05/03 Обобщение опыта преподавания северного сценического танца В.Э. Сигунея, педагога, балетмейстера-постановщика

Посвящается  светлой памяти В.Э. Сигунея.

Summarising the experience of teaching northern  dance

Marina Kokova,

Head of the department

of development and program planning

of traditional national culture

The department of Culture of the Taimyr Administration

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, учащиеся, воспитание здорового поколения, одаренные дети, патриотизм.

Key words: spiritual cultural heritage, students, an education of a healthy generation, talented children, patriotism .

Аннотация: в статье представлен уникальный опыт практической работы преподавателя северного сценического танца, основателя детского хореографического ансамбля «Таймыр» В.Э. Сигунея.

Abstract: A unique experience of practical work of the teacher of northern dance is represented in the article. That experience belongs to the founder of the children’s choreographic ensemble «Taimyr» — V.E. Siguneya.

8 ноября 2020 года ушел из жизни мастер северного танца, единственный на Таймыре заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель Образцового детского хореографического ансамбля «Таймыр», Владимир Эйнович Сигуней.

Он  работал художественным руководителем Дома культуры п. Носок (Таймырский автономный округ); с 1981 по 1984 г. — художественным руководителем ненецкого народного ансамбля песни и танца «Харп», п. Караул (Таймырский автономный округ); с 1984 по 1991 г. — художественным руководителем ансамбля «Сыра-Сэв», г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа; в 1991-1993 гг. — руководителем  ансамбля песни и танца народов Севера «Хэйро», г. Дудинка; с 1996 г. — бессменный
руководитель ансамбля «Таймыр» и преподаватель Детской школы искусств им. Б.Н. Молчанова, г.Дудинка. Воспитал большое количество детей, которые восполнили ряды интеллигенции Таймыра, в том числе целую плеяду артистов ансамбля песни и танца народов Севера «Хэйро». 

По мнению О.Н. Хакимулиной, северные малочисленные этносы концентрируют в себе колоссальное богатство социальной, генетической, психологической и других малоизвестных еще свойств эволюции. Каждый этнос принес из прошлого ту незаменимую часть, которая должна влиться в будущее, в следующий цикл этногенеза. Возобновление здоровых поколений в биологическом, генетическом, социальном, культурном механизмах более важно, чем выживание в условиях глобального экологического кризиса или ядерной угрозы [2, с.4]. У Сигунея Владимира Эйновича, в общении с ним мы наблюдали именно эти принципы воспитания здорового поколения. Приоритетным направлением в его педагогической и творческой  деятельности явилось сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций в рамках единого воспитательного процесса. Народ должен осознать самого себя, иметь объединяющие его идеи, интересы и устремления. Именно это делает его народом в полном смысле этого слова, а не просто демографической популяцией людей с общими предками. Рост самосознания важен…, Условием гармоничного развития народа является сохранение его связи с родной землей и открытость для внешних контактов. Личность не может существовать без творческой активности. Поэтому народ всегда складывается не иначе как активный исторический субъект, как народ-производитель[2.c,134]. Нематериальное культурное наследие коренных народов Таймыра, среди которого особое место занимает музыкально-танцевальная культура, обладает безусловной уникальностью и нуждается в практическом освоении молодым поколением [1.c. 5].

Система дополнительного образования в области культуры на Таймыре представлена четырьмя школами искусств и одним филиалом: ДШИ ми. Б.Н. Молчанова в г.Дудинке и ее филиал в п. Волочанка, Диксонская школа искусств, ДШИ с.п.Хатанга и ДШИ с.п. Караул.  Дети из числа коренных малочисленных этносов Таймыра обучаются во всех перечисленных школах искусств, кроме ДШИ г.п.Диксон. Самый большой охват детей коренной национальности наблюдается в ДШИ г.Дудинки.

На сегодняшний день в школе-интернате №1 г. Дудинки обучаются 500 детей, 200 человек из них проживают в интернате – это дети  — коренные народы Таймыра. 120 детей интерната  являются учащимися северного отделения МБУ ДО «ДШИ им. Б.Н. Молчанова».

В 1996 году Владимир Сигунэй возглавил созданный им детский хореографический коллектив «Таймыр»  на базе северного отделения школы искусств, которое ведет свою деятельность в школе-интернате. В интернат детей привозят, в основном, в 5 класс. Если старшие дети в семье оленеводов и жителей отдаленных поселков уже обучаются в данном образовательном учреждении, то и в более раннем возрасте дети получают образование, проживая в интернате (здесь речь идет только об интернате). Владимир Сигуней неспроста организовал северное отделение в школе-интернате. В суровых климатических условиях детям, в не знакомом городе, передвигаться  из здания в здание не всегда удобно, и штат воспитателей, их должностные функции, тоже не совпадали с задачами учреждения. При совместном взаимодействии Управления образования, Управления культуры Администрации муниципального района принято идеальное решение и выделены помещения, созданы прекрасные условия, в которых располагаются два класса хореографии, костюмерная. Классы оснащены специальным оборудованием, музыкальными инструментами. Основной состав ансамбля – одаренные дети коренной национальности со всего полуострова, обучающиеся в школе-интернате.

Зачисление детей в северное отделение происходит на добровольной основе, но важен момент приобщения к искусству танца детей начальных классов всем коллективом. С первых дней начала учебного года воспитатели интерната приводят учащихся всего класса на ознакомительные занятия. Уникальность опыта преподавания Владимира Сигунея заключается в коллективном обучении детей, т.е  еще раз подчеркнем, занимается весь класс. Как написал Владимир Эйнович, нужно давать этюды – «рассказы», которые дети очень хорошо осваивают, например, эскимосская танец-патомима «Сбор яиц на скале». Детям нужно объяснить, почему именно так танцует та или иная народность. Например, ненецкий основной ход, положение корпуса в танце. Преподаватель объясняет, что ненцы, живущие в тундре, носят обувь, сшитую из меха, т.е. мягкую, и поэтому шаг становится пружинистым, никаких точек наверху, а объемная одежда – подпоясанная малица – поднимается к грудной клетке вверх и опускается вниз плавно. Дети оленеводов и рыбаков быстро осваивают эти движения, многое им знакомо, преподавателю остаётся подбадривать своих учеников. Необходимо знакомить детей с народными северными музыкальными инструментами, исполнять движения в их сопровождении [3.c.6]. На изучение национальных инструментов барган, бубен, вывки на северном отделении ДШИ им.Б.Н. Молчанова отводится  2 часа в неделю на каждый класс. Также в  программу включены  изучение фольклор народов, игры. Этот хороший опыт в 2021 году переняла ДШИ с.п.Хатанга, открыли класс баргана на народном отделении.

Предмету «Северный сценический танец» в ДШИ им.Б.Н. Молчанова уделяется большое внимание, осуществляется углубленное изучение северного танца. В своей работе Владимир Сигуней отмечал, что многие руководители детских учреждений дополнительного образования считают, что на национальном хореографическом отделении нет необходимости в преподавании таких предметов как: классический, народно-сценический (русский, украинский танец и пр.) танец. Владимир Эйнович, как преподаватель хореографических дисциплин, считал, что все необходимо. Классический танец – это основа всей хореографии. Дети Севера живут среди русских, украинцев, и представителей других национальностей, и поэтому должны знать их культуру. А при обучении, например, «русские дробушки» нужны для развития ритма, а «верёвочки» — для развития выворотности и т.д. [3. C.7].

Программа, разработанная Сигунеем В.Э. для северного хореографического отделения носит экспериментальный характер, поскольку такое отделение на Таймыре существует только в г.Дудинке в ДШИ им. Б.Н. Молчанова и успешно реализуется. Обучение детей в школе искусств на национальном хореографическом отделении  является подготовкой для дальнейшего поступления в училище, колледжи и высшие учебные заведения культуры и искусства, а также для подготовки исполнителей национальных ансамблей, концертных агитбригад и т.д.[3.c.7].

Сегодня дело воспитания подрастающего поколения и сохранения культуры коренных этносов Таймыра  Владимира Сигунея достойно продолжает его ученик, артист ансамбля песни и танца народов Севера «Хэйро» Семён Яптунэ. Ансамбль «Таймыр» объединяет педагогов и детей на почве постижения уникальной культуры коренных народов Таймыра в самых разных ее проявлениях. В процессе работы происходит приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе.

Лучшие хореографические постановки ансамбля, ставшие его визитной карточкой: «Долганский молодежный», «Нганасанская трилогия: рождение человека», «Древняя стоянка», которые представляют три из пяти основных этносов Таймырского полуострова. Регулярные поездки в тундру, посещение отдаленных поселков Таймыра дали Владимиру Эйновичу творческий импульс для создания  фольклорных постановок.

Ансамбль «Таймыр» ведет насыщенную концертную деятельность, принимает участие в многочисленных мероприятиях и концертах в Дудинке, Норильске, в поселках Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. За 25 лет существования детский хореографический ансамбль «Таймыр» прошел путь от зарождения до стабильно работающего коллектива, который, благодаря труду и заботе В.Э. Сигунея, является одной из самых ярких визитных карточек Таймыра с большими творческими заслугами.

Воспитание коренных детей, опираясь на уважение к традициям и культурному наследию своего народа, заложенный в программе В.Э. Сигунея, еще раз доказывает, что любовь к малой родине определяет дальнейшее формирование здорового микроклимата в разных социальных институтах общества.   

Литература

  1. Добжанская О.Э. Рецензия на учебно-методическое пособие «Северный сценический танец» (автор В.Э. Сигуней, 2020).
  2. Хакимулина О.Н. История и культура коренных народов Таймыра. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.Н. Хакимулина. – СПБ.:, 2009.
  3. Сигуней В.Э. Северный сценический танец / В.Э. Сигуней. Норильск.: 2020
  4. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/biography_encyclopedia (дата обращения 05.09.2021)
/Кокова Марина Михайловна
начальник отдела развития традиционной 
национальной культуры и программного планирования 
Управления культуры Администрации Таймырского 
Долгано-Ненецкого муниципального района
e-mail: kokova@taimyr24.ru /
05/03/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *