01/06 ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. СЫНОВЬЯ ДАНЬ.

Посвящается Т.Салахову.

Если мысленно окинуть взглядом русское искусство XVIII-первой половины ХХ века, то, пожалуй, мы не найдём в нём диалогичной автопортретно-биографической темы, условно определяемой как «духовная общность матери и сына-художника». И это объяснимо, в барокко, классицизме широко развит интерес к мифологии, библейской истории, героически-драматическому состоянию героев, их возвышенно-сословной характеристики.

Романтизм, обратившийся к психологическим переживаниям портретируемого, всё же был далёк от этой темы, как в парном портрете, так и жанровой картине. Для художников-передвижников, служение народу, отражение социальной несправедливости в жизни современника с точки зрения критического реализма были важнее автопортретно-личного, тех чувств души, что обращены к матери. Серебряный век русского искусства решая новые стилистические, образные задачи, оставил в наследство разнонаправленные, многовекторные поиски и воплощения, произведения с печатью высокой индивидуальности, интеллектуализма, одухотворённости, знаками символизма. Но и здесь эта тема не вошла в круг художественных задач. Ситуация повторяется в годы авангарда. Острая дискуссионность которого просто исключала возможность столь жанровой темы.  И кажется, только художники 1930-1950-х годов, тяготеющие к бытовой картине, могли здесь раскрыться. Но произошло это всё-таки с теми, кого принято называть «шестидесятниками».

Явление художников этого поколения получило достаточно прямолинейное определение, вероятно актуальное, правомерное непосредственно для конца 1950-х — самого начала 1960-х. Но, изначально, в лучших работах этих мастеров сложилось более глубокое, более человечное прочтение темы современника, и, может быть, не только по естественной необходимости художественного развития, но, и в противовес определениям критики.  Молодое поколение углубилось в более камерные формы станковости, и тематически, интонационно обогатило своё искусство совершенно новой окраской, не изменив себе прежним в той честности, открытости и искренности, с которой они выступили как «шестидесятники». 

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

 
 /Аверьянова Надежда Васильевна, 
 искусствовед, педагог  
 ДХШ им. Е.А. Кольченко г. Мытищи
 averyanova_nadezhda1953@mail.ru/
 01/06/21-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *