04/08 ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается имеющийся опыт организации внебюджетной структуры инновационной профессионально-ориентированной модели непрерывного дополнительного образования в области изобразительного искусство и дизайна в условиях вуза. Авторы статьи утверждают, что именно у вуза есть все на это условия и ресурсы.

Ключевые слова: дополнительное образование, инновации, художественное образование, образовательные траектории, вуз.

ACADEMY OF THE MODERN ART AND DESIGN AS INNOVATIVE FORM OF THE ORGANIZATION OF CONTINUOUS ADDITIONAL ART EDUCATIONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In this article the available experience of the organization of off-budget structure of the innovative professional focused model of continuous additional education in the field of graphic art and design in the conditions of higher education institution is considered. Authors of article claim that exactly the higher education institution has everything on it conditions and resources.

Keywords: additional education, innovations, art education, educational trajectories, higher education institution.

В современных экономических условиях развития общества образование становится движущей силой, направленной на формирование нравственного облика подрастающего поколения, характеризуется непрерывностью  и последовательностью образовательного процесса, при этом ведущим в усвоении необходимых знаний, приобретения умений и навыков остается диалог между учителем и учеником. Именно система дополнительного образования соединяет в себе все эти качества: воспитание, обучение и развитие личности. В ранних публикациях автор статьи, показывает, что организация структуры дополнительного образования в высших учебных заведениях, которые до недавнего времени еще не были заинтересованы в дополнительном образовании детей и школьников на своих площадях, кардинально поменяли  свое отношение к складывающейся ситуации. Перед вузами встала задача находить абитуриентов, формировать контингент будущих студентов, предлагая им различные услуги в образовательной сфере. Различные формы профориентационных мероприятий и итоги их проведения, показали пути в создании новых образовательных траекторий, отвечающих современным образовательным стандартам.

В.В. Путин подчеркнул особую роль современного высшего образования, отметив, что качественное образование  – основа самореализации, расширения общественных возможностей, это «стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря высокому качеству российского образования, страна выдерживает конкуренцию, и, более того, стоит на первых позициях в мировом сообществе». Обновление современной образовательной системы проявляется во внедрении на базе большинства университетов цепочки «школа-колледж-вуз», что не только обеспечивает целостность и непрерывность образования, но и инновационный подход к нему, т.е. переход от модели теории к модели практики, от модели базовых знаний к профессионально-ориентированной модели. Большое внимание здесь уделяется культуре как совокупности общественных норм, а также воспитанию обучающихся, формированию их личностных и профессиональных качеств. Непрерывное дополнительное образование является примером последовательного целенаправленного процесса, где на каждом из его уровней реализуется принцип «от простого к сложному», направленный на развитие творческого и духовного потенциала личности обучаемого.

Заглянув в историю развития дополнительного образования, мы увидим, что его началом стали античные времена (его зачатки можно обнаружить в трудах Платона, Сократа, Аристотеля), а в эпоху Просвещения его развитием занимались, выдающиеся мыслители Вольтер, Руссо и Гёте, которые не представляли себе умственную зрелость личности без данного компонента, а занятие искусством, играло в этом ведущую роль.

 Изобразительное искусство, являясь основой образования на факультетах искусств и дизайна, готовящих специалистов для общеобразовательных и специализированных школ, будущих работников культуры и искусства, может стать основой развития системы дополнительного образования при творческом факультете вуза, ведь именно искусство содержащее культурно-исторический опыт многих поколений, предстаёт как синтез материального и умственного труда. Смена поколений обуславливает и смену образовательных стандартов, применение инновационных методик обучения. Если образовательный процесс будет грамотно организован, то будет обеспечена преемственность, не только в передаче знаний, но и добрым посылом учителя к ученику.

На базе Тихоокеанского государственного  университета при факультете изобразительных искусств, рекламы и дизайна, создано внебюджетное подразделение непрерывного дополнительного образования детей и школьников, которое доказало успех своей деятельности конкретными примерами в Хабаровском крае. Организаторы используют новаторские подходы  к  организации  своей деятельности, формируют необходимые навыки и компетенции в сфере изобразительного искусства и дизайна, а также учат применять их на практике. Академия современного искусства и дизайна (АСИД) — это объединение детских студий изобразительного творчества, специализированных художественных мастерских и творческих лабораторий. Разработанная  на базе АСИД система  непрерывного образования в области изобразительного искусства и дизайна  обеспечена теоретической базой, позволяющей  обеспечить непрерывную связь с вузом, став целостной  системой, отвечающей  современным образовательным  тенденциям, отражающей  традиции  и  новаторство  в  профессиональной  подготовке. Непрерывное творческое развитие наших слушателей происходит в процессе развития таких деятельных навыков, как:

–  восприятие в изобразительном  искусстве;

– мышление в народном искусстве,  декоративном  искусстве и  дизайне;

– воображение  и образное  представление  в  создании плоскостных композиций и объемно-конструктивных объектов в художественном проектировании, АРТ-дизайне  и  т.д.

Разработанная  нами концепция  способствует формированию творческих отношений  слушателя и  преподавателя, а также развитию у слушателей активной жизненной позиции личности, ведь именно сегодня обществу необходимы  нравственно  предприимчивые  люди, которые  могут принимать ответственные  решения в нестандартной ситуации, а также обладающие мобильностью,  динамизмом и конструктивностью в действиях  с развитым чувством ответственности за  судьбу малой Родины и всей страны. Именно умело организованная образовательная  среда АСИД  создает условия для творческой и учебной деятельности, даёт стимул проявлять социальную активность,  реализовывать художественные  потребности в  самостоятельном познании, самоутверждении в выбранной профессии. Для слушателей Академии   реализуется   деятельность  по следующим направлениям:

-развивающие надпрофессиональные навыки программы по изобразительному искусству и ручному труду для дошкольников;

-развитие предпрофессиональных навыков в художественной и дизайнерской деятельности школьников, как шаг в будущую профессию;

-профессиональное образование в профильных мастерских и творческих лабораториях;

-профессиональные программы переквалификации для взрослого населения

(на базе имеющегося диплома о высшем образовании).  

Понятие непрерывности дополнительного образования в изобразительном искусстве и дизайне будущих абитуриентов мы  трактуем как  системно-целостное интегрирование межпредметных связей по развитию образных  представлений  в работе над рисунком, живописью,  композицией, изучении мировой художественной культуры, а также получения навыков владения компьютерной  графикой.

АСИД тесно взаимодействует с образовательными учреждениями города и края. Ярким примером является программа «ТОГУ в школе», в рамках которой проводятся регулярные  выставочные проекты, летние  школы  для абитуриентов, даётся возможность повышения квалификации работников школ и эстетических центров, ведётся разработка совместных учебных пособий и наглядных материалов.   

Ректор МГУ  В. А. Садовничий на заседании Совета по науке и образованию отметил важность другого направления в работе вузов –выявление и сопровождение интеллектуально одарённых детей, ведь дети, проявившие свои уникальные способности и знания, являются источником интеллектуального общественно-значимого потенциала страны, исходя из этого, они находятся под особым вниманием государства. Степень необходимости работы вуза по выявлению и поддержке талантливой молодежи  проявляется в Государственной программе  «Развитие  образования» на  2013–2020 гг. она объявляет  нахождение и сопровождение талантливых  детей  важным  направлением,  обеспечивающим  формирование будущей профессиональной элиты, достижение долгосрочных целей образовательного прогресса.

Педагоги АСИД в своей деятельности  считают приоритетной задачей поиск, выявление и развитие талантов в области изобразительного искусства и дизайна, через организацию таких видов деятельности, как: творческие олимпиады, интеллектуальные конкурсы «Что? Где? Когда?), профессиональные соревнования по компетенциям. В этом контексте проводится следующая работа:

−  создание  на  базе  Хабаровского краевого  центра образования инструментария  для  мониторинга одаренности  и сопровождения детей, реализация его методик;

− диагностика одаренности  и создание  условий  для  одаренных  детей  через  непрерывную  систему конкурсов, олимпиад, предполагающую создание «ситуации успеха» для школьников разного возраста;

−  проведение консультаций по вопросам развития  одаренных  детей  по  заказам  родителей и учителей.

В рассматриваемой модели особенно актуально непрерывное  социально-педагогическое  сопровождение одаренных детей и молодежи.  В рамках программы ранней профориентации нами преследуются следующие цели и задачи:

–  выявив наиболее  способных учащихся из числа абитуриентов,  развивать их художественные  наклонности и  интерес  к  художественно-педагогической  деятельности;

–  осуществлять набор  учащихся на дополнительные программы элективных курсов: «Современное изобразительное  искусство», «История изобразительного искусства и дизайна», «История народных промыслов», «История ДПИ», «Дизайн и современные технологии»;

– реализация комплексных программ  обучения для подготовки абитуриентов к поступлению в вуз (выполнение рисунка гипсовых тел и античных голов; теоретическое и практическое изучение цветоведения  и  колористики;  выполнение тематической  и  декоративной  композиции)

– реализация междисциплинарных образовательных программ углубленного изучения дисциплин: «Основы черчения и проектной графики»,  «Начертательная геометрия и  компьютерная  графика», «Изобразительное  искусство и ДПИ», «Мировая  художественная культура» (стоит отметить, что большинство знаний по вышеперечисленным профилям размыты или весьма сужены в рамках школьной программы).

Получение образования не ограничивается возрастом, поскольку полученных в образовательном учреждении знаний не хватает на всю жизнь для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Требуется пополнение новой информацией, постоянное повышение квалификации. Здесь, как отмечает Я. А. Ильинская, «отражается феномен непрерывного образования, а на теоретическом и практическом уровне создаются основные идеи дополнительного образования, которые повлияют в дальнейшем на развитие его основополагающих концепций». Реализация актуального направления «послевузовское образование» в нашей деятельности связано со стремлением взрослых слушателей устранить пробелы в базовом образовании. Основным инструментом в этой деятельности служит система дополнительного профессионального образования, частью которого являются курсы повышение квалификации и профессиональная  переподготовка.  Нами разработаны  индивидуальные образовательные траектории, углубленное и профильное обучение по программам в условиях дизайн-студий: «Коммуникационный дизайн», «Комикс», «Анимация и иллюстрация», «Брендинг в индустрии моды», «Фэшн-фотография», «Дизайн и реклама», «Медиа и дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн среды», «Современное искусство».

Эти программы развиваются и совершенствуются в процессе реализации на основе: 

–  идеи воплощения в непрерывном художественном  образовании принципов целостности,  преемственности  и  системности;

–  интеграции  индивидуальных  и  социальных аспектов  личности  в развитии  деятельного наблюдения,  мышления и  воображения;

– новой  образовательной парадигмы, основанной  на гуманистических концепциях идеологического  подхода  в обучении  изобразительному  искусству  и  дизайну.

Обучающиеся, выбравшие путь подготовки к будущей профессиональной деятельности, изучают четыре предмета в течение первого учебного года и продолжают изучение трех из них в течение второго года. Ограничений в изучении предметов нет. Ученик самостоятелен в выборе дисциплин, что позволяет формировать его личностно-профессиональную позицию. Считаем, что такая система дает возможность расширения кругозора, изучения предметов, относящихся к абсолютно разным сферам творческой деятельности. Реализация этой программы создает условия для выработки художественного  видения, мышления,  воображения.  Обретение будущим абитуриентом смыслов творческого,  ответственного  отношения  к  образованию  и  реализация личностно-художественного опыта – залог его успешной учебной деятельности вузе на ступенях бакалавриат-магистратура. 

Сегодня АСИД ведет целенаправленную деятельность по созданию  условий в сфере дополнительного образования для формирования инновационных компетенций слушателей, среди которых можно выделить следующие:

— способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному  совершенствованию,  переобучению  и  самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

—    способность к критическому мышлению;

— способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость,  умение  работать  самостоятельно,  готовность  к работе в команде и высоко конкурентной среде;

—  владение  иностранными  языками,  предполагающее  способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению в рамках проекта «Диалог культур» (международные фестивали и выставки конкурсы за рубежом).

Авторы в ранних публикациях отмечали и другое не менее важное направление в дополнительном художественном образовании: «….образовательный  вектор направлен на освоение  слушателями АСИД культурных  традиций  и духовности народного  искусства малочисленных  народов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Изучение  народного  искусства рассматривается  как культурная  целостность, соединяющая все  виды  народного  творчества (изобразительное, музыкальное, литературное, хореография, обрядовые обычаи  и  т.д.),  имеющая единую  духовную  сущность  и самобытность, при  многообразии  региональных  стилевых  индивидуальностей,  особенно  в  условиях  отдаленности  Хабаровска  от центральной России». [1]

В заключении, можно сделать вывод, что в Тихоокеанском государственном  университете успешно  развивается непрерывная  система  дополнительного художественного образования школьников, студентов и взрослого населения, как по направлениям традиционного, так и современного искусства и дизайна. На  наш  взгляд, перечисленные выше формы организации непрерывного дополнительного образования  показали свою эффективность и могут быть признаны инновационной формой деятельности современного вуза  в быстроизменяющихся условиях жизни современного общества, создающей для учащихся возможности овладеть набором компетенций для выбора будущей профессии «быстрого старта» в ней.

Список использованных источников

1. Голянкин Е.О. Работа Центра «АБИТУРИЕНТ» по профессиональной ориентации, проводимой во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-2. – С.316-320; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=9819 (дата обращения: 18.03.2020).

2. Плахотников А.Г. Концепция художественного образования в системе непрерывной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна. Мир науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск : изд-во: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», № 6-2 (31), 2011, с.326-329.

3. Карташов Р.Д., Мальцева Л.Д. Технологии формирования инновационных компетенций молодых ученых // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 133-134; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33009 (дата обращения: 18.03.2020).

4. Липатова М.Е. Реализация концепции непрерывного образования на юридическом факультете МГУ. Вестник московского университета. серия 11: право. Изд — во: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» : Издательский Дом, г.Москва, №4, 2016. с.98-113

5. Мартынова Н.В. Дополнительное образование детей и довузовской молодежи по направлениям «Изобразительное искусство» и «Дизайн» в ТОГУ: опыт и перспективы. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII международной конференции. – СПб: изд-во СПБГУ, 2019. – 715 с.

6. Мартынова Н.В., Штанько И.В.   Создание системы непрерывного художественного образования в условиях Дальневосточного региона Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Конференциум АСОУ, вып. 4, 2018  — 328 с.

/Мартынова Н.В., к.п.н..доцент каф.ДДПиЭ ПИ ТОГУ,
Россия, Хабаровск. E-mail: natalmart@mail.ru/

/Мартынов В.В., доцент, каф.ДДПИиЭ ПИ ТОГУ/
04/08/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *