03/01 Методы развития музыкальных способностей детей

«Музыкальное воспитание –

 это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека» В. Сухомлинский

Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно поисковая работа интеллекта. Для полного выявления и развития способностей учащихся необходимо использовать музыкально – педагогические методы. Методы словесные: рассказ или беседа о произведениях, истории его создания, жизненном и творческом пути композитора; наглядно – слуховые: восприятие произведений музыкального искусства, знакомство с фотографиями, рисунками, репродукциями, активизирующими восприятие; практические: разучивание и исполнение репертуара на музыкальном инструменте, музыкально – ритмические движения. Введение детей в мир музыки, раскрытие музыкальных талантов детей, требует не только серьезных знаний о предмете, но и ориентации в области психологии. Дети младшего школьного возраста недостаточно внимательны, быстро утомляются, для них характерно медленное включение в различные виды музыкальной деятельности. Поэтому целесообразно на уроке чередовать методы обучения. Принцип образно – игрового погружения в музыку позволяет ребенку выявить и проявить свою индивидуальность. Поэтому урок начинать следует с произведений, которые отвечают эмоциональному состоянию ребенка, его настроению. Младший школьный возраст является благоприятным для развития эмоционального слуха. Основными структурными компонентами эмоционального слуха являются: эмоционально – слуховой опыт, двигательно – моторная реакция при восприятии музыки и эмоциональная отзывчивость.

Исходя из этого, можно определить задачи работы с детьми:

1. побудить у ребенка чувства радости, сопричастности;

2. научить распознавать богатство и разнообразие палитры музыки и эмоционально на нее откликаться.

Для более продуктивного претворения в жизнь этих задач необходимо провести диагностику и мониторинг ребенка. Систематическая диагностика и мониторинг позволяет проследить динамику развития эмоционального слуха и музыкальных способностей, что, в свою очередь должно привести к естественности, свободе поведения и общения, желанию творить. Для развития способностей детей необходимо тщательно подбирать репертуар, постепенно, не спеша усложняя упражнения и пьесы. От изучаемого  репертуара, музицируя, ученик получает положительные эмоции. Таким образом, успех позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, мотивация к обучению возникает ненавязчиво, как бы сама по себе, в процессе игры. Реализуя одно из свойств детской психики – через активное действие постигать мир, развивая чувство, эмоциональность восприятия. Правильно подбирая репертуар, мы не только развиваем музыкальные способности ребенка, но и корректируем психофизиологические  особенности, уходят стресс и дискомфорт. Ребенку необходимо чувствовать успех ,веруя в свои силы, в свою уникальность. Чтобы с раннего возраста осуществить музыкально – творческое развитие детей, научить их эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, воспитать общую культуру, привить любовь к музыке, педагогу необходимо создать на занятиях атмосферу диалога и сотворчества. В музицировании, как наиболее доступной форме деятельности, ребенок эмоционально отзывается на музыку. Педагог принимает активное участие в развитии и совершенствовании эмоциональных переживаний. У ребенка появляется потребность к самовыражению. Участие детей в совместном музицировании (оркестр, хор, ансамбль)   приносит детям и педагогу огромную радость. Постоянное поощрение, способствующее поиску и созданию различных вариантов образа, дает возможность вместе с детьми выбрать наиболее яркие и удачные из них. В творческом процессе очень важны доверительные взаимоотношения, эмоциональная, духовная общность между детьми в коллективе, так как деятельность одного ребенка является частицей творческого процесса всего коллектива.

/Щёткина  Ирина  Дмитриевна,
преподаватель 
МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ, 
shel_dshi_medoz@mosreg.ru/
03/01/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *