05/01 Творческое инструментальное музицирование детей на основе клавишного синтезатора в образовательном процессе ДШИ

Многие педагоги, недоумевающие по поводу большого интереса к синтезатору со стороны как многих учеников, так и своих коллег, приписывают факт его стремительного распространения в отечественной педагогической практике лишь веяниям моды. «Электронные инструменты обладают заранее запрограммированным, «неживым» звуком — не приведёт ли обучение музицированию на их основе к ограничению развития музыкально-творческих способностей учащихся?  В чём состоит усложнение учебных задач и в чём «секрет» музыкально-творческого и музыкально-культурного развития учащихся, занимающихся по классу синтезатора? Использование синтезатора не означает ли ограничение  музыкального развития только рамками  поп- или рок-музыки, в большинстве случаев построенной на примитивных штампах?», вот какие   вопросы  чаще  всего  можно  слышать от коллег, преподающих традиционные инструменты.

Но причины популярности инструмента, думаю, следует искать не в капризах моды, а в таком глобальном явлении, как информационная революция. В какой бы сфере человеческой деятельности ни применялся компьютер, результат таков:  резкое повышение  производительности при одновременном улучшении качества продукции. Секрет  прост — компьютер всегда берет на себя всю рутинную, черновую работу, высвобождая творческие силы человека и тем самым способствуя прорыву в его деятельности. Музыка в этом плане — не исключение.

Современные синтезаторы являются цифровыми инструментами, по сути музыкальными компьютерами. И именно их компьютерная специфика предопределяет особенности музыкально-творческой деятельности на их основе.

В чём же состоят эти особенности?

Во-первых, звучание цифровых инструментов построено на электроакустической основе, что значительно расширяет арсенал музыкально-выразительных средств. Это связано и со значительным увеличением динамического размаха звучания, и с  возможностью по-иному решать проблему  пространственной организации. Громкоговорители как бы погружают слушателя в искусственное акустическое пространство, где голоса могут свободно перемещаться по  фронту и глубине, виртуальный концертный зал может увеличивать или уменьшать свои размеры. Здесь царит разнообразие, переменчивость звуковых объемов, и характер реальной акустики, в которой идёт музыкальное прослушивание, уже не имеет  значения. С появлением электроакустики музыка из концертных залов и элитарных салонов вошла буквально в  каждый дом. Она сделала музыку беспрецедентно демократичным видом искусства.

Во-вторых, цифровой инструмент — это электронный инструмент. Электроника  позволяет углубить работу со звуковым материалом, бесконечно расширяет тембровую палитру музыкального искусства. Электронный звуковой материал предоставляет большие возможности для открытий в художественно-образной сфере, и ни о какой изначально заданной примитивности, заштампованности электронного музыкального творчества, возможности его существования исключительно в рамках массовой культуры  речи идти не может.

В-третьих, современный электронный цифровой инструмент богат функциональными возможностями, лёгок в управлении, компактен и относительно дешев. Поэтому благодаря переходу на цифровую основу электронное музыкальное творчество превратилось из элитарной деятельности в достояние любого музыканта, в том числе, и любителя, и ребенка.

Музыкальная деятельность на основе синтезатора чрезвычайно многообразна. В её рамках свою нишу может найти как начинающий любитель, так и опытный профессионал. Любителю, несмотря на скромность его музыкальных возможностей, интерактивная среда поможет сделать музыку полноценно звучащей, а профессионалу — добиться  свежести и оригинальности интерпретации.

Спектр выразительных возможностей клавишного синтезатора значительно шире, чем у механических инструментов. Многообразие этих средств помогает музыканту в более полной мере выразить содержание музыкального произведения.

Музицирование на синтезаторе, даже если и не используются все имеющиеся функции, активно развивает творческие способности ученика, так как помимо исполнительских проблем он в процессе этой деятельности решает творческие проблемы, относящиеся к композиторской и звукорежиссёрской сферам.

Приобщение к музицированию на музыкальном инструменте это сложный, длительный процесс. В условиях ДШИ он должен идти постоянно, несмотря на возрастающие требования в изучении программных произведений. Преподавателю необходимо помнить, что привитая любовь к инструменту, музицированию, способность подбирать музыку, гармонизовать ее, сохранится у ученика на всю жизнь. А прекрасно выученное и отработанное программное произведение скорее всего скоро забудется.

В сообщении мне хочется осветить важнейшие этапы  этой работы в моей трудовой деятельности преподавателя по классу синтезатора ДШИ.

Работу над навыками музицирования я начинаю с работы над приобретением свободы за инструментом: посадка, изменение позы в связи с изменением художественной задачи, положений рук, координация движений—все это отрабатываем начиная с 1-ых уроков в работе над чувством ритма. Это происходит еще в донотный период и в период знакомства с основами нотной грамоты. Дети очень любят данный вид деятельности, т.к. он легкий, доступный и очень творческий. Обычно использую его в середине урока как динамическую паузу, которая лежит в основе здоровьесбережения.

На каждом уроке задачи варьируются, усложняются. Успехи ребенка в данном виде деятельности становятся заметными уже по окончании 1 четверти обучения.

Параллельно с развитием ритма и приобретением свободы за инструментом занимаемся подбором простейших детских песенок от разных нот, что позволяет освоить клавиатуру, приобрести важнейшие двигательные навыки игры на инструменте. Подбор по слуху на этом этапе—важнейший вид деятельности, т.к. именно он позволяет вести работу не на однообразных упражнениях, а именно на художественном материале, а значит позволяет поддерживать интерес к занятиям. Сначала вместе подбираем мелодию,играем ее от разных нот, потом добавляем простейший аккомпанемент.

Кажется, что работа пока не отличается от работы обычного преподавателя фортепиано, т.к. проходит на первых порах в режиме Normal. Но это не совсем так. Как только позволяют возможности ученика, подключаем к подбору простейшее сопровождение  в режиме автоаккомпанемента, а с помощью выбора голосов даем разную тембровую окраску звучащей песенке. Необходимо сказать, что подбор знакомых песен, мелодий должен являться обязательным видом деятельности на каждом уроке в течение 3-4 лет обучения, для достижения результата ему необходимо уделять 5-7 минут урока. Впоследствии только проверять домашнюю заготовку учащегося, оказывая ему помощь в затруднительных моментах.

С проблемой гармонизации мелодии приходится сталкиваться при обращении к автоаккомпанементу синтезатора. На механических инструментах данной функции нет, и подчас даже хорошие исполнители порой не умеют гармонизовать мелодию. Синтезатор же невозможно освоить, не овладев данным умением.

Гармония в отличие от многих других выразительных средств оперирует наиболее специфическими, существующими лишь в рамках музыкального искусства понятиями, к которым обучающимся музицированию на синтезаторе предстоит приобщиться. Это музыкальные интервалы и аккорды, интегрирующие их в своей структуре, лад и ладовые функции, тональность и тональные функции гармонии (T — S — D). Ученик должен освоить достаточно солидное количество аккордов — трезвучий и септаккордов, построенных на всех ступенях лада, и ориентироваться в их  родстве. К тому же, на уровне не простого ознакомления, а практического овладения — каждый из этих аккордов в процессе музицирования нужно уметь быстро найти на клавиатуре.

Для извлечения аккордов на современном синтезаторе предусмотрено несколько режимов. Для начинающих оптимален режим упрощенного взятия аккордов. Этот способ предполагает взятие не всех клавиш, соответствующих аккордовым звукам, а лишь басовой клавиши и ещё нескольких других, которые увязаны с теми или иными созвучиями. Таким образом, при пользовании в этом режиме аккордами автоаккомпанемента не обязательно осваивать их интервальную структуру, что составляет значительную трудность для младших учеников, и они могут включаться в многоголосное  музицирование  буквально на первых уроках.

Начинаем работать над подбором аккомпанемента именно в этом режиме: сначала подбираем аккорды под собственное пение, запоминая их последовательность, затем под игру мелодии преподавателем и уже сам ученик играет всю композицию. Такой же алгоритм работы я практикую и при выборе учащимися стиля исполнения (т.е сначала  играем гармонию и подбираем нужный стиль под собственное пение, а потом исполняем мелодию инструментально)

Но режим Normal позволяет извлекать только 4 вида аккордов: мажорное и минорное трезвучия, малый мажорный и малый минорный септаккорды.

Этого вполне достаточно для озвучивания несложных произведений детского репертуара, но для продвижения в музицировании на синтезаторе нужно осваивать интервальную структуру аккордов и режим их обычного взятия на клавиатуре (Fingered).

Дальнейший процесс приобретения и развития навыков музицирования зависит уже все более и более от индивидуальных способностей, возможностей и интересов ученика: кто-то подбирает современную музыку, звучащую вокруг нас, кого-то интересует киномузыка, кто-то сам сочиняет простейшие песни по случаю и вдохновению.

/Козырькова Надежда Георгиевна,
преподаватель по классу синтезатора
МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, 
shel_dshi_medoz@mosreg.ru/
05/01/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *