11/12 Некоторые аспекты методики преподавания акварельной графики в детской художественной школе (на примере выполнения тематических натюрмортов)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности методики преподавания акварельной графики в образовательном процессе детской художественной школы. На занятиях акварельной графикой уделено особое внимание тематическому натюрморту, где учащиеся могут показать свои навыки или углубить свои знания. Знания художественной акварельной графикой позволяют  не только развивать интеллект, воображение, чувство fake replica rolex new rolex datejust 41 steel 18k wg wimbledon dial watch box papers %c2%af21 126334 цвета, тона, колорита и т. д., но и обладают большим потенциалом в формировании у ребенка чувственного восприятия жизни и мира вокруг себя.

Ключевые слова: акварельная графика, методика преподавания, развитие, художественные навыки, методы, воспитательный процесс, художественная школа.

Художественное развитие детей – это одна из самых важных составляющих в формировании культурной и эрудированной личности. Благодаря любви к искусству дети учатся выражать свои эмоции, чувства, понимать и видеть прекрасное вокруг себя и окружающем их мире.

Основные задачи педагога в области художественного развития детей заключаются в формировании у учащихся художественных навыков, образного мышления и представления, углублении знаний в сфере изобразительного искусства.

В представленной статье мы рассмотрим некоторые аспекты изучения акварельной графики, как одной из составляющих художественного развития детей, в процессе обучения в детской художественной школе. Формирование у детей навыков акварельной графики способствует развитию художественно-эстетического восприятия и воображения, развитию глазомера. Данные навыки также оказываются полезны при изучении композиции.

В образовательном процессе МАУДО ДХШ ГОЩ формирование у детей навыков акварельной графики осуществляется посредством выполнения тематических натюрмортов.

Художественная акварельная графика дает возможность увидеть красоту игры красок и разнообразие акварельных техник, посредством применения графических навыков в письме. Выполнение тематических натюрмортов в технике акварельной графики позволяет детям прочувствовать историческую эпоху, развивает умение творчески мыслить, формирует эстетический вкус и мировоззрение. Обучение художественной акварельной графике помогает учащимся чувствовать формы предметов, цвет, колорит, тон, благодаря применению различных навыков и техник.

В контексте изучения акварельной графики рассматриваются приемы обучения и способы, которые используются в учебном процессе, аспекты целеполагания и определения задач учебной деятельности.

Метод – это общее направление педагогической и творческой деятельности. Он  определяет способы обучения, характер взаимодействия и деятельности учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение и передача знаний, умений и навыков (ЗУН).

Существуют различные классификации методов обучения. В педагогике часто выделяют  методы воспитания, методы обучения, методы исследования.

Можно встретить разделение методов на практические – используются для формирования навыков и умений углубления знаний в изучаемой области посредством организованной педагогом практической деятельности обучающихся; наглядные – предполагают передачу учебной информации с помощью визуальной демонстрации различных материалов; словесные – методы, для которых основным источником информации при передаче знаний от преподавателя обучающимся является слово. Данный метод так же составляет основу коммуникации между преподавателем и обучающимися.

Также среди методов обучения выделяют: игровые методы; моделирование; эксперимент; распознание/определение признаков; наблюдение:

1.   Игровые методы – предполагают организацию получения детьми специальных знаний, умений и навыков посредством включения в образовательный процесс компонентов игровой деятельности.

2.   Моделирование – метод, который предполагает воспроизводство какой-либо модели, с использованием полученных детьми навыков и знаний.

3.   Экспериментирование – это самостоятельная поисковая деятельность учащегося направленная на достижение целей учебной деятельности.

4.   Распознание/определение признаков – это метод построен на анализе внешних признаков и анатомических особенностей определенных предметов.

5.   Наблюдение — основывается на целенаправленности восприятия предметов, через чувства и эмоции.

Все представленные методы широко применяются в Детской художественной школе, в том числе и при обучении детей акварельной графике. Далее мы расскажем о некоторых из них.

В начале урока преподаватель применяет словестный метод. Происходит объяснение целей и задач урока, предполагаемых результатов учебной деятельности. Преподаватель объясняет порядок введения работы, приемы, способы, техники. Информацию, передаваемую посредством словестного метода необходимо изложить в понятной форме для всего класса, корректно и структурированно построено.

Словестный метод активно используется в процессе объяснения обучающимся этапов выполнения предполагаемой работы. Объяснятся все: как правильно держать карандаш или кисть, под каким углом класть мазок или как делать заливки. Весь образовательный процесс сопровождается комментариями и объяснением преподавателя, происходит коммуникация учащихся друг с другом и преподавателем с использованием словестного метода.

В конце урока происходит обсуждение и подведение итогов проделанной работы. На этом этапе нужно помнить, что обсуждение не должно проводиться исключительно в оценочно-нарицательном тоне. Цель данного этапа урока заключается в формировании у детей понимания основных моментов пройденной темы, закреплении пройденного материала, анализа допущенных ошибок и того, каким образом их можно не допустить в дальнейшем.

Применение словестного метода позволяет нам в короткий срок передать большой объём определенной информации. Разновидностью словестного метода также являются такая форма работы, как беседа – урок всегда начинается с нее. Благодаря этому, повышается интерес учащихся посредством взаимодействия класса и учителя. Вспомогательными действиями к беседе могут выступать использование загадок по выбранным темам, тематических кроссвордов, стихов, чтение отрывка из произведения по теме.

При работе с натурой широко применяется метод наблюдения. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить постановку с разных точек зрения и сторон, рассмотреть отдельные предметы и выявить их взаимосвязь в общей композиции. Наблюдение используется детьми на всем протяжении выполнения творческой работы, так как работа с натурой требует ее постоянного зрительного восприятия и анализа изображаемых предметов.

При обучении детей созданию художественного образа хорошие результаты дает использования метода наглядности, который позволяет развивать отдельные элементы изобразительности. При применении метода наглядности преподаватель показывает обучающимся как лучше и грамотно выполнить ту или иную работу, изобразить ее отдельные элементы и части предметов.

Использование наглядных материалов преподавателем сопровождает весь процесс обучения. Данный метод всегда применяется совместно с другими и дополняет их.

Использование метода наглядности позволяет: точно выявить пропорции предметов, материальность, форму, фактуру, развивает глазомер. дает возможность закрепить теоретические знания с практическими. Позволяет объёмные объекты переносить на плоскость. При помощи метода наглядности развивается эстетическое восприятия мира, что дает обучающимся с интересом закреплять материал.

Результативность образовательной деятельности во многом зависит от интереса обучающихся к изучаемому предмету и качества используемых педагогом методов передачи учебной информации. Преподавателю необходимо совершенствовать свои знания, применять новые подходы и технологии в обучении, использовать современные средства коммуникации и передачи учебной информации.

Чтобы повысить интерес у обучающихся к изучению и углублению знаний в акварельной графике на занятиях в художественной школе применяются следующие методы передачи учебной информации:

1.   Зрительный – метод, предполагающий получение информации посредством визуального восприятия. Изучение иллюстраций, работ художников, которые пишут свои произведения в акварельной графике, демонстрация видеоматериалов, презентаций, образцово-показательных работ других обучающихся и выпускников школы;

2.   Слуховой – метод аудиального восприятия учебного материала. Предполагает наличие подробных комментариев преподавателя, по всем аспектам изучаемого предмета и беседы с детьми в процессе образовательной деятельности, ответы на вопросы;

3.   Аналитический – анализ и изучение творческих ресурсов на определенные выбранные темы.

Методика преподавания акварельной графики обобщает в себе как теоретические, так и практические аспекты обучения, усвоение которых позволит учащимся применить свой опыт и знания в самостоятельной творческой деятельности, поможет развить их творческие способности.

В этой связи перед преподавателем формируются следующие задачи:

1.   Сформировать у учащихся технические навыки в рисовании (как правильно держать кисть, карандаш, правильно класть мазок, делать заливки и т. д.);

2.   Изучить с учащимися различные техники акварельной графики;

3.   Развивать у учащихся эстетическое чувство;

4.   Побуждать детей экспериментировать, формировать потребность в самостоятельной творческой деятельности.

При помощи акварели можно сделать работу как живописной, так и графической. Учащиеся должны знать основные приемы и техники акварели. Важная и взаимосвязь акварели с рисунком, который помогает нам правильно построить предметы и изобразить их на листе бумаги.

Главной целью уроков акварельной графики, является раскрытие и развитие художественных способностей детей. При изучении акварельной графики  основной упор делается на правильную передачу цвета предметов, правильный подбор цветовых отношений, передачу объёмности предметов в натюрморте. Также учащиеся используют различные техники в написании работ, применяя полученные навыки.

Заключение рассмотрели вспоминающие методы обучения, на основе которых можно построить образовательный процесс.  Благодаря этому учащиеся и педагог развивают свои художественные способности в школе, где основным элементом является эстетическое воспитание учащихся. Обучающееся изучают и познают мир, применяя все накопленные знания и навыки.

Помимо занятий в школе обучающие сами должны учиться и развиваться для себя, искать информацию, изучать, интересоваться. Организующую роль в решении данной задачи также играет педагог. Ребенку должно быть интересно, что происходит вокруг него и что его окружает. Акварельная графика в термическом натюрморте учит нас воображению, развивает и формирует ценности в искусстве и развивает образное мышление.

Список литературы

1. Ватсон-Гарсия К.  Живопись с нуля. Пошаговое руководство-М. Манн, Иванов и Фербер,2017-160 с.

2. Виппер, Б. Проблема и развитие натюрморта  Б. Виппер, СПб: Азбука-классика,2005-1130стр.

3. Игнатьев С.Е. Задачи учебного натюрморта: Уроки изобразительного искусства//Юный художник.-1983.-№12.-С. 42-45

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. -255с

5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи- М.,Архитектура-С, 2017-172 с.

6. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», М. Просвещение, 2000-240с.

/Беленко Софья Андреевна
преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ, 
sonyahhh.belenko@gmail.com/
11/12/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *