02/05 ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В Т/О «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Аннотация. Автор данной статьи описывает направления работы педагога в развитии интереса у обучающихся к различным областям знаний, формированию коммуникативных навыков и стремления к самостоятельному поиску решений на поставленные вопросы. Перечисляются основные виды проектной деятельности в работе с дошкольникам и результаты деятельности.

Ключевые слова: проект, работа с дошкольниками, средства обучения и воспитания.

Annotation. The author of this article describes the directions of the teacher’s work in the development of students’ interest in various fields of knowledge, the formation of communication skills and the desire to independently find solutions to the questions posed. The main types of project activities in working with preschoolers and the results of activities are listed.

Keywords: project, work with preschoolers, means of education and upbringing.

Успех человека в современном мире во многом определяется умением организовать свою жизнь как проект: определить ближайшую и дальнюю задачу, найти способы её решения, запланировать дальнейшие действия и, осуществив их, достичь поставленных целей. Как показали исследования, успешные люди очень часто обладают проектным типом мышления.

Обновляющейся российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, которые реализуют связь обучения с жизнью и формируют активную, самостоятельную позицию учащихся. Именно такой технологией является создание и изучение проектной деятельности.

 Так как на сегодняшний день возросли требования к детям, которые идут в первый класс, следовательно, должны произойти и изменения содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Раньше на первый план выходила задача воспитания у ребёнка определённых знаний, умений, навыков, сейчас же стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, которая сможет ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также отстаивать свою точку зрения.

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, он исследует мир, который его окружает и самостоятельно он еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы.  Современные дети больше информированы об окружающем мире. Но умеют ли они пользоваться этой информацией? И тут возникает у взрослого вопрос, как организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него была возможность выбирать, искать, находить, договариваться?

         Средства обучения и воспитания.

Если ребенку достаточно только повторить что-то за взрослым, то он использует только свою память, а не свое мышление и свой ум.  И мы привыкли строить обучение по принципу «Повтори за мной». Педагогам проще самим рассказать детям какие-то сведения, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и получения результата. Но ведь такое обучение не решает задачи развития личности ребёнка.

 Поэтому в работе с дошкольниками стоит вопрос выбора наиболее эффективных методов обучения и воспитания, использования интерактивных технологий обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходил по условиям постоянного, активного взаимодействия всех участников.

 Педагоги наряду с объяснительно-иллюстративным методом используют методы проблемного обучения: вопросы, которые развивают логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; опытно-исследовательская деятельность; экспериментирование и т. д. Но такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер, и решением этой проблемы может стать одно из эффективных средств, которое построит педагогический процесс на основе принципа интеграции.

Интеграция.

Интеграция – это процесс объединения частей в целое. Такой принцип способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в нем.

 Во-первых, важна интеграция содержания образования. Именно она способствует созданию представления о целостной картине мира и формированию субъектной позиции ребенка.

Во-вторых, интеграция всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

 При комплексном подходе к решению данной проблемы реализация интеграции на практике будет успешной. Данному требованию в полной мере соответствует технология проектирования.

Принципы и особенности работы метода проектов.

В реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования очень сейчас актуален вопрос создания системы работы метода проектов.

 Актуальность проектного метода заключается в том, что он позволяет показать детям разные пути и способы достижения цели, увидеть спектр возможностей по исследованию мира, в процессе решения задач использовать разные виды деятельности, применить знания, умения, навыки в различных практических значимых для детей ситуациях.

Содержание проектного метода может объединить различные области знаний. Этот метод открывает большие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

 Метод проектов широко используется в дошкольном образовании, он позволяет значительно повысить самостоятельность детей, развить творческое мышление, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

 В современной жизни ребенку поступает много разнообразной информации. Главная задача педагогов — помочь ему находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Стержнем технологии проектной деятельности является исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность, в процессе которой ребенок учится познавать окружающий мир и воплощать новые знания в реальные продукты. В дошкольном образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределение усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить познавательное, психическое, личностное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.

 Метод проектов развивает интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки, любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.

Особенность работы в рамках проекта позволяет ребенку увидеть себя в контексте совместной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой цели.

Развивающий потенциал проекта определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Если будет грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности, то он даст возможность накопить практический опыт и расширит кругозор детей.

 Из опыта работы педагогов хорошо известно, что уважение к выбору ребенка, принятие его интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства взрослых, жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, приключений, экспериментирования.

В основе такой технологии лежит вовлечение ребенка в деятельность постепенно: сначала идёт наблюдение за деятельностью взрослых, потом принятие небольшое участие в ней, затем партнерство и, наконец, сотрудничество. Сотрудничество в деятельности — это общение на равных, когда никто не контролирует, не указывает, не оценивает. Когда технология будет внедрена в практику, педагогам будет дана возможность учитывать тот факт, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.

 Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире. Поэтому такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей.  Проектом будет являться любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Использование этой технологии не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Виды проектов в работе с дошкольниками.

Исследовательский проект. Как следует из названия исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.  Реализация проекта занимает от недели до месяца. Такие проекты могут содержать такие вопросы: Почему зимой холодно? Почему трава зелёная? и т.д.

  Нормативный проект. Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил по которым должны жить дети в саду, в школе, дома. Например, правила пользования ножницами, правила безопасности на прогулке зимой. Проекты по созданию норм являются очень важным направлением в педагогической деятельности, потому что они направлены на приобретение детьми необходимых навыков поведения. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

  Творческий проект. Творческие способности детей развиваются в разных видах художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивно-модельной и изобразительной – рисовании, лепке, аппликации, а также в творческой проектной деятельности.

Творческий проект – долгосрочный и коллективный: каждый ребенок предлагает свою идею, а затем все дети вместе создают творческий продукт. В отличие от нормативной проектной деятельности, которую всегда инициирует педагог, тему для творческого проекта могут выбрать сам ребёнок.    

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБЪЕДИНЕНИИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Организация и содержание обучающего процесса в объединении «Юный эколог» отталкивается от образовательных программ дошкольного возраста «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», в которых обозначены условия для развития проектной деятельности, а также определены цели, помогающие создавать проблемные ситуации, что стимулирует стремление к исследованию и инициируют детское любопытство. Также в программах выделены особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Проектный метод в объединении «Юный эколог» играет немаловажную роль:

Во-первых, он основан на интересах детей, предполагает самостоятельную активность и, как только дети действуют самостоятельно, они разными способами учатся искать и находить информацию об интересующей их теме, а потом применять полученные знания.

Во-вторых, применение метода проектов в работе с детьми способствует повышению самооценки каждого ребенка. Принимая участие в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, так как он вносит свой вклад в общее дело и радуется своими достижениями.

В-третьих, происходит смена манеры общения взрослого с ребенком. В проектном методе очень важна роль педагога т.к. он помогает отыскать проблемную ситуацию, но при этом не навязывать и не подсказывать возможные варианты решения.

Проектная деятельность развивает творческое мышление, наблюдательность, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными и самостоятельными, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, а также развивает умение отстаивать свою точку зрения.

При работе с проектом моя задача — выделить ряд характерных особенностей данного проекта:

— прежде всего, необходимо определить проблему, которую нужно решить в ходе работы над проектом, но проблема обязательно должна иметь значимый для педагога и детей характер, мотивировать их на поиски решения.

— проект должен обязательно иметь реально достижимую цель, при этом нужно чётко её сформулировать и обозначить. Именно это будет являться залогом достигнутого результата.

— любой проект ставит перед собой задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели, то есть: изучить, описать, установить, выявить, сформулировать, привлечь, исследовать, обогатить жизненный и игровой опыт детей, а также привлечь родителей к реализации проекта.

В своей работе в объединении «Юный эколог» я использую исследовательские проекты, они удобны в нашей работе по изучению окружающего мира, так как носят кратковременный характер и дают детям самостоятельно прогнозировать и  изучать тот или иной вопрос.

 Дошкольникам 6-7 лет, как правило, всё интересно, они с большим желанием рассматривают энциклопедии, альбомы, книги и задают много познавательных вопросов.

Часто бывает, что мы взрослые не можем ответить на вопрос ребёнка. Начинаем изучать источники, искать информацию, составляем проекты.

В объединении «Юный эколог» обучающимся интересны исследовательские проекты. С чего начинается работа педагога с проектом?

Этапы работы над исследовательскими проектами в объединении «Юный Эколог».

Первый этап предполагает создание ситуации, входе которой ребёнок сам приходит к формулировке исследовательской задачи. Например, я планирую и прописываю в КУГе проекты, которые мы с детьми создаём и последующем работаем над ними «Животные Лосиного Острова», «Как бороться с загрязнением окружающей среды?», «Красная книга».

На втором этапе мы приступаем к реализации проекта, т.е. отвечаем на поставленный вопрос.  Дети со мной на занятиях и дома с родителями начинают искать информацию в интернете, телевизионных передачах, книгах и т.д. Без помощи родителей ребятам не обойтись, т.к. они ещё не смогут самостоятельно найти информацию, сделать записи, найти фото или картинки.

Третий этап — это презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая на занятиях о выполнении важного дела, маленький «эколог» получает первый опыт реализации познавательной инициативы.  Рекомендую приглашать на презентацию проекта родителей. В случае необходимости родители оказывают помощь ребёнку в подготовке рассказа о проделанной работе.

Четвёртый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Мы организовываем выставку рисунков, фотографий, а также в интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Исследовательский проект «Красная книга» в объединении «Юный Эколог».

Когда мы работали над исследовательским проектом «Красная книга», у детей возникла гипотеза, что Красная книга необходима как источник информации о проблемах природы, что животные и растения не могут обойтись без помощи человека, и сможет ли человек предотвратить вымирание редких, находящихся в опасности видов растений и животных? Далее мы чётко сформулировали и обозначили цели и задачи:

1. Показать, что создание Красной книги – это информация, которую необходимо донести до человека о том, что природа нуждается в защите.

2. Показать, какие именно животные и растения нуждаются в помощи и как их защитить.

3. Понять, что бережное отношение к природе необходимо, особенно в настоящее время.

4. Расширить свой кругозор по окружающему миру по темам: «Редкие виды животных и растений России» и узнать о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения.

5. Доказать необходимость защиты животных и растений; то, что природа действительно находится в опасности по вине человека, вспомнить правила поведения в природе.

Затем мы обозначили актуальность и методы исследования проекта.

В результате исследовательского проекта дети узнали, что такое Красная книга, когда она появилась и почему она так называется.

Дома дети с родителями подбирали иллюстрации, фотографии и рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу и небольшие рассказы (Приложение 1). На последующих занятиях мы прослушивали выступления детей, и все вместе решали, как помочь природе и защитить её, а также устраивали выставки подготовленных фотографий и рисунков.

В конце исследовательской работы мы совместно с детьми сделали выводы о том, что действительно «Красная книга-сигнал тревоги» и очень важный природоохранительный документ.

Заключение

И в заключение хочется добавить, что проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

«Метод проекта» дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогом и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению и окружающему миру.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. / 2011 г. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, — Мозаика Синтез.     

2. Проектная деятельность — как инновационный феномен в дошкольном образовании / 2013 / Жиенбаева Сайра Нагашбаевна, Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна

3. Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников / 2014 / Воронина Людмила Валентиновна, Толмачева Юлия Сергеевна

4. Хабарова Т. В. 2011г. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

/Гордеева Л.А.,
педагог дополнительного образования первой категории 
E-mail: prinzessa001@yandex.ru  +7977-786-35-77
МБУДО ЦРТДиЮ г. Королев
Gordeeva L.A.,
teacher of additional education of the first category 
E-mail: prinzessa001@yandex.ru +7977-786-35-77
MBUDO CRTDiU G. Korolev/
02/05/22-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *