01/12 Приобщение обучающихся младшего школьного возраста к классическим отечественным произведениям искусства и литературы

Аннотация: в статье отражены формы, методы и приемы обучения младших школьников по приобщению к изучению классических отечественных произведений искусства и литературы.

Ключевые слова: литература, искусство, классика, методы, формы, приёмы.

Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, и общества должно быть постоянным. Одной из составляющей воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики: духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры.

         В современном мире дети стали меньше читать, меньше интересоваться книгами, пропал интерес к чтению, к произведениям искусства. Но формирование культурных ценностей у ребенка невозможно без изучения классических отечественных произведений искусства и литературы. Ведь суть русской культуры – это духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям. Классические произведения искусства и литературы — это произведения, проверенные временем, и они существуют не только для удовольствия, но и для получения опыта, извлечения уроков, воспитания нравственной личности. Русская классическая литература — ядро Русского мира, помогает сформировать гражданское мировоззрение. Классическое искусство, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А.Есенина формируют у обучающихся чувство справедливости, долга, ответственности, сострадания, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям.

          Приобщение обучающихся к классическим произведениям искусства и литературы должно уже начинаться с младшего школьного возраста. В соответствии с ФГОС НОО при получении начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, также Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Изучая проблему приобщения обучающихся к классическим произведениям искусства и литературы, я пришла к выводу, что эффективно формирование культурных ценностей реализуется через изучение в учебном процессе и во внеурочной деятельности классических произведений искусства и литературы. «Русская классическая литература-это наша надежда, неисчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения» Д. Лихачев. Учитель должен донести до обучающихся понимание литературы как явления национальной и мировой культуры; средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, истории и культуре России и Донецкой Народной Республики, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

          Мир ребенка открыт, он хочет увидеть что-то интересное, познавательное, увлекательное. Воспринимать произведения искусства и литературы дети начинают уже с детства. А как же учителю вызвать интерес к изучению классических произведений искусства и литературы? Погружение ребенка в мир искусства не должно быть однобоким, ведь искусство-это музыка, живопись, литература и т.д. Функции произведений искусства и литературы: эстетическая, познавательная, воспитательная. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. В произведениях русских писателей созданы образы положительных героев. Изучая классические произведения литературы, учащиеся размышляют о смысле существования человека в обществе, его ответственности за свое поведение. Таким образом, они вовлекаются в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя.

         В своей педагогической практике для решения проблемы приобщения обучающихся к классическим произведениям искусства и литературы применяю различные формы, методы и приемы обучения. Урок литературного чтения всегда начинаю со слов великого русского писателя А.С. Пушкина «Чтение — вот лучшее учение», также ребята сочинили девиз «Читать не вредно — вредно не читать». Как же мотивировать учащихся к чтению, чтобы получить эмоциональный отклик? На уроках литературного чтения применяю совместное обсуждение поступков героев, ситуаций, учащиеся высказывают свое мнение, вступают в диалог с учителем и одноклассниками при обсуждении произведения, обосновывают нравственную оценку поступков героев. Уделяю большое внимание творческим заданиям: составление вопросов к произведению, описание характера персонажей и эмоциональный отклик, составление кроссвордов, выполнение иллюстраций, мини-дискуссии (вопрос — ответ), проведение дидактических игр «Облако слов» (характеристика героя), «Ромашка хороших поступков» (определяют хороший или плохой поступок), инсценировка  и др. Стало традицией проведение Дня детской книги, учащиеся проводят презентацию прочитанных книг, знакомят с читательскими дневниками, организуют выставку книг, делают аудио отзыв или  видео отзыв о прочитанной книге.

          На уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства учащиеся знакомятся с классическими произведениями искусства таких великих художников как В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.И.  Суриков, В.Г. Перов, В.А. Серов и др. Для учащихся на уроке необходимо создать увлекательную и интересную беседу в игровой форме, познакомить с творчеством художника, его детством. Рассматривая картину, учитель должен развивать творческое мышление учащихся. Например, задать вопрос, какая музыка или стихотворение может сопровождать описание картины? Рассматривать картины русской природы целесообразно в те времена года, которые на них изображены. Из своей практики приведу пример работы по приобщению к классическим произведениям искусства. Совместно с учащимися организую проект «День одной картины». Проходит демонстрация картины русского художника в виде презентации, учащиеся подготавливают сообщения об истории создания картины, об авторе картины, выполняют описание картины (устно и письменно), высказывают свое отношение к картине, подбирают музыкальное сопровождение картины, в игровой форме подбирают вопросы по картине. Например, к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» можно задать такие вопросы (О чем галдят грачи? Откуда они прилетели? и др.), сопровождение картины может быть музыкальным произведением П.И. Чайковского «Времена года». Произведения искусства помогают учащимся понимать и любить природу, видеть прекрасное в образах.

               Согласно п.2.ст.2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

               Учитывая выше изложенное, также во внеурочной деятельности необходимо продолжить работу по приобщению учащихся к классическим отечественным произведениям искусства и литературы. Внеурочная деятельность ставит своей целью создание условий для выражения и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения культурных традиций и духовно-нравственных ценностей. В целях повышения интереса к классическим произведениям искусства актуальным является посещение художественного музея, драматического театра, театра оперы и балета, библиотек. Организация и проведение внеклассных мероприятий: «Литературная гостиная», «Турнир знатоков литературы и русского языка», викторины по прочитанным произведениям, музыкальные фестивали, конкурсы чтецов и др.

            Таким образом, можно сделать вывод, что эффективным способом по формированию культурных ценностей у младших школьников является приобщение к классическим отечественным произведениям искусства и литературы, применяя при этом различные индивидуальные и групповые формы обучения, нестандартные формы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Список использованных источников:

  1. Анисимова А.А. Культурологические ценности у младших школьников/А.А. Анисимова// Евразийская педагогическая конференция: сб. ст. в 4ч./гл. ред. Г.Ю. Гуляев. —  Пенза, 2018г.
  2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (от 19.06.2015 №55-IHC, действ. редакция от 17.08.2021г.)
  3. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (утв. пр. МОН ДНР от 16.08. 2017 №832)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286)

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

/Тимошенко Маргарита Владимировна, 
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №33 г. Донецка»
контактный телефон: +7-949-355-89-19
e-mail: margulet@mail.ru/
01/12/23-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *