03/03 Инклюзивное образование в дошкольной организации

Аннотация: Практико-ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольных организаций. Статья из опыта работы дошкольной организации, в которой уделяется большое внимание психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование

При инклюзивном образовании в ДО обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ООП. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.

Именно в инклюзивных группах нашего детского сада дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в образовательный процесс вместе со своими сверстниками. Воспитатели, работающие с этими детьми, учитывают их особые индивидуальные образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую психолого-педагогическую поддержку.

В обычные группы мы принимали по 1–2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают ДО в режиме полного пребывания со сверстниками при сопровождении психолога ДО и других узких специалистов. Эти группы называются инклюзивными. В инклюзивных группах создается возможность для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации в соответствии с его интересами и наклонностями. Систему взаимоотношений в ДО мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наша группа» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри группы между детьми и педагогами были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности и взаимопомощи. Поэтому овладение социально-желательными формами поведения детей, развитие социального взаимодействия у воспитанников в инклюзивных группах ДО является приоритетным направлением всей психолого- педагогической и коррекционно-развивающей работы.

Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно — речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.

Взаимопонимание в инклюзивной группе — это сотрудничество «взрослый – ребенок», но и «ребенок – ребенок». Это обеспечивает развитие здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья; поддержку взаимного уважения, толерантности; взаимопомощи в деятельности; возможности учиться друг у друга; возможности помочь самим себе и другим детям. Вот почему, на наш взгляд, инклюзивное образовательное пространство ДО «Радость общения» — это позитивная атмосфера принятия и поддержки.

Задачами инклюзивной группы являются:

  1. Создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
  2. Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
  3. Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
  4. Формирование умения поддерживать друг друга;
  5. Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность,  договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
  6. Развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
  7. Формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

           Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:

           — Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.

           —       Приобщение детей с ООП ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации.

         — Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.

           — Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОД.

           — Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Программно-методическое  обеспечение деятельности, согласно общеообразовательной программе ДО. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Наши воспитатели широко используют в своей работе народные традиции. Например, традицией в ДО стала ежегодное проведение соревнований по настольным играм «Бестемше», «Кокпар», «Кыз куу». Проведение таких соревнований формирует у ребенка внимательность, ловкость, выносливость, терпимость; прививает любовь к народным традициям, обычаям и играм.

Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого- педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДО обеспечивают не только педагог – психолог, логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДО совместно с методическим центром, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.

Литература

  1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.
  2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.: ВЛАДОС, 2006.
  3. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
  4. Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно- методическое пособие. – М., 2006.

5. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5.

/Макишева К.Б., заведующая
Султангазина А.К., методист
ГККП Ясли- сад № 79 "Шабыт"
г. Астана, Республики Казахстан
Научный руководитель работы:
Таринова Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук, 
доцент кафедры педагогики и психологии
Пермского гуманитарно-педагогического университета/
03/03/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *