03/04 Методы и технологии работы с детьми с ОВЗ с учетом специфики их развития при обучении английскому языку в условиях дополнительного образования

Аннотация. Автор статьи рассматривает специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Знакомит с содержанием предмета «Английский язык», описывает психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, перечисляет типы современных образовательных технологий, используемые на занятиях. Автор предлагает наглядные материалы (карточки) подготовки к занятиям.

Annotation. The author examines the specifics of teaching English to children with autism spectrum disorders. Introduces the content of the subject «English», describes the psychophysiological features of children with autism spectrum disorders, lists the types of modern educational technologies used in the classroom. The author offers visual materials (cards) of preparation for classes.

Ключевые слова: английский язык, дети с ОВЗ, психофизиологические особенности детей, методы, образовательные технологии.

Keywords: English, children with disabilities, psycho-physiological characteristics of children, methods of educational technology.

Владение английским языком с каждым днем становится всё более актуальным и обязательным условием эффективного, комфортного и конкурентоспособного существования в современном мире. Интернациональное онлайн пространство занимает всё большее место в нашей жизни, стирая границы между странами и континентами, обеспечивая доступ к многочисленным ресурсам для обучения, работы и просто общения. Стремясь к успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо постараться вооружить их всеми возможными инструментами полноценной современной жизни, включая знание иностранного языка, необходимое для этого.

Рассмотрим специфику обучения английскому языку детей с расстройствами аутистического спектра. Особенности психики этих детей препятствуют освоению образовательной программы без создания специальных условий для занятий. Чтобы эффективно управлять процессом обучения, необходимо изучить специфику каждого ребёнка, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Чем же отличаются дети с расстройствами аутистического спектра от остальных детей? Такие дети испытывают трудности коммуникации, они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями. Они не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение. Дети часто избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, часто имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. Нередко присутствует чрезмерная привязанность к предметам – к игрушкам, к личной посуде, мебели, одежде. Зачастую существует патологическая реакция на поступающие чувственные сигналы – свет, звук, прикосновение, изменение температуры. Стереотипии проявляются в простых действиях, речи и сложных поступках. Дети бывают патологически педантичны в отношении расположения вещей в комнате, испытывают потребность в неизменности и постоянстве (расположение вещей, режим дня, маршрут прогулок, строгое меню) [1]

Главный принцип изучения иностранных языков для таких детей – индивидуализация. В условиях дополнительного образования есть все возможности реализовать это условие: организовать образовательный процесс с максимальным учётом возможностей, интересов и опыта ребёнка с ОВЗ. Кроме того, необходимо обеспечить:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическую безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

В школе, согласно ФГОС, современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели. В условиях дополнительного образования при изучении английского языка педагог может пользоваться более широкой палитрой технологий, подбирая их не только ориентируясь на выполнение учебных задач, но и на развивающие, коррекционные и другие, необходимые ребёнку с ОВЗ или всей группе, работающей в условиях инклюзии. [2]

Перечислим типы современных образовательных технологий, с помощью которых, педагог, словно собирая мозаику, собирает целостную картину занятия и особенности их использования для особых детей.

1. Коммуникативная — предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах. Для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, это очень важная задача – учиться коммуникации. На занятиях по английскому языку есть возможность много раз проигрывать элементарные диалоги, касающиеся разных сфер жизни, закладывая ребёнку образец речевого поведения, налаживания диалога с собеседником.

2. Дифференцированная технология — познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон, которые всегда есть у детей – аутистов. В основе развития потенциала лежит поощрение. Применение диагностических тестов позволяет отследить динамику освоения материала.

3. Модульная технология — предусматривает, что современное занятие по английскому языку, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс. При использовании такой технологии необходимо очень внимательно изучить возможности особого ребёнка, его интересы, чтобы каждый модуль был интересен и посилен для освоения.

4. Информационно-коммуникативные технологии — предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников. Внедрение технологии в занятия делает его интереснее, современнее, разнообразнее, что всегда положительно влияет на мотивацию обучающихся.

5. Технология применение программного обеспечения — является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку эффективно дополняют процесс обучения перевода текстов, вооружают ребёнка навыком самостоятельного изучения языка, интенсифицируют деятельность ребёнка.

6. Интернет-технологии — открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований. Часто у ребёнка с расстройствами аутистического спектра бывает тема, любимый предмет, о котором он готов говорить много. Не всегда даже педагог знает столько же о рептилиях или о динозаврах, сколько знает его необычный обучающийся. Интернет помогает тогда и педагогу (подобрать информацию, оформить её, создать обучающий контент) и ребёнку (создать презентацию, найти новые факты).

7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения  реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.

8. Технология тестирования — основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на занятиях английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.

9. Проектная технология — характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость обучающихся, учит работать детей не только самостоятельно, но и в группах, договариваясь и согласовывая свои действия. Такие виды работы будут полезны не только ребёнку с ОВЗ, но и всем остальным членам группы.

10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве — эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей. Грамотное использование сотрудничества на занятиях позволяет особому ребёнку стать членом группы, почувствовать себя её значимой частью. Задача педагога при этом, помочь найти для него подходящую роль, задание, которое он сможет выполнить, не подводя группу, опираясь на сильные его стороны.

11. Игровая технология — основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, некоторые дети с такими расстройствами могут брать с собой на занятия игрушки, которые можно использовать как повод для разговора по теме, моделируя ситуации, необходимые для развития речи на английском языке. Надо обратить внимание, что некоторые дети с расстройствами аутистического спектра не воспринимают ситуацию «понарошку», они болезненно реагируют на предложение превратиться в кого-то и даже не воспринимают, когда другие меняют голос или интонацию, подражая животным или персонажам. Поэтому, планирую занятие всегда надо готовить несколько запасных видов деятельности, чтобы вовремя скорректировать ход занятия.

12. Технология развития критического мышления — предназначена для развития в ученике разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д. Эта технология актуальна для детей более старшего возраста, но дети с аутистическими расстройствами бывают очень разные, многие из них творческие и талантливые, интересующиеся и запоминающие множество информации, поэтому умение правильно оценивать информацию, отбирать необходимую и отсеивать лишнюю необходимо им, как и всем остальным обучающимся.

Содержание предмета «Английский язык» в группах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка — аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением другими видами речевой деятельности: чтение и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для особых детей должны порождать и развивать репродуктивную деятельность обучающихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).

Учитывая психофизиологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра следует придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.

Занятия английского языка для обучающихся с особыми потребностями лучше начинать с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент. При отсутствии эмоционального контакта, положительного настроя ребёнок – аутист может замкнуться и вообще не проявлять никакой активности во время занятия.

Для отслеживания эмоционального состояния ребёнка можно использовать шкалы настроения, на котором изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение. Если занятие проходит в группе, можно сделать экран настроения, на котором все дети будут отмечать свое состояние. [3]

Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, в некоторых случаях эффективно будет использование карточки оценки отношения к занятию, которая бы помогла определить:

– отношение обучающегося к занятию;

– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.

В качестве иллюстрации к вышесказанному хочется поделиться материалами подготовки к занятиям с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Включение в процесс занятий в группе было организовано постепенно, начиналось с индивидуальных занятий, когда выяснялись возможности и интересы ребят, на которых ни постепенно приучались к логике занятия, алгоритму выполнения занятий. Именно на этом начальном этапе часто оказывалось, что, если нет эмоционального контакта, если предмет обсуждения не интересен, ребёнок может отказываться от работы, уходить в себя, замыкаться. Поэтому первые занятия строились, опираясь на любимые темы ребёнка. Иногда они могли быть совершенно необычными, и лексический и грамматический материал приходилось адаптировать. Например, выстраивая занятие по теме «Динозавры», были подготовлены следующие материалы:

  • Для знакомства с грамматическим материалом: сказка про глагол-связку TO BE с главным героем – динозавриком.
  • Лексика по теме семья: мультфильм — пальчиковая гимнастика о семье динозавров [4];
  • Повторение предыдущей темы (счёт 1-10): выполнение задания на основе прослушивания песенки о динозаврах. 
  • Для игр — карточки с названиями динозавров и интересными фактами о динозаврах [5] 

         Кроме того, было предложено использовать маски динозавров для отработки диалогов.

Также было подготовлено много «раскрасок» про динозавров, которые можно было, раскрашивать и составлять рассказ – описание, меняя при этом вид деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что занятия по английскому языку для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с педагогом и детьми из группы на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей. Главная проблема – удержать внимание ребёнка и качественно представить новый материал. Вышеизложенные приёмы и методы работы на занятии английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценного участника образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.
  2. Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин Изд-во «Просвещение». — 2013. – С. 181.
  3. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. – 654 с.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=HO6s-dUGWho
  5. https://learnenglishkids.britishcouncil.org/sites/kids/files/attachment/flashcards-dinosaur-factsheets-v2.pdf   
/Зайцева Е.Н.- 
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования 
высшей квалификационной категории, 
Россия, Московская обл., г. о. Королёв.
lenchik-Bah@yandex.ru/
03/04/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *