02/10 Формирование функциональной грамотности у детей как фактор выявления ранней одаренности

Аннотация: в статье представлен опыт работы педагогов МБУДО ЦРТДиЮ г.о. Королев по выявлению и организации работы с детьми с высоким уровнем творческих способностей. Представлена система работы в творческих объединениях с детьми с повышенными академическими способностями.

Ключевые слова: творческие способности, одаренность, функциональная грамотность.

Современная социокультурная и образовательная ситуация в обществе на современном этапе развития выдвинула в качестве приоритетной проблему ранней диагностики одаренности детей.

Создание оптимальных условий для воспитания и образования одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества [2].

По наблюдениям педагогов ЦРТДиЮ, часто в группе может заниматься ребенок, который будет заметно отличаться от многих детей группы. Он может задавать много вопросов, проявляя интерес к окружающему, он, как правило, более активен на занятиях, знает больше других детей в одной или нескольких областях знаний. А иногда встречаются дети, которые говорят: «Я это уже знаю, мне не интересно». Такие дети задают вопросы, которые ставят нас в тупик, огорчаются, когда их мнение не согласуется с общепринятым.

Педагоги Центра отмечают, что в последнее время все чаще стали приходить дети, которые непринужденно, легко экспериментируют с предметами, моделируют пространство с учетом нестандартных и не типичных конструкций пытаясь понять различные закономерности действий с ними. Возможно, что это дети с высоким уровнем развития творческих способностей, сопровождающиеся значительной познавательной активностью.

Способности, как правило, проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться  и развиваться в конкретной деятельности. На наш взгляд, нельзя судить об имеющихся определенных  задатках и способностях у ребенка, если он не проявляет активности, заинтересованности и не занимается определенной деятельностью (музыкальным, изобразительным, театральным творчеством и др.), интересующей его. 

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что можно выделить ряд особенностей, дающих возможность предположить наличие высокого  уровня  развития творческих способностей у ребенка. Нами отмечено, что такие особенности могут проявляться как в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях, при выполнении заданий дома, так и на занятиях в Центре. Часто такие особенности отмечают не только педагоги Центра, но и родители воспитанников, ближайшие окружающие люди с которыми контактируют дети.

Одним из условий становления всесторонне развитой, динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности на современном этапе рассматривается процесс формирование функциональной грамотности у детей.

Новые парадигмы образования формируют новые пути развития функциональной грамотности, новые компетенции, формирование которых позволит ребенку адаптироваться в современных реалиях. Понятие функциональной грамотности стало распространено уже в середине XX века и означало умение применить теоретические знания на практике. Но на современном этапе функциональная грамотность приобретает новый смысл, подразумевая эффективную интеграцию личности в быстро меняющемся цифровом обществе, готовность применить знания в различных жизненных ситуациях [1].

На наш взгляд, новая функциональная грамотность предполагает умение работать с технологиями, новыми материалами, умение пользоваться

новыми знаниями о природе человеческого мышления и познания, сохраняя культурную идентичность, что в последующем способствует развитию творчески одаренной личности.

В данной связи эффективным образовательным форматом поддержки детей с творческими способностями является система дополнительного образования, которая гибко видоизменяется с учетом индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

Педагоги ЦРТДиЮ считают, что на передний план выходит необходимость поддержки и развития детей с творческими способностями. Ведь становится очевидным, что творческие способности в современном мире является в большей степени переменной характеристикой, нежели постоянной. Именно поэтому необходимо создавать такие образовательные  условия, в которых задатки одаренности  будут в меньшей степени подвержены отрицательной динамике, а достижения воспитанников будут  отслеживаться  их в долгосрочной перспективе с качественной интерпретацией и обратной связью.

Познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание  и устройство этого мира может проявляться в детской любознательности в различных сферах и разных формах, например в творческом объединении «Робототехника» это и экспериментирование с разными механизмами, стремление собирать и разбирать сложные устройства. Часто такие дети задают вопросы взрослым, для выявления закономерностей, лежащих в основе заинтересовавших наблюдаемых явлений. Воспитанники объединения Робототехника четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, легко находят решение через переконструирование условий. Поставленные задачи часто решаются в уме, легко и быстро. Решая умственные задачи повышенной сложности,  у детей возникает  потребность в приобретении новых знаний, построении все новых  трудновыполнимых задач, поиску не традиционных путей их решения, самостоятельном поиске совершенно неожиданных, оригинальных ходов их  выполнения.

Всем известно, что игра в шахматы помогает детям развивать умственные способности. Исследования ученых говорят, что дети, занимающиеся шахматами, на 60% лучше усваивают школьную программу, у них быстрее развивается память, легче дается изучение точных наук.

А еще формируется стратегическое и системное умение мыслить. Шахматисты нашего Центра учатся не только в игре продумывать развитие событий на 5-6 ходов вперед. Каждая жизненная ситуация воспринимается у них не отдельным событием, а подлежит системному анализу, нахождению массы решений, анализ последствий каждого поступка. Все это нужно для формирования творчески одаренной личности ребенка в целом.

Мы замечаем у них развитие способности мыслить, концентрировать внимание на главном, воспитывается усидчивость, увеличивается скорость реакции в любых сферах дальнейшей деятельности. В любой жизненной ситуации, с которой юный шахматист столкнется в будущем, будет быстро находить решения, продумывать каждый вариант решения и выбирать верный.

В качестве примера рассмотрим так же занятия образцового творческого коллектива «Изостудии «Креатив», на которых юным художникам предоставляются условия для выражения своих творческих способностей, после чего бывает легче выделить детей с художественной одаренностью. Для творчески одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа, который обязательно будет отличаться оригинальностью, новизной и не соответствовать общепринятым стандартам. Все что придумывает творчески одаренный ребенок, отражает его внутренний мир и своеобразие его восприятия.

Среди множества форм художественного воспитания обучающихся Центра творчества хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

На занятиях в образцовых коллективах «Эридан» и «Звездочка» в полной мере проявляется наличие у детей и подростков повышенных творческих способностей. Невозможно добиться высоких результатов, не имея к данному виду деятельности огромного таланта, ведь хореографические постановки с участием детей постоянно проходят строгий анализ и получают высокие оценки жюри на разных уровнях. Танцевальное творчество, являясь одним из самых популярных и востребованных направлений дополнительного образования так же помогает и профессиональной ориентации наших обучающихся.

Все вышесказанное помогло нам считать, что системным проявлением повышенных творческих способностей, в которых фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящиеся к различным видам детской деятельности.

Многолетние наблюдения за детьми позволило нам выделить ряд личностных особенностей у одаренных воспитанников. Для них характерно упорство в достижении цели (заинтересовавшее дело может привлекать ребенка несколько часов подряд, возможно возвращаться к нему в течение нескольких дней, если не устраивает результат).  Как правило, одаренные дети стремятся к совершенству и достижению наивысшего уровня выполнения задания – исполнения на музыкальном инструменте,  в рисовании, изготовлении постройки, исполнении роли и др.

Таким образом, новая функциональная грамотность рассматривается нами как важнейшее условие для развития и поддержки детей с повышенными творческими способностями в условиях дополнительного образования. С учетом особенностей современной системы общего образования наиболее эффективен поэтапный поиск детей с повышенными творческими способностями в процессе их обучения в системе дополнительного образования, с привлечением специалистов разного уровня. Выявление одаренных детей возможно различными путями. В своей работе  наиболее эффективными мы считаем метод наблюдения, который дает общее представление о ребенке. Более глубокое представление о ребенке мы получаем посредством тестирования, с применением проективных методик, позволяющих оценить уровень развития творческих способностей и задатков одаренности. Нами разработана и внедрена система выявления обучающихся с повышенными академическими способностями. Ведется дальнейший  поиск особенностей педагогического сопровождения таких детей, их социализации. Разрабатываются новые механизмы взаимодействия с родителями, механизмы дальнейшего развития методических подходов к вопросу выявления детей с повышенными академическими способностями.

Литература:

1. Маслова И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей  // — Магнитогорск, 2007.  176 с.

2. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. No1 (23).

/Забельская Татьяна Викторовна, 
педагог-психолог 
МБУДО ЦРТДиЮ г.о. Королев
e-mailtat_vikt@list.ru/
02/10/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *