09/04 Использование проектной деятельности как средства интеграции субъектов образовательного процесса учреждения дошкольного образования

Аннотация: В статье раскрывается интеграционный потенциал использования проектной деятельности в дошкольных организациях. Описывается алгоритм деятельности по реализации проектов с участием всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: интеграция, образовательный процесс, познавательная активность, творческая активность, проектная деятельность, субъекты.

На современном этапе развития общества дошкольного образования и семьи, соблюдая интересы ребенка, должны находиться в постоянном тесном взаимодействии, ведь только так можно обеспечить единство принципов воспитания и тем самым создавать и поддерживать благоприятные условия для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, стимулирования его познавательной и творческой активности.

Нередко случается так, что, несмотря на проводимую в учреждении образования просветительскую деятельность, родители слабо владеют информацией о том, каковы основные задачи работы с их детьми, не знают какие предметы и явления изучают их дети.

Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых и наиболее высоких результатов достигает при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

Поэтому участие родителей является одним из необходимых условий для успешной исследовательской и творческой деятельности детей дошкольного возраста и стимулирования их познавательной активности.

Вариантом разрешения проблемы недостаточной интеграции семьи и дошкольной организации в вопросах развития познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста может стать совместная  деятельность по реализации проектов. Работа над определенной темой обеспечивает системность и логичность всей осуществляемой деятельности, позволяет более подробно изучить тот или иной вопрос, соблюдая баланс и гармонию взаимодействия всех участников проекта. Это способствует стимулированию познавательной и творческой активности, стабильности сформированных представлений у детей дошкольного возраста, при соблюдении эмоционального комфорта.   

Многообразие форм образовательной работы позволяет вовлечь всех субъектов образовательного процесса, обеспечив интеграцию их деятельности в конкретном направлении.

Проектная деятельность, являясь гибкой моделью организации образовательного процесса, как ни одна другая, обеспечивает соблюдение принципа амплификации развития (А.В. Запорожца), посредством обогащения, наполнение наиболее значимыми для ребенка специфически детскими формами, видами и способами деятельности. Многообразие видов деятельности в рамках проектной деятельности оказывает стимулирующее воздействие на развитие познавательной активности, как основного мотива получения представлений о мире и творческой активности, как способности применять и использовать сформированные представления и умения в разных видах деятельности.

В дошкольном образовании проектная деятельность предполагает совместную исследовательскую работу, творческую деятельность ребенка и взрослого, будь то педагог или родитель, по теме проекта на протяжении всего периода его реализации включающую: совместное изучение явления или предмета находящегося в центре, выявление их сущности, составление анализа полученных в ходе исследования результатов, формулирование общих выводов, создание произведений искусства. Об участии родителей в осуществлении проектной деятельности пишет Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования в журнале «Современное дошкольное образование» в статье посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях учреждения дошкольного образования и семьи [Веракса 2008: 17].

Проектная деятельность органично вписалась в образовательный процесс Дошкольных организаций, успешно интегрировалась во все виды деятельности и составляла с ними единое целое.

Проектную деятельность как процесс совместного творчества его участников рассматривает Е.В.Кохновская [Кохновская 2013: 179]. Т.В. Поздеева и Е. М. Абабурка, описывая работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, предлагают методы включения родителей в процесс реализации проекта [Поздеева 2017: 70].

О необходимости участия родителей в проектной деятельности, осуществляемой учреждением образования, пишет Л.К. Ладутько в своей статье «Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного  возраста». Автор отмечает, что в основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество», подчеркивает, что одним из важнейших условий успешности проектной деятельности являются тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса.

В статье Л.К. Ладутько, следующим этапом использования проектной деятельности в практике учреждения образования, в котором она работает, отметила освоение педагогами методом коллективного проектирования, благодаря которому будут создаваться интегративные проекты, объединяющие всех участников образовательного процесса. [Ладутько 2012: 11].

Таким образом, интеграция субъектов образовательного процесса в проектной деятельности подразумевает такое взаимодействие, которое позволит обеспечить системность и логичность всей осуществляемой работы, на основе единства подходов и признания ценности результата проектной деятельности для каждого субъекта образовательного процесса. Использование проектной деятельности для интеграции всех субъектов  образовательного процесса в совместную работу по определенному тематическому направлению с целью стимулирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, обеспечения единства подходов и принципов в образовательном процессе дошкольного образования и семье, возможно как в отдельно взятой группе, так и в рамках проекта, охватывающего все учреждение дошкольного образования.

Данный алгоритм соответствует фазам проектирования, предложенным А.М. Новиковым, доктором педагогических наук, профессором, академиком РАО, предполагающим период проектирования, реализации и рефлексии [Новиков 2010: 108]. Алгоритм деятельности учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников по реализации проектов может быть представлен тремя этапами: организационно–подготовительный, реализационный, итогово-аналитический.

На организационно–подготовительном этапе проводятся основные организационные мероприятия и создаются условия для реализации проекта.

Тема проекта может быть определена исходя из анализа деятельности учреждения дошкольного образования с учетом выявленных проблем и актуальной педагогической ситуации. Например, тема может быть выбрана с учетом годовых задач, поставленных перед учреждением дошкольного образования в текущем учебном году.

Параллельно проводится изучение педагогического потенциала семьи по вопросам, обусловленным темой проекта, посредством опросов и наблюдения.

Опросы направлены на уточнение осведомленности родителей по теме проекта, на выявление вопросов требующих целенаправленной просветительской работы, определение наиболее целесообразных методов и форм работы с семьями.

Осуществляется оценка методических условий реализации проекта:

анализируется научно-методическое обеспечение, состояние развивающей

предметно–пространственной среды.

Непосредственно на этом этапе необходимо активное включение родителей. В первую очередь, проводится информирование родителей о проекте, сроках его реализации, планируемых мероприятиях.

Проводится работа с педагогическими работниками, направленная на выработку алгоритма взаимодействия дошкольной организации и семьи по реализации проекта, следование которому позволит обеспечить интеграцию всех субъектов образовательного процесса. Задача работы с педагогами – определить направления деятельности с родителями, разработать наиболее эффективные формы позволяющие донести до родителей информацию, необходимую для организации воспитания в семье, дать грамотную психолого-педагогическую основу для организации деятельности с детьми.

Период реализации проекта, как правило, зависит от темы, ее содержательной стороны, возможностей для разнообразной деятельности детей и взрослых. В соответствии с разработанным проектно-тематическим планированием осуществляется образовательный процесс по принципу максимального соответствия всех видов деятельности основной теме недели.

Содержание деятельности при необходимости корректируется педагогами в процессе реализации, на основе наблюдения за детьми и анализа результативности осуществляемой деятельности. Основная задача – создать оптимальные условия для познавательно-исследовательской и творческой деятельности воспитанников по избранному тематическому направлению.

Заключительной частью проекта становится общее совместное мероприятие по теме проекта, на котором дети, родители и педагоги представляют полученные результаты. В зависимости от направленности

проекта это могут быть презентации, ярмарки, подведение итогов конкурсов, викторины и т.д. Основная задача данных мероприятий – еще раз показать достижения воспитанников по изучению центрального объекта или явления, обусловленного темой проекта, полученные в результате совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

На итогово-аналитическом этапе педагогами осуществляется анализ проведенных мероприятий, оценивается эффективность работы со всеми участниками проекта.

Итоги сотрудничества дошкольной организации и семьи по реализации проекта подводятся на тематическом родительском собрании или круглом столе.

Благодаря организуемой таким образом проектной деятельности дети

проявляют высокую познавательную и творческую активность вследствие того, что:

— имеют возможность изучения предмета или явления в многообразных видах деятельности в дошкольной организации и семье;

— видят заинтересованность и позитивный эмоциональный отклик родителей на осуществляемую им исследовательскую и творческую деятельность;

— ощущают эмоциональный комфорт, развиваясь в единстве принципов и воздействий со стороны семьи и педагогов.

Родители:

— обладают достаточным уровнем осведомленности по вопросам осуществления работы с детьми в рамках темы проекта, используют полученную информацию в семейном воспитании;

— вовлекаются в активное взаимодействие с педагогическим коллективом.

Педагоги:

— зная образовательные потребности родителей, в рамках темы проекта, организуют эффективное психолого-педагогической просвещение;

— имеют возможность разнообразить формы и методы работы по проекту, посредством привлечения родителей;

— обладают эффективными механизмами интеграции образовательных задач дошкольной организации и семьи, посредством обеспечения заинтересованности всех субъектов образовательного процесса в едином

результате.

 Таким образом, использование проектной деятельности, построенной на интеграции дошкольной организации и семьи, позволяет значительно

увеличить варианты совместной деятельности взрослых и детей, тем самым способствует созданию наиболее благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности, любознательности, умственных способностей детей дошкольного возраста.

Список литературы 

1. Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 2. С. 17– 19.

2.Кохновская Е.В. Проектная деятельность как сотворческий процесс // Воспитание в сотворчестве (сотворчество педагога и студента: содержание, формы, методы) : сб. науч. ст. Респ. инт высш. шк. ; под науч. ред. В.В. Познякова. Минск, 2013. Вып. 5. С. 179–182.

3. Ладутько Л. К. Проектная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста // Пралеска. 2012. N 8. С. 6–16.

4. Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

5. Поздеева Т.В. Абабурка, Е. М. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности // Наука як рушійна антикризова сила : материалы IV междунар. научн.-практ. конф; Киев, 31 августа 2017 г. Центр наукових публікацій . Киев, 2017. С. 68 – 73.

6. Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. 102 с.

/Научный руководитель: Канцур Анна Германовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков ПГГПУ Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Сапаралина Айнагуль Тлектесовна
Методист детского сада «Золотой лучик» г.Астана
студентка ZM722  гр. факультета иностранных языков 
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь          
Телефон: 8 747 577 62 55 e-mail: aina14_1970@mail.ru/
09/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *