа, портфолио группы и воспитанников, групповые альбомы, «копилка добрых дел», сайт ДОО.

В эпоху повсеместной информатизации и распространения Интернета, ДОО стремятся успешно его освоить.  Одной из форм педагогического взаимодействия ДОО с семьёй является — сайт детского сада. Сайт – это информационная единица в интернете, ресурс из веб-страниц, которые объединены общей темой и связаны друг с другом, с помощью ссылок. [8]

Задачи сайта ДОО
Развитие сотрудничества между воспитателями и родителями посредством живого общения на страницах сайта
Информирование о закономерностях развития и особенностях методики  воспитания детей дошкольного возраста, пед. просвещение родителей.
Знакомство родителей с деятельностью ДОО: сетка занятий с детьми, планы, режим дня и.т.д.
Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях
Возможность заполнения анкет, предназначенных для родителей в сети Интернет
Обмен видео и фотоматериалами на страницах сайта

Задачи сайта ДОО по педагогическому взаимодействию с семьёй

Наличие сайта у дошкольного образовательного учреждения расширяет возможности педагогов, родителей и специалистов, а также позволяет контролировать процесс обучения дошкольника.

В соответствии с требованиями закона «Об образовании» Статья 29: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»».

У сайта есть определенная структура, разделы, в которых родители всегда могут найти материалы и ознакомиться с нужной информацией. Данный способ является самым надёжным и целесообразным, так как каждый родитель может посмотреть всю необходимую информацию о его ребёнке, проконсультироваться со специалистом и получить советы и рекомендации на интересующие его вопросы. Сайт ДОО решает следующие задачи по педагогическому взаимодействию с семьёй.

Одной из новых нетрадиционных форм педагогического взаимодействия ДОО с семьёй, является социальная сеть «Вконтакте». Данная сеть стала очень популярна, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников. Под социальной сетью понимают «множество агентов, которые могут вступать во взаимодействие друг с другом и связи, между которыми являются социальными, т.е. дружба, симпатия, совместная работа или обмен информацией».

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, семинары-тренинги: дискуссии (круглые столы, симпозиумы, дебаты), интерактивные игры; мастер – классы, устные журналы, экскурсии, акции, оздоровительные мероприятия.

В настоящее время, одной из эффективных форм педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации, является — акция.

Это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.

Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

Можно выделить, значимость и ценность социальных и благотворительных акций в детском саду:

— Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!

— С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).

— Социальная акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.

— Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка и участников образовательного процесса, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

— Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

 Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах.

Психолого-педагогические правила педагогического взаимодействия ДОО с семьёй

Содержание
1 ПравилоПри работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей — это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога, и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.
2. Правило            Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3. ПравилоПедагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог — лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
4. ПравилоЖизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности

В настоящее время, организация сетевого взаимодействия ДОО с семьёй является современной и востребованной формой взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.

Подводя итог, можно сказать, что профессиональное и творческое использование педагогами детского сада современных традиционных и нетрадиционных форм работы, позволяет успешно и эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников как с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДОО.

Список использованной литературы

1.  Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова. // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 10. – 23-29 с.

2. Арнаутова, Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. — М.: Владос, 2009. — 213 с.

3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. – М.: Армита, 2020. – 243 с.

4. Балалиева О. В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления / О. В. Балалиева. — 2011. —  №5.  — 125-138 с.

5. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

6. Ваймер Е. В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС  // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1430-1432. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31131/

7.  Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

8. Зверева О.Л., Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями в ДОО: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2019. — 112 с.

9.  Ковалева Е.В, Лакеева Г.С. Патароча Е.Н, Семенюта Г.А, Яблонцева Н.Ю, Бабитинская О.Н. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с.

10. Лебедева Н.Ф. Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период // Образовательный альманах. – Екатеринбург, 2018. — №6. – С. 25 — 27.

11. Петухова М.Г. Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции // Молодой учёный, — 2020. — №20. – 601 с.

12.  Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие / Под ред. В.А. Деркунской. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 240 с.

13. Трифаненкова С.В. Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся. Методические материалы. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018. – С. 5–9.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

15. Федеральный государственный стандарт Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

/Поротникова Надежда Вячеславовна, 
магистрант Высшей школы образования и психологии ОНК 
«Институт образования и гуманитарных наук» ФГАОУ ВО 
«Балтийский федеральный университет им И. Канта»
e-mail: skrepka-87@mail.ru/
01/06/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *