07/03 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ БАЯНА/АККОРДЕОНА

Аннотация: в статье уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания – развитию навыка самостоятельности у обучающихся. Основной упор делается на достижение мастерства через развитие способности к самомотивации и самообучению. Автор подчеркивает значимость взаимоотношений родителей, учеников и преподавателей на всем пути становления юных музыкантов.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, самостоятельная работа, самомотивация, самообучение.

Как научить ребенка продуктивно выполнять домашние задания, как привить ему любовь к труду за музыкальным инструментом?  Решение этих вопросов мне представляется особенно важным на самом начальном этапе обучения баянистов, когда объективные трудности в освоении инструмента усугубляются их беспомощностью в организации домашней работы. В данной работе уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания – развитию навыка самостоятельности. Основной упор делается на достижение мастерства через развитие способности к самомотивации и самообучению. А также, я бы хотела подчеркнуть значимость взаимоотношений родителей, учеников и преподавателей на всем пути становления юных музыкантов.

Все разнообразие способов работы можно применять в зависимости от характера решаемых с их помощью задач. Постепенно сопоставляя методы работы с полученными результатами, воспитывая в ученике способность к осознанным действиям и к анализу, преподаватель помогает ему обрести собственный стиль работы и развить самостоятельность мышления. Умение самостоятельно мыслить аналитически необходимо обучающемуся при формировании слуховых и двигательных представлений. Сразу с первых занятий педагог направляет внимание ученика на музыкально-слуховые восприятия, осязательно-двигательные ощущения.

Способность анализировать, самостоятельно мыслить в равной степени нужна как при формировании и развитии техники обучающегося, так и в решении им художественных задач. Работая над произведениями на уроке, мы вместе с учениками должны анализировать следующие аспекты музыкального материала: закономерности и особенности различных стилей, жанров, музыкальных направлений; форму, особенности фактурного изложения, интонирования; художественное содержание и выбор соответствующих выразительных средств, эстетику звучания инструмента. Все это должно быть не только прочувствовано, но и во многом изучено, осознано и детально проанализировано. Как писал Г. Нейгауз: “Тот, кто только переживает искусство, останется только любителем; кто только размышляет о нем, будет исследователем-музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы, живейшего восприятия и соображения” (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1967.С.197).

Еще одним навыком, необходимым для самостоятельной работы учащегося, является осознание учеником целей и задач своих занятий. Важно, чтобы поставленная педагогом цель – конкретная, понятная и доступная для реализации – преобразовалась в собственные слуховые и двигательные представления ученика. Как бы наглядно педагог не конкретизировал цель, например – выразительного интонирования мелодии, ученик не сможет это сделать, если его собственные слуховые представления о ней весьма приблизительны. Только в том случае, когда обучающийся ясно слышит интонационные связи между звуками, он готов к выполнению этой задачи.  На начальном этапе обучения и цели, и способы работы в значительной степени регламентируются преподавателем. Определяя уровень требований к ученику, целесообразно учитывать принцип – от простого к сложному. С развитием самостоятельности мышления ученика будет формироваться его способность к целенаправленной работе и перспективное видение целей.

Самостоятельные занятия ученика невозможны без формирования умения концентрировать внимание. Существует мудрое высказывание о том, что “успех работы пропорционален не количеству затраченного времени, а количеству затраченного при этом внимания”. В связи с этим есть необходимость развития внимания с самого начала обучения. Бесконтрольные, неосознанные действия приводят к небрежности и неточности в игре, к автоматизации неверных навыков. В процессе самостоятельной работы ученик контролирует ритмическую точность, качество звучания, воспринимает музыкальное содержание произведения, проверяет правильность текста. И, что очень важно, сам оценивает свою игру, находит ошибки или неточности. Именно эти или подобные им действия активизируют и развивают его внимание. Общеизвестно, что применение педагогом элементов детской игры позволяет ему добиться у маленьких учеников высокой концентрации внимания.  Самовыражение через игру способствует тому, что внимание ребенка становится более целенаправленным. В установлении внимания важную роль играет фактор новизны, это особенно заметно при обучении детей. Известно, что “сравнительно слабые новые… раздражители дают больший эффект, чем сильные, но много раз применявшиеся” (Симонов П. Метод К.С. Станиславского и физиология  эмоций.- М.: Музыка,1962.С.53).

 Множество разнообразных задач определяют направленность работы педагога по комплексному развитию внимания обучающихся. Такие характеристики этой высшей психической функции как подвижность и распределение имеют первостепенное значение при обучении игре на баяне (аккордеоне).  Умение выделить главное, отделить то, что должно быть в центре внимания от того, что будет находиться на его периферии – непростая задача для начинающего ученика. Соответственно, хотя бы один из объектов его внимания должен быть автоматизирован. К примеру, учащийся сможет контролировать одновременную работу пальцев (основной объект внимания) и меховедение (периферия внимания) в том случае, если то, что ему нужно сделать мехом уже в целом освоено и нуждается лишь в корректировке в связи с новыми задачами для пальцев. Одновременный зрительный контроль двух строчек в скрипичном и басовом ключах на нотном стане осуществляется так же за счет устойчивости и концентрации произвольного внимания. Систематическое закрепление этого навыка на уроках в классе является залогом успешной самостоятельной работы обучающихся дома.

Для того чтобы решить вышеперечисленные педагогические задачи, необходимо понять особенности характера и склонности ученика, разобраться в индивидуальных проблемах ребенка и постараться совместными усилиями решить их. Опытный педагог выберет из всего арсенала приемов работы те, которые соответствуют индивидуальным качествам ученика.

Так, подвижный ребенок не умеет выслушивать до конца, он обрывает на полуслове и сразу переходит к действиям. Ему не важно, что он до конца не понял поставленную задачу, он не стремится прочувствовать, проанализировать. Ему не важен результат. Ему интересен процесс для того, чтобы побыстрее сделать и освободиться. “Вы просили – я сделал; как могу, так и делаю; лучше, чем могу делать не собираюсь”.  Из-за того, что такой ученик не вдумывается, не может представить результата своего труда, не видит конечных целей и не ищет путей для их осуществления, обучение идет медленно, с большим трудом. Основная цель обучения и воспитания таких детей – развить, необходимые для повышения их работоспособности, наглядно-образное мышление и произвольное внимание.

Дети с “комплексом отличника” старательны, внимательны и исполнительны, но при этом скованны в движениях, закрепощены в эмоциях. Они теряются, если ситуация требует хоть немного творческого отношения. В работе с такими учениками полезно учитывать, что им нужны конкретные задания и постоянные указания. Часто таких детей увлекает не сама музыка, не процесс игры, а другое – быть хорошим учеником. По любому пустяку они спрашивают разрешения: “Можно я возьму подставку, можно я поменяю ноты…?” У таких детей нужно снимать комплекс ”отличника”, разъяснять, что учимся не за оценку, не потому что учитель сказал, написал задание. У них следует развивать самостоятельность мышления, давать больше творческих  домашних заданий. Полезно провести беседу с родителями таких детей, объяснить, что часто такой ребенок приносит радость только в детские годы, а вырастая, страдает от целого ряда комплексов и проблем на работе и дома.

Обучение детей с “комплексом неудачника” лучше начинать с перестройки обучающегося и родителей на оптимистическое восприятие жизни. Следует вызывать у них сильное чувство радости даже от самой маленькой победы. Как правило, это дети с искаженным восприятием себя и низкой самооценкой. Работая с такими детьми с целью развития навыков самостоятельности, в конце урока я прошу их самих сформулировать свое домашнее задание к следующему занятию, объяснить целесообразность выбранных им приемов домашней работы. Как правило, встречаю позитивную ответную реакцию. Тем более что на следующих уроках ученики  с  удовольствием  показывают личные домашние достижения и делятся своими творческими открытиями. Подобный доверительный способ обучения замкнутых, неуверенных в себе детей повышает их учебную мотивацию в целом.

Вне зависимости от личностных особенностей и типа темперамента, с самого раннего детства необходимо воспитывать в детях волевые качества и способность к самомотивации. Постепенно, через совместную деятельность и самостоятельные занятия, освобождая учеников от их внутренних проблем, можно заметить, как облегчается и ускоряется процесс обучения, а также растет их интерес к знаниям, лежащим за пределами музыкального искусства. Если донести это родителям и детям, можно найти еще одну мотивацию для занятий музыкой. Успех в преподавании почти во всем зависит от семьи. Воспитание обучающихся начинается с установления тесного контакта с родителями. Мы должны открыть им глаза на их ребенка, а они нам на нашего ученика.  Еще до начала работы следует разъяснить, для чего мы будем трудиться и какую пользу принесут эти занятия всей последующей жизни детей, начиная с сегодняшнего дня. Вот тогда ученики будут осознанно работать для себя, а родители возьмут под контроль их старания, так как увидят необходимость в этом для всей семьи.

Еще одним важным фактором продуктивных самостоятельных  домашних занятий следует отметить режим и распорядок работы. Домашняя работа начинающего ученика должна регламентироваться педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. Низкий порог утомляемости баяниста во многом связан с конструктивно-акустическими особенностями баяна. Сохранить ясность слухового восприятия и тонкость игровых ощущений, концентрацию внимания, физическую энергию баянисту определенно труднее, чем исполнителям на других инструментах. Поэтому очень важно, чтобы осуществлялся регулярный контроль рабочего состояния ученика.

Почему же так важно учить детей самостоятельной работе? Во-первых, пьесы, выученные под руководством преподавателя, забываются сразу после “сдачи”, и работа над новыми произведениями начнется опять с нуля. Когда учитель все делает за ученика, дети остаются беспомощными и неспособными к самостоятельной деятельности. Во-вторых, выполнение чужих указаний вообще редко кому доставляет удовольствие, и метод натаскивания совершенно не воспитывает навыков самостоятельной работы.  Дети становятся ленивыми и сами делать ничего не хотят. Чтобы учащийся мог самостоятельно работать над произведением, он должен четко знать все этапы своей предстоящей работы, пробовать, менять, находиться в состоянии постоянного творческого поиска. Только в этом случае домашняя работа приобретает единственную результативную форму – самообучение, вместо «отсиживания» за инструментом положенного времени и неохотного выполнения чужих (частично вспоминаемых)  рекомендаций.

Настоящий педагогический подход заключается в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. В.А. Сухомлинский, исходя из проработки психологических и дидактических основ обучения, считал, что домашние занятия развивают навыки самостоятельной работы и мыслительные действия, открывают обучающимся возможность приобщиться к творчеству и созиданию. Он писал: ”Анализ, исследования, сравнение – эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашние занятия”. Педагогу не стоит постоянно расшифровывать текст ученику. Хотелось бы напомнить о важности правильного анализа нотного материала, для которого учитель должен дать ученику такие универсальные ключи-подсказки, которые помогут ему в домашних занятиях. А также, научить его поиску новых способов-помощников. Получив в свой арсенал такие “ключи “, ученик научится работать не только в области музыки, но и сможет овладеть правильным подходом к любому виду деятельности, будет готов самостоятельно разрабатывать новые, наиболее удобные методы для быстрого выполнения поставленных задач.

Вот некоторые рекомендации для педагогов, по организации самостоятельных занятий обучающихся:

  • Домашнее задание лучше давать по ходу урока, по мере освоения новых навыков. Обучающиеся научились чему-нибудь, затем сразу получают рекомендации – каким образом и с какой целью следует работать над этим дома.
  • В конце урока надо помочь ученику вспомнить ход занятия и попросить составить свое домашнее задание.
  • Вместе с учеником стоит обсудить, в какой последовательности и какими способами он будет его выполнять.  Даже если ученик еще не умеет ясно излагать свои мысли, педагогу следует с уважением, не перебивая, со вниманием выслушать ребенка, постараться понять, что тот пытается сказать, похвалить за самостоятельность рассуждений и пересказать его слова грамотной музыкальной речью. Это позволит ученику почувствовать, что он правильно думает, и что учитель с ним согласен. Такой способ общения будет способствовать развитию музыкального мышления ученика.
  • Еще раз вспомнить важные моменты урока, посвященные методам, приемам, зная которые ребенок сможет дома работать самостоятельно. Умение составить план домашней работы и знать, как его выполнять – есть основа самообучения.

С первых уроков эффективна такая форма общения с учеником, которая позволяет повышать и развивать его активность. Педагог не стремится “впихнуть” знания в ученика, а ученик старается получить знания от учителя. Для этого требуется умение быть незаметным лидером, чтобы ребенок был уверен, что делает все сам: и придумывает, и знает, и решает. Здесь важно умение педагога вызывать и формировать познавательные желания ученика с учетом его возможностей и педагогической задачи. Так ребенок понимает, что его желания осуществимы. Благодаря этому формируются необходимые для работы черты характера: вера в себя, в свои силы, в свою успешность.

Без развития каких особенностей личности невозможен процесс самосовершенствования?

  • Разумность – умение предвидеть и анализировать последствия, принимать разумные решения;
  • Культура чувств – понимание их и управление эмоциями;
  • Сила воли, определяющая возможность осуществлять разумные решения;
  • Самостоятельность суждения, необходимая для самостоятельной деятельности.

Если в результате занятий музыкой мы, преподаватели, поможем ученикам развить в себе эти качества, то тем самым поможем ребятам заложить основу успешности во всех сферах их дальнейшей жизни. Всему научить нельзя, да и не надо.  Каждый ребенок сам пройдет свой уникальный путь благодаря саморазвитию и самосовершенствованию. “Нравственное воспитание человека должно начинаться не с улучшения нравов, а с изменения мышления и с утверждения характера”. (И. Кант).

Список используемой литературы и источников:

  1. Егоров Б.  Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды  ГМПИ  им. Гнесиных. Вып.48.Музыка 1989 год.
  2. Имханицкий М., Мищенко А.  Воспитание навыков интонирования на баяне. Музыка 1989 год.
  3. Липс Ф.  Искусства игры на  баяне.- Музыка 1985 год.
  4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. Музыка 1989 год.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. -. Музыка, Издание 5.1987 год.
  6. Ожегов С.  Словарь русского языка.14-е издание. Музыка 1992 год.
  7. Онегин А.  Школа игры на баяне. Изд. 23-еМузыка 1985 год.
  8. Сухомлинский В.А.    Избранные педагогические сочинения Т-3. — Музыка., 1981 год.
  9. Сухомлинский В.А.   Разговор с молодым  директором  школы .- Музыка 1981 год.
  10. Сухомлинский В.А.  О воспитании. – Музыка 1973 год.
  11. Теплов Б.  Психология музыкальных способностей. Музыка 1989 год.
  12. Теплов Б. Избранные труды. В двух томах. Т 1. Музыка 1992 год.

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

 /Ануфриева Галина Сергеевна, 
 преподаватель по классу баяна/аккордеона
 МАУДО ДШИ им. Ю.А.Розума ГОЩ/
 07/03/21-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *