08/04 Проектная деятельность в детском саду

Аннотация: в статье рассматривается метод проектов, который позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании образовании. Метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность.

По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты. Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания. Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть:

• творческие (оформление результата в виде детского праздника);

• информационные (дети собирают информацию и реализуют ее);

• ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ        

персонажей сказки, решают по-своему поставленные проблемы);

• исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат

оформляют в виде газеты, драматизации).

Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой к освоению проектной деятельности. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов.

Первый этап — выбор темы. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов»: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, развитию речи и собственно речевого аппарата.

Второй этап — реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребенка.

Третий этап — презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.   

Проектная деятельность — это интеллектуальный труд. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют умению наблюдать, способствуют умению слушать.

Согласно календарно-тематическому планированию образовательного процесса детского сада «Золотой лучик» г. Астана ведется постоянная работа над проектами.

В старшей группе разработан с учётом возрастных особенностей детей и проведен долгосрочный проект «Природа глазами детей». В процессе реализации данного проекта использовались методы, в основе которых лежат разные способы организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения). В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективные предпосылки для воспитания у детей любовь и заботливое отношение к природе, показывает ценность природы и её даров для каждого человека.  В ходе работы над проектом проводилась беседа, чтение сказок, организована выставка рисунков о природе.

В проекте «Эти необыкновенные и обыкновенные камни» решались ряд задач:

— познавательные задачи: расширение знания детей о камнях,

— развивающие задачи: развитие интереса и творческих способностей,

— воспитательные задачи: развитие естественно-научного представления, формирование интереса к поисковой деятельности.

В ходе данного проекта проведен подбор экспонатов для выставки «Камни вокруг нас», осуществлялось чтение художественной литературы «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы» (автор П.П. Бажов), «О чем шептались камешки?» (автор И.Н. Рыжов). Проект предполагал проведение экспериментов. Проведены такие опыты, как «Плавучесть». В ходе опыта дети узнали, что будет, если положить камень в воду. В ходе музыкальной игры с камнями «Каменный оркестр» дошкольниками созданы работы из пластилина «Разноцветные камни». В рамках профилактики плоскостопия проведена игра «По каменной дорожке шагают наши ножки». Результатом данного проекта стала выставка «Камни вокруг нас» (морские, речные, полудрагоценные), папка с произведениями художественной литературы, работы детей «Разноцветные камни».

В ходе выполнения проекта «Космос своими руками» преследовалась цель — формирование представления о космическом пространстве у детей старшего дошкольного возраста, в том числе представления о Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. В результате работы дети получили элементарные представления о теме «Космос». Проект способствовал воспитанию нравственно-патриотических чувств, творческой индивидуальности. Продуктами проекта стали художественная деятельность «В далеком космосе», создание макета «Солнечная система», изготовление ракет из цветной бумаги, пластилинография «Космическое путешествие», разгадывание кроссворда «Загадки астронома», чтение художественной литературы «Дорога на космодром» (автор Я.К. Голованова), «Незнайка на луне» (Н. Н. Носов).

Потенциал проектной деятельности велик. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, у детей появилось желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности. У родителей расширяются возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и в процесс развития своего ребенка. Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных методов. Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности, развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем проектирование будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Для педагогов преимущество проектного метода заключается в повышении качества образовательного процесса, выступает как технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитием критического и творческого мышления. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в дошкольном образовательном учреждении условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Список использованной литературы:

1.Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. -метод. пособие / авт. Т. Ю. Артюгина. — Архангельск: АО ИППК РО, 2009. — 58 с.

2.Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

/Научный руководитель: Канцур Анна Германовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
                                                                                       
Сапаралина Айнагуль Тлектесовна,
методист детского сада «Золотой лучик» г.Астана
студентка ZM722  гр. факультета иностранных языков 
Пермский государственный гуманитарно-педагогический 
университет, г. Пермь. Телефон: 8 747 577 62 55
e-mail: aina14_1970@mail.ru/
08/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *