04/04 Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста

Аннотация: в данной статье рассматривается проблемы развития игровой деятельности детей раннего возраста. Проанализированы особенности игровых технологий в дошкольных организациях.

Ключевые слова: дошкольная организация, раннее развитие, дошкольное воспитание, игровая деятельность, игровые технологии.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции как:

развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игрприсущи четыре главные черты(по С.А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие правил, прямых или косвенных, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельностиорганично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В жизнедеятельности ребенка-дошкольника игра занимает ведущую роль.

А как это реализуется в современнойпрактике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.

Если рассматривать детей сегодня, то можно увидеть, коллективным играм они больше предпочитают информационные технологии.

Информационные технологии — это специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для игр.

Наиболее часто используемым устройством является телевизор или различные игровые приставки, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

Понятие игровые педагогические технологиивключают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые педагогические технологии позволяют педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения.

Игровая форма занятии создается при помощи игровых приемов и ситуации, выступающих как средства побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Игровая деятельностьв нашем детском саду построена на творческом использовании игры и игровых действиий.

Педагог наблюдает за детьми, понимает и помогает как участник в создании игрового замысла, тем самым, завоевывая доверия детей, быть с ними, а не над ними.

Так, например, педагог может сделать вид, что ему понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы он может сказать: «Ляля сказала, что она хочет печенья. Где же оно?» перебирая предметы, привлекает к поиску ребенка. Педагог стимулирует речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, ребёнок радуется совместным находкам. Если малыш не понимает смысла замещения, переждав несколько дней, предлагает игру снова. Ребенок должен внутренне созреть для этой сложной деятельности. Постепенно педагог ограничивает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время он уже не будет нуждаться в непременном участии педагога. Присутствие взрослого, его внимание еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда сам может оценить достигнутое. В раннем возрастев игру можно вводить элементы ролевого поведения. Выполняя те или иные действия, ребенок воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т. п. Формирование у ребенка условных игровыхдействий в совместной с педагогом игре и элементарного игрового взаимодействия, которое также вводится педагогом в сюжетный контекст, позволит подвести ребенка к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежат игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстником.

Для успешности нашего детского сада работа выстроена в направлении педагог-ребенок-семья.

Усилия коллектива, направленны на создание развивающей безопасной, образовательной, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных, возрастных особенностей и потребностей детей на основе игровой деятельности с применением инновационных методик и технологий воспитания и обучения.

Для этого переориентирована работа с детьми с поддержкой родителей для достижения ожидаемых результатов. В сотрудничестве с родителями используем разнообразные формы работы:

* анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);

* индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);

* тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям);

* совместное создание предметно— игровой развивающей среды в группе.

* консультации для родителей на темы:

«Взрослые дети, игра»

«Как провести свободное время с семьёй»

«Раннее развитие детей»

Всё это повышает педагогическую компетентность родителей. Систематическая работа дает положительные результаты.

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится всё более самостоятельной и творческой. Малыши овладевают самостоятельной игрой, чувствуют себя по-настоящему счастливыми.

В результате работы с использованием игровых технологий:

Ребёнок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым. Подражает его действиям и принимает его игровую задачу.

Может играть рядом, не мешает другим детям, подражать действиям сверстника.

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

Использует в игре замещение недостающего предмета.

Общается в диалоге с воспитателем.

В самостоятельной игре сопровождает действия своей речью.

Следит за действиями сказочных персонажей.

Список литературы

  1. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988).
  2. Приказ МОН РК от 5 мая 2020 года № 182 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»
  3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (Приказ МОН РК от 24 сентября 2020 года № 412)
  4. Послание Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014г.
  5. «Нұрлыжол – болашаққа бастар жол»
  6. Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
  7. Н. Назарбаев: Семь граней Великой степи (21 ноября 2018 года)
  8. ИМП «Об особенностях воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях РК в 2021-2022 учебном году.
  9. Игровые технологии (Шмаков С.А, Никитина Б.П, Эльконин Д.Б, Выготский Л.С)
/Галиева Светлана Юрьевна
кандидат педагогических наук, 
доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, 
mrsgalieva@yandex.ru
Базарбаева Роза Жолаушиевна  
магистрант Пермского государственного 
гуманитарно - педагогического университета, 
Пермь, Россия /
04/04/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *