04/03 ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация: Великая Отечественная война в творческих работах
младших школьников. Методика преподавания урока изобразительного
искусства. Знакомство с военной техникой времен Великой Отечественной
войны.
Annotation: The Great Patriotic War in the creative works of younger
schoolchildren. Methods of teaching a fine art lesson. Acquaintance with military
equipment of the Great Patriotic War.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, авиация, военная
техника, дети, композиция, танки, темы произведений, творческие работы.
Keywords: The Great Patriotic War, aviation, military equipment, children,
composition, tanks, themes of works, creative works.

В данной статье представлена разработка урока изобразительного
искусства, применение которой позволяет развивать духовно-нравственные
качества личности, формировать патриотическое отношения к Родине,
сохранять преемственность поколений.

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной…

В те дни мы в войну не играли
Мы просто дышали войной.

А. Иоффе. Жестокое слово – война

Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и катюши.
Висят на всю листа длину
Снаряды желтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
А. Богословский. Рисуют мальчики войну

В приведенных отрывках литературных произведений запечатлены
судьбы детей разных поколений: детей, чье детство пришлось на годы
Великой Отечественной войны и тех, кто знает о ней из воспоминаний отцов
и дедов. Дети рисуют войну. Но как помочь ребенку передать свое
впечатление в художественном произведении? Как работать над этой темой?
Для современных школьников Великая Отечественная война – это
событие далекого прошлого. Свидетели тех лет уходят все дальше и дальше.
Дедушки и бабушки сегодняшнего поколения не участвовали в сражениях,
они – дети войны, знающие о ней не понаслышке. Многие семьи хранят
воспоминания ветеранов, письма с фронта и фотографии тех лет.
Несомненно, существует необходимость формировать на уроках
изобразительного искусства личное отношение учащегося к событию,
важному не только в истории страны, и его семьи в частности.
Как правило, детские работы изобилуют фигурами бойцов на полях
сражений. Сложно переоценить роль советского солдата в победе над врагом,
но отсутствие знаний и умений изображать военную технику не позволяет
передать замысел в полной мере, до конца раскрыть выбранную тему. Такое
незнание грозит тем, что передаваемые в работе чувства превращаются в их
подобие, карикатуру.
Учитель изобразительного искусства, разбирая с учениками тему
Великой Отечественной войны, обязательно должен остановить внимание на
важных исторических фактах и событиях.
Он высится на пьедестале,
Всю тяжесть трудных лет, храня.
Сработана из прочной стали
Его надежная броня.
Его могучее орудье
Доныне помнит дни атак,
И с уваженьем смотрят люди
На этот танк.
Н. Глазков. Тамбовский танк
Танк Т-34, выпускаемый в Советском Союзе с 1940 года, являлся
основной боевой единицей бронетанковых войск в годы Великой
Отечественной войны. Модель танка разработана конструкторским бюро под
руководством М.И. Кошкина. Свое боевое крещение Т-34 прошел в боях под
Москвой осенью и зимой 1941 года. Участвовал в сражении за Орел и битве
на Курской дуге, в Сталинградской битве и прорыве блокады Ленинграда, в
1945 дошел до Берлина, а закончил войну на берегах Тихого океана.
История насчитывает немало эпизодов, связанных с подвигами людей,
воевавших на этой боевой машине. Дмитрий Федорович Лавриненко за 2,5
месяца вместе со своим экипажем принял участие в 28 танковых боях, вывел
из строя 52 танка противника. Смерть принял под Волоколамском в 1941
году в возрасте 27 лет. Важно упомянуть то, что в годы войны вся страна
помогала производству танков. Особое место занимает история создания
танковой колонны «Дмитрий Донской», насчитывающей 40 единиц, создание
которой стало возможно благодаря средствам, собранным в 1942 году
духовенством и верующими со всех уголков страны.
Продолжая разговор о военной технике, важно рассказать об авиации
гордости и элите вооруженных сил любой страны мира. В первую очередь
необходимо познакомить учеников с классификацией самолетов,
основывающейся на стратегическом назначении боевых машин. Нужно
сказать, что уже в начале войны, 4 августа 1941 года советские
бомбардировщики бомбили Берлин, тем самым нарушив личное обещание
Геринга фюреру, что ни одна вражеская бомба не упадет на Берлин. История
военной авиации неразрывно связана с именем летчика Виктора Талалихина,
получившего в8 августа 1941 года звание Героя Советского Союза за первый
в истории ночной таран. Разбирая воздушную технику, несколько слов нужно
сказать о противовоздушной обороне. Выставляемые вокруг защищаемых
объектов аэростаты вынуждали авиацию противника подниматься выше
заграждений, тем самым уменьшая точность бомбардировки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема Великой отечественной войны на уроках изобразительного
искусства привлекает повышенное внимание учеников. Многие
самостоятельно готовят информацию к уроку, приносят модели техники.
Данную тему учащимся предлагается выполнить графическими материалами:
уголь, сангина, пастель. Практическую работу нужно начать с напоминания
правил работы с данными материалами.
Немаловажную роль во время проведения боевых действий играла
узнаваемость силуэтов военной техники. Это позволяло в короткое время
отличить вражеские силы противника от «своих».
Военная техника, как и любой механизм, вписывается в сочетание
простых геометрических фигур. Учитель демонстрирует закономерность в
таблицах.

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ

  1. Выбор композиции является ключевым моментом в работе. Для
    создания и формулировки замысел могут помочь работы художников,
    выполненные в военные и послевоенные годы. Темой работы могут быть не
    только танковые бои, но и военные парады, сцены отдыха между сражениями
    или после боя. Для создания сюжетов на тему авиации можно использовать
    работы художников А.Дейнеки, А. Лабаса, А. Волошина, Г. Нисского.
  2. Выполнение наброска композиции.
  3. Выполнение фона картины (земли и неба) графическими
    материалами.
  4. Проработка деталей и акцентов композиции с минимальным
    применением угля.
  5. Завершение работы с обработкой закрепителем для
    предотвращения осыпания сухих материалов.
    Проведение урока изобразительного искусства по выбранной теме
    способствует разностороннему развитию детей, формированию их
    творческих способностей, созданию условий для самореализации личности
    на уроках изобразительного искусства.

Ирина, 10 лет

Список использованных источников

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание
    граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление
    Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. No 422.
  2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам
    патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.:
    Республика, 1998.
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников //
    Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17.
  4. Ольга Скуратова Огнем кричащие альбомы (N2/2012)
/Курукина Ю.Н.
учитель изобразительного искусства
Россия, г. Москва, E-mail: julya.kurukina@yandex.ru /
04/03/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *