06/01 Приоритеты обновления содержания программного обеспечения образовательного процесса в дополнительном образовании

Система дополнительного образования в Российской Федерации обладает уникальными характеристиками, является своеобразным педагогическим феноменом, площадкой педагогического поиска, позволяющей задавать современные тренды в образовании.

Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования.

Одной из основных задач учреждений дополнительного образования является обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Распоряжением Правительства РФ № 678-р от 31 марта 2022 года утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее: Концепция), которая направлена на определение приоритетных целей и задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года.

Цель развития ДОД, как говорится в Концепции – создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной гармонично развитой и социально ответственной личности.

Одна из задач для достижения цели развития ДОД – организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России.  

Воспитание рассматривается как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников.

Воспитание — это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.

Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения.

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов. Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей.

В дополнительном образовании (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:

  • основы профессионального обучения и воспитания;
  • основы социального воспитания.

  В рамках профессионального воспитания учащиеся формируют уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учатся выполнять профессионально-этические нормы, приобретают понимание значимости трудовой деятельности.

В процессе социального воспитания у обучающихся формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.

В каждом конкретном детском объединении эти параметры конкретизируются с учетом особенностей деятельности.

В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования выделяют индивидуальную работу с воспитанниками и работу по формированию детского коллектива.

Личностный рост ребенка обеспечивается посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ различного уровня и направленности в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:

 — в плоскости личностного роста ребенка, развития его способностей, дарований, талантов;

 — в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;

 —  в плоскости коммуникативных действий.

Несмотря на то, что в дополнительном образовании не приняты образовательные стандарты, фактически каждая дополнительная общеобразовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения, создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. Тем не менее закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет путь обновления содержания дополнительного образования детей за счет разработки программ нового поколения, ориентированных на достижение личностных и метапредметных результатов учащихся: программы для дошкольников, программы по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, профессионального и жизненного самоопределения для подростков и старшеклассников, предоставления возможности для социальных проб и социального закаливания учащихся.

Предметное содержание дополнительных общеобразовательных программ подразделяется на:

– инвариантное (базовое) – ЗУНы, базовые навыки, общие для всех программ данной направленности;

– вариативное – уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и т.д.

В предметное содержание закладываются вопросы воспитания личностных качеств детей. Обновление содержания инвариантной и вариативной части программ осуществляется по основным направлениям организации воспитания и социализации учащихся в контексте традиционного и инновационного подходов.

Система дополнительного образования для детей — это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.

Таким образом, содержание образования в учреждение дополнительного образования обеспечивается через варианты интеграции разных направленностей, разнообразных функций деятельности (обучения, воспитания, развития, оздоровления, социальной поддержки, реабилитации и другие) и т.д.

О кадровом обеспечении и о профкомпетентности педагогов

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса.

В качестве одного из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма и компетентности педагогов дополнительного образования. В рамках новой модели деятельности педагогов дополнительного образования на первый план выходит умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие, развивать творческий потенциал.

Об этом говорится в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. 

Ожидаемыми результатами реализации Концепции предусматривается достижение определенных результатов.

Наряду с такими результатами как — усиление воспитательной составляющей в содержании общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и научно-культурных традиций, в Концепции, намечены и такие, как:

— создание условий для профессионального развития и саморазвития управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;

— усовершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечение их в систему дополнительного образования, в том числе в сельской местности;

— реализация меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии.О необходимых компетенциях для ПДО.

ПРИОРИТЕТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  1. ПОДДЕРЖКА И ПРОДВИЖЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление, поддержка и продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создание условий для зачета творческих достижений и постепенного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для победителей всероссийских конкурсов художественного творчества.

  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Создание условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения высокомотивированных, одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, через систему всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

3. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ПОДДЕРЖКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов через содержание программ дополнительного образования детей и социокультурной деятельности детских творческих объединений.

4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ МЕСТ

Создание новых мест и разработка программ на основе использования инновационного оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов артиндустрии для творчества: мультипликационная студия, электронная музыка, музыкальные инструменты, комплексные решения для театра, полимерные материалы для изобразительного искусства, гончарные круги, полимерная глина для декоративно-прикладного творчества и др.

5. РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие и поддержка программ художественной направленности и новых форм художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото, кино, мультстудии, цифровые книги, цифровой театр, медиаобразование и др.).

6. РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОБРАЗЦОВЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Развитие программ углубленного уровня и поддержка образцовых коллективов художественного творчества по всем видам искусств и жанров художественного творчества, включение в муниципальные реестры социально значимых программ дополнительного образования детей в целях сохранения финансирования из муниципального или государственного заданий, создание федерального реестра образцовых детских коллективов художественного творчества.

7. РАЗВИТИЕ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

Создание условий для развития и освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств на принципах непрерывности и преемственности художественного образования в целях подготовки квалифицированных работников для сферы искусства.

Литература

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. №996-р от 29.05.2015 г.
  • «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» №678-р от 31.03.2022 г.
/Прохвостова Ирина Александровна,
методист, педагог-организатор 
МАУДО ДООПЦ «Нептун» ГОЩ/
06/01/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *