02/03 Воспитание патриотизма средствами культурного наследия малой Родины

Аннотация.  Статья рассказывает об интеграции форм работы Центра патриотического воспитания  МУ ДО  ДДЮТ городского округа Люберцы по формированию нравственно-патриотического воспитания детей и подростков посредством  художественного образования и изучения культурного наследия малой Родины, о создании естественной культурно – творческой среды, способствующей раскрытию и развитию способностей и талантов воспитанников.                                                                                                                     

Ключевые слова: естественная культурно-творческая среда, нравственно-патриотическое воспитание, воспитательно-образовательная практика.                    

В современном стремительном ритме жизни дополнительное образование  призвано помочь нашим  детям и подросткам  сделать  выбор  творческих объединений для проведения досуга  и повышения своего творческо-интеллектуального уровня. Учитывая высокую скорость информационных потоков, коммуникативных технологий и появление новых профессий  к педагогам дополнительного образования  предъявляется креативный  подход к образовательно-воспитательному процессу и  созданию социокультурной  и творческой среды для самореализации личности, где  нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков представляет важную составляющую.  Система дополнительного образования  также успешно закладывает  основу художественного образования  и эстетического воспитания.   Так  в   Проекте « Концепции  модернизации дополнительного образования  до 2030 года»  рекомендуется существенно  пересмотреть комплекс  дополнительных программ художественного профиля и обновить их,  учитывая «Атлас новых профессий».                                                                                                           

Представлю  только часть основной работы муниципального учреждения дополнительного образования  Дворца детского и юношеского творчества городского округа Люберцы, который имеет интересную 75-летнюю историю художественного образования  и богатую  воспитательно- образовательную практику. Главной целью деятельности  нашей  организации  является формирование  социально-активной  и патриотичной личности посредством художественного образования, эстетического воспитания, изучением  исторического краеведения  своей малой Родины  и сохранением лучших традиций  народов нашего Отечества.  Для совершенствования  своей деятельности педагоги используют  развивающие  программы разного  уровня  и совершенствуют подходы к дополнительному художественному образованию и эстетическому воспитанию c использованием цифровых,  здоровьесберегающих и инновационных  технологий. Во Дворце работают десятки творческих объединений  и студий  художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной, технической и других направлений.                                                                                                                                                               

На занятиях  педагоги помогают  нашим воспитанникам увидеть  красоту и выразительность окружающего мира посредством  произведений  музыки,  изобразительного  и театрального искусства. Многих детей и подростков так увлекает весь творческий процесс обучения и воспитания, что  порой  подростки  окончательно определяют  выбор профессии и  свое дальнейшее  профессиональное образование. С созданием Центра патриотического воспитания  активизировалась работа по гражданско-патриотическому воспитанию посредством  исторического краеведения и изучения   культурного наследия малой Родины. Автор этой  статьи создала Музей Великой Отечественной войны «Дорогами войны – дорогами побед» в Культурном Центре «Дом офицеров» города  Люберцы, который  для многих мероприятий  создает особую обстановку тех давних событий и фактов, историко-культурную среду военных лет. При этом  мы  используем многообразные формы  работы:

— пешеходные  экскурсии к историко-архитектурным или природным объектам города, округа;                                                                                                           

— тематические экскурсии в Музее Великой Отечественной войны «Дорогами войны – дорогами побед», в  краеведческом  музее или картинной  галерее городского округа, где воспитанники знакомятся с удивительными работами местных, областных и зарубежных  художников и дизайнеров;                                                                                                                                  

— организация и проведение выездных экскурсий и автопробегов по местам боевой Славы ( по Подмосковью, городам России и  Республики Беларусь) с  обязательным сбором  краеведческих материалов, интервью  и  фото  и видеоматериалов;                                                                                                                             

— дискуссии  и итоговые  тематические занятия прикладного творчества, где дети  делают подарки для ветеранов  и почетных гостей будущих мероприятий, с дальнейшим  оформлением выставок  художественного творчества  или  презентаций Проектов;                                                                                                                                             

— подготовка и проведение концертных программ, посвященных Дням воинской славы и памятным Дням России. Как правило  наши педагоги  уделяют особое внимание созданию  творческих условий для развития индивидуальных талантов у наиболее одаренных детей, которые в дальнейшем готовятся продолжить  культурно-художественное образование в средних специальных и высших учебных заведениях. В процессе повседневной работы , участия в муниципальных и областных Конкурсах , Фестивалях, концертных и театральных мероприятиях  мотивируем  воспитанников  на творческие инициативы  в проведении дискуссий  и представления исследовательских  тематических Проектов по краеведению, в которых  еще ярче проявляются коммуникативные и творческие возможности наших воспитанников.  Так в процессе подготовки, репетиций  и реализации плановых мероприятий рождаются у них  новые идеи в проведении будущих мероприятий и творческих Проектов: рождаются идеи глубже изучать истории национальных костюмов, фольклорных произведений прошлых веков, истории  музыкальных произведений или истории названий  улиц, судьбы интересных людей городского округа Люберцы и их произведения искусства.                                                                            

Успехом эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию  является творческая интеграция сразу  нескольких объединений разных направлений  нашего Дворца.  Интересно то, что в процессе  подготовки  исследовательской работы или творческого Проекта  складываются творческие  группы, где дети, увлеченные  исторической  темой  Проекта, допустим, «В войне было место подвигу  и песне…», интегрируют  сразу несколько художественных направлений:  библиографическое, историко-краеведческое, музыкальное . При этом возникает необходимость сотрудничать с детской центральной  библиотекой «Бригантина» и Центральной библиотекой им Сергея Есенина,  с музеями ( историко-краеведческого и художественного профиля), с общественными организациями городского округа Люберцы и Московской области.  В процессе  системной работы  активизируем   культурно-историческую  преемственность поколений в чем помогают живые встречи с ветеранами и интересными людьми (участниками Великой Отечественной войны или краеведами, писателями  или художниками).  В этом деле помогает  Музей Великой Отечественной войны как естественное  развивающее пространство, где  организуем  и проводим мероприятия под рубриками «Диалоги поколений» и «Диалоги с Героями», «Исторические часы»,  приуроченные ко Дням Воинской славы и тематические  экскурсии. Здесь искренне проявляются  чувства сострадания и гордости, сопричастности к тем героическим событиям и людям, защищавших наше Отечество,   ответственности за настоящее и будущее! В Музее Великой Отечественной войны такие мероприятия  реально  формируют  правдивые  взгляды на исторические события и подвиги народа, позволяют  правильно осмыслить историю  малой и большой Родины.  По отзывам родителей тех детей, с которыми  мы занимаемся , они  становятся намного  добрее,  уважительнее и позитивнее,  заметно  их  стремление на добрые  и творческие  инициативы! И такие отзывы родителей и учителей общеобразовательных организаций являются своеобразным результатом нашей работы! Возрождаем традицию  объединения «Школы юного экскурсовода», где обучающиеся постигают компетенции профессии экскурсовода. Обучающиеся этого объединения  понимают универсальность этой профессии и творчески подходят к подготовке и проведению тематических экскурсий, гармонично и последовательно интегрируя знания краеведения и географии,  истории и художественной литературы, мировой художественной культуры и этики. Таким образом и в  нашем объединении «Школа юного экскурсовода», который возглавляет автор статьи, формируются элементарные знания, умения и навыки профессии экскурсовода.  А значит и при этом формируются основы нравственно-патриотического  и эстетического воспитания.                                           

Результатом  и этой работы  являются  благодарные и положительные отзывы  учителей, педагогов, обучающихся  о возрождении работы такого творческого  объединения.                                                                                                                        

Процесс дальнейшего совершенствования  методов и форм работы с нашими воспитанниками, обновление  развивающих Программ  всех уровней, эффективная  интеграция  творческого потенциала педагогов  нашего учреждения, учитывая  особенности наших детей, подростков и современные требования к дополнительному образованию, позволят нам быть более успешными,  иметь отличные воспитательные результаты, но самое главное – рядом с нами будут социально-адаптированные, творческие и милосердные воспитанники, которые смогут  быть достойными гражданами своей Родины!                                                                                                             

Используемая литература:                                                                                                        

— «Концепция развития дополнительного образования детей»

 — Распоряжение  Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-Р:

/Поликарпова  О.П.
педагог-организатор
 МУДО ДДЮТ гор окр  Люберцы, 
Моск.обл./
03/03/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *