03/06 Проблемы и перспективы процесса воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации

Говорить о проблемах инклюзивного образования можно исходя из опыта как стран Западной Европы, где накоплен достаточный опыт инклюзивного направления, так и опыта стран постсоветского пространства несмотря на то, что он небольшой.

При организации деятельности дошкольных организаций по созданию инклюзивного образовательного пространства существуют следующие проблемы:

 – отсутствие апробированных технологий разработки индивидуальных программ для детей с ООП;

– непринятие родителями нормально развивающихся детей присутствия детей с ООП;

– низкий уровень информированности населения о возможностях инклюзивного образования;

– отсутствие практики создания инклюзивных групп, где дети с ООП могут находиться в системе полного и неполного дня;

 – отсутствие системы постепенного вхождения детей с ООП в коллектив нормально развивающихся детей;

– отсутствие системы подготовки педагогов к обучению нормально развивающихся детей к взаимодействию с детьми с ООП.

В плане организации менеджмента существуют проблемы с недостаточностью взаимодействия специалистов учреждений разного ведомственного подчинения [1].

Организация инклюзивного образования наиболее перспективна и значима на этапе дошкольного развития. Важность дошкольной инклюзии определяется тем, что дети с особыми образовательными потребностями могут столкнуться в школе с большими трудностями.  Уже в период дошкольного детства необходимо создавать условия для их социально-психологической адаптации и включения в общеобразовательную среду и правильно выявить их потребности.    

Для реализации принципов инклюзивного образования создаёт принципиальную возможность диагностика образовательных потребностей детей.  Процедура диагностики ООП необходима для создания условий при совершенствовании системы оказания комплексной поддержки в воспитании и обучении детей с ООП. Решение этой проблемы способствует устранению существующих барьеров и ограничений, сдерживающих внедрение инклюзивного образования в практику дошкольных организаций образования.

Как процесс детализированной многоцелевой идентификации особых образовательных потребностей ребенка можно рассматривать  процедуру диагностики и оценки ООП детей дошкольного возраста, который проводится заинтересованными сторонами и специалистами различного профиля с использованием имеющейся классификации и номенклатуры особых образовательных потребностей.

Так, например, в соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года «Об образовании», утверждены категории детей с ООП, порядок оценки особых образовательных потребностей и критерии их оценки» с целью определения необходимых специальных условий для получения образования [2].

Диагностика и оценивание особых образовательных потребностей ребенка-дошкольника состоит из трех этапов, которые раскрывают структуру и логику проведения диагностического исследования.  Содержание диагностики на предыдущем этапа создает необходимые условия для реализации задач последующего этапа.  На первом этапе происходит сбор информации о характере трудностей ребенка-дошкольника в обучении и социализации. Такая информация проводится с помощью таких психолого-педагогических методов, как изучение и анализ имеющейся документации, наблюдение, беседа, различные виды опроса воспитателей и родителей (анкетирование, диагностическое интервью и др.). Как главный метод изучения, наблюдение за ребенком используется   во всех формах организации воспитательно-образовательного процесса образовательной деятельности в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. В процессе наблюдения изучают процесс как ребенок ведет себя на занятиях, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как реагирует на различные явления окружающую действительность, какие формы переживания проявляются у ребенка в его эмоциональной сфере.

Результаты первичного наблюдения, данных беседы и анкетирования являются основанием для дальнейшей углубленной диагностики. На основе анализа всех полученных данных формулируется гипотеза, в которой делается предположение о наиболее вероятных причинах трудностей в обучении и развитии дошкольника.  К ребёнку, у которого зафиксировали трудности, применяется ряд диагностических методик, позволяющих выявить причины возникновения трудностей.

Второй этап включает психологическое обследование, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.  Эффективность психологического обследования и степень обоснованности выводов в большей мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.         

Педагогическое обследование, целью которой является оценка актуального развития ребёнка, выявление имеющихся у него умений и навыков, должно соответствовать требованиям образовательной программы. Педагогическое обследование проводится с помощью метода наблюдения и применения специальных диагностических заданий. 

Результаты обследования различными специалистами фиксируются в речевых картах, протоколах психологического обследования и др. Конечным результатом данного этапа должно стать подробное обоснование причин и характера трудностей ребенка, а также описание потенциальных возможностей ребенка, его сильных сторон, на которые следует опираться в процессе воспитания и обучения.

Третий этап состоит из комплексной оценки ООП ребенка по результатам командного обсуждения и обобщения материалов. Это первичное наблюдение, педагогическое изучение воспитателя, углубленное обследование специалистами, данные беседы и анкетирования родителей. На этом этапе происходит окончательная обработка полученных результатов и сведение всех данных в единое описание, которая позволит наглядно представить соотношение различных показателей развития дошкольника в возникновении имеющихся у него трудностей.

Таким образом, весь комплекс диагностических процедур нацелен на удовлетворение ООП ребенка и оказание ему необходимой психолого-педагогической поддержки и помощи.      

Для оценки особых образовательных потребностей и определения содержания психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста важно подготовить:

—  анкету для родителей;

— протокол беседы с родителями ребенка-дошкольника (заполняется специалистами службы психолого-педагогического сопровождения);

— протокол наблюдения за ребенком-дошкольником в организованной (учебной) и свободной деятельности;

— опросный лист для оценки социальной адаптированности ребенка;

 — психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника;

— сводную характеристику ребенка-дошкольника (по результатам командного обсуждения);

— индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения детей с ООП.

В целях методического обеспечения можно использовать рекомендации для педагогов в построении стратегии обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей [3]

Список литературы:

1. Ярош Е.А. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика, проблемы, перспективы. / Специальное образование. 2018. № 3

2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании».

http://engime.org/ob-osobennostyah-organizacii-obrazovatelenogoprocessa-v-obshe-v4.html?page=189

/Макишева К.Б., заведующая
Султангазина А.К., методист
ГККП Ясли- сад № 79 "Шабыт"
г. Астана, Республики Казахстан.
Шакирова Ш.Х., методист 
ГККП «Методический центр» 
г. Астана, Республики Казахстан
Научный руководитель:
Таринова Наталья Владимировна, 
кандидат педагогических наук, 
доцент кафедры педагогики и психологии 
Пермского гуманитарно-педагогического университета/
03/06/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *