01/12 Элементы применения дистанционных технологий в образовательной практике музыканта

«Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий – это  обеспечение информационного взаимодействия, реализация которого определяет заранее заданный результат: педагогическое воздействие, направленное на достижение определенных образовательных целей».

(Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования).

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты применения дистанционных образовательных технологий в практике работы преподавателя детской школы искусств. Рассмотрены основные виды программного обеспечения, для организации процесса дистанционного обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, дистанционное обучение, дополнительное образование.

Два года назад мир столкнулся с таким понятием, как удалённый режим работы. Во многих социально-экономических областях жизни этот опыт получил положительный отклик. Однако, в образовательной сфере, так называемая «удалёнка», скорее воспринималась как вынужденная необходимость, продиктованная временем и условиями. Оттого, начало нового учебного года в очном формате было принято педагогами с облегчением. С того времени у меня сложилось представление о том, какможно использовать опыт дистанционного обучения в наших рабочих программах для того, чтобы улучшить результаты учеников, а также развить в них любовь к музыке и искусству в целом.

В том же 2020 году на базе Медвежье-Озёрской ДШИ прошла научная конференция, посвящённая аспектам применения дистанционных технологий в обучении. Несмотря на разноплановость докладов, большинство из них объединяло одно, а именно – весьма критическое отношение к такому формату обучения. Понять эту точку зрения можно, если обратиться к предпосылкам: внезапное введение удалённого режима обучения во время четвёртой четверти потребовало срочного выстраивания учебного процесса по-новому, поскольку, из-за отсутствия подобного опыта в прошлом, не было ни выработанной и проработанной методики преподавания, ни материально-технической базы. Поэтому, приходилось формировать принципы нового учебного процесса «на лету».

К наиболее часто упоминаемым трудностям в таком формате обучения относятся: невозможность определения и исправления посадки за инструментом, редактирования аппликатуры, как при личном присутствии, сложность разбора новых произведений, так как по разным причинам качество изображения и звука не всегда является удовлетворительным, с последним также связана сложность работы с динамикой в произведениях. Особенно выражено эти трудности сказались на работе с детьми из младших классов, поскольку зачастую у них ещё не до конца выработана способность разбирать произведения самостоятельно, без помощи преподавателя.

Однако, несмотря на вышеуказанные минусы, последующая практика показала, что применение некоторых элементов дистанционного формата обучения в качестве вспомогательного инструмента положительно сказывается на классическом образовательном процессе. Это проявляется как в практическом, так и в теоретическом аспекте.

Во-первых, это предоставление ученикам источников дополнительных материалов по теме обучения, демонстрирование которых физически невозможно в процессе урока из-за нехватки времени. К таким материалам относится контент с платформы YouTube. В теоретическом плане полезными являются видео, содержащие информацию об инструментах, признанных музыкантах, их произведениях и прочее. Для практики же очень полезны видео-разборы. В качестве примера можно привести канал «Sky Guitar». На нём представлены видео с демонстрацией исполнения как классических, так и современных произведений различных уровней сложности, а также их предоставление ученикам источников дополнительных материалов по теме обучения, демонстрирование которых физически невозможно в процессе урока из-за нехватки времени. К таким материалам относится контент с платформы YouTube. Табулатуры в современном классическом музыкальном образовании практически не применяются, хотя отмечается, что их использование вместе (но не вместо!) с нотами развивает музыкально-аппликатурное мышление гитариста и способствует более быстрому и качественному разбору нотного текста.

 Важно отметить, что необходимо уделять внимание образовательному контенту, который ученики выбирают к просмотру самостоятельно, то есть не по рекомендации педагога: такой материал может содержать некорректную информацию.

Ещё одним положительным элементом, взятым из дистанционного формата обучения, является возможность создания преподавателем собственного контента, персонализированного  под его учеников. Зачастую ученикам для самостоятельной работы над произведением дома и закрепления пройденного материала требуется повторение разбора. Для этого преподаватель может записать видео, на котором он сам исполняет произведение, а также разбирает его с указанием мест, которым необходимо уделить повышенное внимание. В принципе, такие материалы педагог может создавать для каждого отдельного ученика, но более целесообразно создать архив с унифицированными видео-разборами по своей образовательной программе, дополняя его в случае необходимости. Разместить его можно на различных платформах. В качестве первого способа распространения подходят облачные хранилища (Яндекс. Диск, Облако mail.ru, Google Диск и проч.): когда это требуется, преподаватель отправляет ссылку на урок ученику. Однако, при таком способе у учеников не будет доступа ко всем материалам, к тому же объём памяти облачных хранилищ ограничен. Поэтому, другим способом может быть создание каналов, например, на YouTube, Яндекс. Дзен или в Telegram, где будет выложен весь массив образовательного контента от преподавателя. В дополнение к нему на некоторых из вышеуказанных ресурсов можно разместить нотный архив. В зависимости от желания, доступ к каналу может быть как открытым для всех пользователей платформы, так и только для его учеников. Необходимо отметить, что такой метод обучения уже давно очень успешно используется многими частными преподавателями, причём во всём мире.

Обратим внимание на техническую составляющую создания собственных образовательных видео-материалов. Во-первых, огромное значение имеет чётко построенный план урока. Оптимальный видеоролик должен содержать исчерпывающую информацию по теме занятия без лишних дополнений, чтобы не рассеивать внимание ученика. Если к демонстрации планируется большой объём разъяснительных материалов, то лучше разделить запись урока на несколько видео. Каждое такое занятие должно сопровождаться практическими рекомендациями, которые ученик в состоянии выполнить. Во-вторых, важно уже упоминавшееся качество звука и изображения. В принципе самым простым инструментом является смартфон, с помощью которого можно записывать образовательный контент. Однако, если у вас есть такая возможность, то лучше использовать специализированные звуко- и видеозаписывающие устройства. Также полезными в этом деле будут навыки работы с видео-редакторами (SonyVegas, Adobe Premiere).

В качестве обратного взаимодействия (ученик–учитель) эффективным также стал контроль обучения с помощью видео-отчётов от учеников о проделанной самостоятельной работе. В период длительного отсутствия (в каникулы, праздники, по болезни и т.п.) такой формат проверки позволяет ученикам не забыть пройденный материал и улучшать свои результаты. Это достигается с помощью грамотного диалога с преподавателем: необходимо не только своевременно комментировать присланный учениками материал, но и давать рекомендации перед записью. Также важно родительское участие, так как ученикам иногда требуется контроль. По моему мнению, наиболее приемлемым средством для обмена видео-информацией между учеником и учителем является мессенджер Telegram, поскольку он не искажает качество звука и изображения в отличие от, например, WhatsApp. 

Учеников старших классов для самостоятельной работы целесообразно познакомить с программой GuitarPro. Этот ресурс содержит огромное количество нот произведений в различных музыкальных стилях и жанрах от классической до современной музыки, которую можно прослушать, варьируя скорость воспроизведения, выделяя необходимые части или партии отдельных инструментов. К тому же, последняя версия этой программы является качественным редактором нот: есть возможность создавать музыкальные партитуры и инструментальные партии.

Подводя итог, хочу отметить, что обучение в ДШИ с применением дистанционных технологий  не может полностью заменить  личное общение  на уроке специальности, которое до сих пор является самым эффективным способом учебного взаимодействия. Только так можно достичь качественного личностного и музыкального роста ученика. Но, тем не менее, все вышеперечисленные приёмы, выработанные в процессе удалённого режима обучения, на практике показали положительный результат в рамках  дополнительной общеобразовательной программы. Такой результат достигается за счёт интерактивности, благодаря которой ученики более охотно вовлекаются в процесс обучения и, следовательно, показывают более высокие результаты.

/Толмачев Сергей Сергеевич,
преподаватель по классу гитары 
МБУДО Медвежье Озёрская ДШИ ГОЩ/ 
01/12/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *