07/03 РЕСУРСЫ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ  ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности искусства в воспитании и развитии личности детей и подростков. Выявляются ресурсы педагогики искусства для создания культурно-творческой среды в организации дополнительного образования детей.

Annotation. The article reveals the possibilities of art in the upbringing and development of the personality of children and adolescents. The resources of art pedagogy are identified for creating a cultural and creative environment in the organization of additional education for children.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; художественное развитие; художественное образование;дополнительное художественное образование; социокультурное пространство.

Keywords: aesthetic education; artistic development; art education; additional art education; socio-cultural space.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается на необходимость опоры на систему духовно нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство.

Основными направлениями процесса воспитания являются: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности духовное и нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» — интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Духовно-нравственные ценности объединяют людей духовными узами и нравственными обязанностями, способствуют формированию важных качеств, которые закреплены в законах государства: защита Отечества, сохранение культурного и исторического наследия и др.

Важнейшими задачами воспитания являются формирование у молодого поколения идеалов и ценностей своего отечества, формирование патриота как свободного гражданина государства, способного совершенствовать себя и окружающую действительность.

Особую актуальность в понимании человека как духовно-нравственного феномена приобретают такие национальные ценности, которые выражаются через ориентацию на абсолютные ценности: красоту, добро, любовь, истину.

Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания.

Важной гранью воспитания и развития личности детей и молодёжи является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание. Приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

  Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания имеет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. 

Формирование общей культуры личности невозможно без эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в свою очередь   является одной из значимых составляющих современного воспитательно-образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Понимание эстетического воспитания средствами искусства включает в себя две составляющие:

•          первая – формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;

•          вторая – художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота и гармония выступают своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Художественное образование, приобщение к сокровищнице мировой культуры и искусства все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Рассмотрим функции искусства, выделенные эстетикой, как наукой: коммуникативная, социальная, эстетическая, художественная.

Коммуникативная функция искусства заключается в том, что оно расширяет социальный опыт детей и подростков, осуществляет взаимодействие с другими людьми, природой, исторической памятью, культурой другого народа. Информация, переданная на языке живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, танца, театрального искусства более общедоступна, легче усваивается и способствует формированию духовного мира ребенка, более полному познанию природы и общества.

   Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение норм поведения в обществе – морали, законов государства, осуществляет социализацию, включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи. 

Эстетическая функция – специфическая особенность искусства, которая ценностно ориентирует человека в мире, способствует формированию эстетических вкусов, способностей и потребностей человека, развивает творческое начало личности, побуждает желание творить и преобразовывать действительность по законам красоты.

Многообразие видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и многоликости. Выделим основные функции искусства в воспитании подрастающего поколения.

Познавательная функция помогает осваивать окружающий мир (события, явления) через художественные образы, учит устанавливать логические взаимосвязи в содержании произведения и в жизни (развитие мыслительной деятельности), развивает речь.

Воспитательная функция способствует развитию эмоционального интеллекта, познавательного интереса к событиям и явлениям жизни страны, обогащает нравственный опыт, закладывает представления о нравственно-эстетическом идеале.

 Эстетическая функция помогает видеть красоту природы и окружающего мира, красоту человеческих отношений, развивает эстетические чувства (прекрасное и безобразное в искусстве и жизни и др. эстетические категории), учит преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Рассматривая эстетическое воспитание средствами искусства, выведем понятие «художественное воспитание». Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, сохранять и создавать художественные ценности.

Исследованием воспитательно-образовательной роли искусства в своих работах рассматривали выдающиеся художники, музыканты-педагоги, режиссеры, исполнители-профессионалы, деятели искусства. Среди них Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Г.Г. Нейгауз, В.А. Разумный, К.С. Станиславский, С.Е. Фейнберг, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и все те, кто участвовал в становлении новой и вполне самостоятельной области педагогики искусства.

Педагогика искусства – это отрасль педагогической науки, основанная на слиянии педагогики и искусства, изучающая закономерности воспитания и обучения детей средствами искусства. Основываясь на принципах педагогики искусства (приоритета эмоционально-чувственного развития; полихудожественного развития; диалогичности искусства; «сотворчества»), органично отражающих задачи художественного образования, педагогический процесс строится через проживание, переживание учащимися социально-культурного опыта, отраженного в художественных произведениях, осмысление и осознание воспринятого, а результатом деятельности является развитие эмоционально-ценностного и творческого отношения учащихся к окружающему миру [7].

Инновационные процессы коснулись всей системы образования и художественного образования в том числе. Эстетическое воспитание, в свою очередь, как часть системы воспитания претерпевает следующий эволюционный виток. Появление новых технологий, новых направлений арт-индустрии и новых профессий в области искусства, интеграцию разных научных областей с искусством, заставляет задуматься о пересмотре подходов к эстетическому воспитанию и дополнительному художественному образованию.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации раскрыты цели модернизации российского образования в области культуры, подчеркнута её направленность на создание условий для раскрытия творческих способностей и природного потенциала человека [1; 2].  

Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям [3].

Сегодня дополнительное художественное образование представлено двумя линиями: кружки, студии, творческие объединения, ансамбли, оркестры в многопрофильных центрах детского творчества и предпрофессиональное художественное образование в музыкальных, хореографических, художественных школах и школах искусств. Художественная направленность характеризуется широким выбором общеразвивающих программ разного уровня (стартового, базового, продвинутого) и предпрофессионального. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» пересматриваются подходы к организации эстетического воспитания и дополнительного художественного образования.

Типовая модель «Арт-пространство», предложенная Концепцией модернизации дополнительного образования до 2030 г. [5] разработана с целью расширения возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения и создание условий и новых возможностей для:

  • разработки и внедрения организациями дополнительного образования детей программ воспитания;
  • разработки программ на основе использования инновационных и цифровых технологий, оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов арт индустрии для творчества;
  • включения в содержание дополнительных общеобразовательных программ воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности;
  • реализации задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов;
  • выявления, поддержку и продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создание условий для непрерывного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для победителей всероссийских конкурсов художественного творчества;
  • создания условий для социокультурной интеграции, адаптации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, через систему всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

Система дополнительного образования, лучшим образом адаптирована к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков. В связи с этим и обновленная социокультурная среда учреждения должна строиться вокруг трех основных сфер, в которых происходит как процесс воспитания, так и творческая самореализация личности: сферы деятельности, сферы общения и сферы самопознания.

Рассмотрим основные составляющие социокультурной среды, которые включают внутренние компоненты конкретного учреждения и внешние, связанные с инфраструктурой, окружающей учреждение.

Внутренними компонентами учреждения дополнительного образования детей являются: предметно-пространственный компонент; образовательный компонент; досуговый компонент; здоровьесберегающий компонент; информационный компонент.

Компоненты внешней среды будут включать в себя взаимодействие учреждения с различными учреждениями культуры, спорта, общественными организациями, НКО, ВУЗами и колледжами, градообразующими учреждениями с которыми сотрудничает организация.

Рассмотрим характеристику внутренних компонентов, которые интегрируются друг с другом и обеспечиваются самой организацией. Стержнем их интеграции являются образовательная и воспитательная программы учреждения. Остановимся на программе воспитания, целью которой является организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающее внешние и внутренние условия воспитания обучающихся. В связи с этим, как предлагается в проекте «Концепции модернизации дополнительного образования до 2030 г.», требуется существенно пересмотреть комплекс дополнительных программ художественного профиля и обновить их опираясь на «Атлас новых профессий» [5]. Рассмотрим перечень таких программ, на основе предложенной в «Концепции» новой типовой модели «Арт-пространство»:

  1. арт и дизайн – DIY, живопись, графика, резьба, сайнс-арт, архитектура, фото, мультипликация, дизайн одежды, промышленный дизайн, веб-дизайн, батик, квиллинг, скульптура и др.;
  2. музыка –вокал, хор, индивидуальное и ансамблевое инструментальное музицирование, продюсирование, композиция, саунд-дизайн и др.;
  3. хореография – народный танец, балет, джаз-танец, боди-балет, модерн, контемпорари и др.;
  4. театр, кино и литература – актерская игра, режиссура, сценирование, театр кукол, цирковое творчество, конферанс, перформанс, стенд-ап, медиа-арт, сторителинг и др.

Реализуя данные направления дополнительных программ в учреждении дополнительного образования, создается необходимость разработки общей воспитательной программы, в которой будут интегрироваться все внутренние компоненты (досуговый, здоровье сберегающий, информационный и др.).

Таким образом, дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. Кроме того, в условиях вариативности и творческого многообразия традиций учреждения, каждая организация составляет свою воспитательную программу.

Данная педагогическая проблема является актуальной не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дополнительного образования. В материалах журнала мы представим опыт академической площадки по разработке комплексной воспитательной программы «Родники», а также раскроем опыт других учреждений дополнительного образования, работающих в этом направлении и сделаем попытку обобщить их опыт.

В предложенном опыте вы увидите разнообразные подходы к решению одних и тех  же воспитательных задач  организациями дополнительного образования разного формата, с учетом включения внутренних и внешних компонентов культурно-творческой среды.

Развитие системы воспитания подрастающего поколения ХХI в. должно строиться на создании нового воспитательного пространства, отвечающего конкретным социально-экономическим и политическим условиям нашей страны, опираясь на сложившиеся традиции в регионе, территории, городе. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная культурно-творческая среда образовательной организации, способствующая социализации и самореализации личности, побуждающая ее осознавать свои цели и ценности общества, государства.

Список использованных источников

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/18256  (дата обращения 14.11.2021).
  2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/193788  (дата обращения 14.11.2021).
  3. Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2758/odobreny-svyazannye-s-vospitaniem-izmeneniya-v-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii  (дата обращения 14.11.2021).
  4. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (ред. от 30.03.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70733280  (дата обращения 14.11.2021).
  5. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения 14.11.2021).
/Штанько Ирина Вениаминовна
доцент кафедры методики воспитания и 
дополнительного образования АСОУ,
Россия, г. Москва, E-mail: irinashtanko@inbox.ru./
07/03/22-НПС

СКАЧАТЬ ТЕКСТ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *