01/05 Методика организации обучения игре на фортепиано учащихся с РАС (расстройством аутистического спектра)

В современном мире  учащиеся с РАС (расстройством аутистического спектра) имеют широкие возможности для обучения и развития. Долг общества – разработать и реализовать методики и подходы  к образованию учащихся с РАС.

Музыкальное образование учащихся с РАС, в частности, в рамках детских музыкальных школ и школ искусств, – не просто способ дополнительного развития учащегося, но и немалый вклад в укрепление и гармонизацию его психоэмоционального состояния, а также метод коррекции нарушений, возникающих у учащихся с диагнозом РАС.

Влияние занятий фортепиано на психоэмоциональное состояние учащихся с РАС

В научной и методической литературе неоднократно говорилось о значении музыкальных занятий (в т.ч. на фортепиано) для психоэмоциональной коррекции детей с РАС. В. П. Анисимов впервые в отечественной музыкальной литературе высказал мысль о том, что музыкальные занятия необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство для развития отстающих психических функций[1].

Характерные для учащихся с РАС трудности в распознавании эмоций в социальных коммуникациях – в голосовых интонациях и мимике лица — не распространяются на область музыкальной коммуникации[3].

Музыкальные занятия, проводимые для компенсации нарушений у учащихся с РАС, использует как простые, так и более сложные виды музыкальной деятельности. Уроки фортепиано эффективны для учащихся с РАС, если преподаватель понимает и учитывает особые потребности учащегося; используемые методы обучения предполагают движение от простого к сложному, что позволяет адаптировать их для учащихся с ОВЗ и РАС. Эти методы реализуют пошаговый подход, учитывают особенности учащегося, предполагают индивидуальные занятия, тем самым минимизируя социальные требования [2].

Рисунок 1. Влияние занятий фортепиано на психоэмоциональное состояние учащихся с РАС

Рисунок 2. Приемы для развития навыков слушания, слуховой памяти [2]

Методика организации занятий фортепиано с учащимися с РАС

Задачи преподавателям:

  • налаживание контактов учащийся-преподаватель и учащийся-инструмент;
  • развитие эмоционального отклика на музыку в процессе совместной деятельности;     
  • развитие крупной моторики и координации за инструментом;
  • развитие мелкой моторики, координации движения пальцев;
  • воспитание коммуникативной культуры при общении с преподавателем;
  • подбор репертуара согласно специфике заболевания и индивидуальным особенностям учащегося.

Рисунок 3. Правила построения занятий с обучающимися с РАС

Особенности психики учащихся с РАС

Инструментальное обучение учащихся с РАС требует особого подхода. Трудно привлечь и удержать внимание учащихся. Дефицит внимания – основа задержки их развития. Расторможенность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением мешают им в освоении информации. Учащиеся с РАС имеют проблемы с коммуникацией, неохотно идут на контакт с преподавателем, активно выражают нежелание общаться в любой форме – закрывают уши, не дают прикоснуться к рукам. Основа занятий – дружелюбное отношение к учащемуся, спокойный, тихий голос, отсутствие лишней для учащегося вербальной информации.

Этапы построения занятий с обучающимися с РАС

1 этап: знакомство с инструментом;

2 этап: снижение возбуждения нервной системы учащегося (несложные игры и упражнения, физкультминутки);

3 этап: преодоление трудностей, характерных для учащихся с РАС:

а) диагностика знаний, умений и навыков учащегося  и определение актуального уровня его развития (на индивидуальных занятиях);

б) анализ и определение причин возникновения трудностей у учащегося;

в) разработка способов преодоления трудностей, возникающих у учащегося.

4 этап: адаптация учебных материалов и построение занятий с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащегося и его семьи на основе существующих рекомендаций, подходов и методов.

Способы адаптации учебных материалов

  • Упрощение инструкции к заданию (использование простых алгоритмов, простых слов и фраз);
  • Индивидуализация стимульных материалов (акцент на индивидуальных способностях учащегося);
  • Дополнительная визуализация (краткая запись, игра преподавателя);
  • Минимизация двойных требований (использование метронома при необходимости совмещения игры на инструменте вместо счета вслух);
  • Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности (уменьшение количества заданий);
  • Упрощение содержания задания (выбор произведений, соответствующих интеллектуальному уровню обучаемого).

Требования к подготовке преподавателей, занимающихся с учащимися с РАС

Для работы с обучающимися с РАС преподаватель проходит комплексную подготовку. Преподаватель должен быть готов к тому, что потребуется большое количество временных, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов с его стороны. Обучение учащихся  с РАС – это принципиально новый этап его педагогического развития. Переподготовка преподавателя должна быть многоэтапной и разноплановой:

  1. Приобретение системных теоретических знаний (получение новой профессии в вузе, переквалификация, повышение квалификации);
  2. Практическая  реализация  полученных знаний и навыков (опыт налаживания контактов с обучающимися, развитие умения анализировать индивидуальные особенности и потребности каждой семьи, в которой есть обучающиеся с РАС, разработка собственной методики работы с обучающимися с РАС, реализация разработанной методики);
  3. Дальнейшее профессиональное развитие в данной области (мониторинг новых исследований, публикаций в области педагогики, обмен педагогическим опытом с коллегами на конференциях, проведение лекций, в том числе на курсах повышения квалификации для преподавателей, участие в педагогических конкурсах, по необходимости — коррекция своей методики на основании педагогического опыта).

Особенности подготовки:

  • осуществляется с обязательным учетом специфики и сложившихся традиций музыкального образования;
  • при реализации методики необходима постоянная обратная связь с учащимися и их родителями, анализ связи;
  • преподаватель, приобретая опыт, должен быть психологически готов к трудностям работы;
  • необходимо развивать в себе следующие моральные качества: беспристрастность, нейтральность, добровольность, терпение, чуткость, деликатность и т. д.

Взаимодействие и контакт с семьями – важнейшая составляющая работы преподавателя. От нее в большой степени зависит дальнейший успех обучения и развития учащегося. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, преподавателю необходимо знать особенности семьи: как переживается кризис, на каком этапе он находится, знать психологические защиты, распределение ролей в семье, ежедневные трудности родителей, как они с ними справляются.  Преподаватель внимательно выслушивает членов семьи. Важная особенность — открытое  и  уважительное общение [4]. Родители ожидают от преподавателя  глубоких знаний в области педагогики, но не консультаций в области медицины.

Рекомендации для родителей по организации домашних занятий фортепиано

Семья играет большую роль. Грамотный подход к организации занятий в семье повышает шансы аутичного учащегося на адаптацию. Помимо создания комфортных условий для домашних занятий, от родителей потребуется соблюдать определенные организационные правила, разработанные для домашних занятий с обучающимися с РАС:

  1. Для обучающихся с РАС не рекомендованы домашние занятия в привычных, традиционных формах;
  2. Приветствуются занятия в свободной форме, а точнее – в форме, разработанной преподавателем для данного ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  3. Необходимо принимать во внимание потребность самого учащегося заниматься только в определенное выбранное время;
  4. Следует учитывать поведенческие особенности учащихся с РАС – склонность к стереотипии, упорядоченности, завершенности, структурированности, ориентиру во времени и пространстве, развитию механической памяти, и исходя из этого стимулировать развитие других аспектов памяти, которая состоит не только из механической, но и из слуховой, эмоциональной, зрительной.
Список использованных источников
Ткачева А. Н., «Особенности музыкального обучения детей с ограниченными,» Современное педагогическое образование, №12/ 2019.
Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А., Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей, Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
Боровицкая А. Л., «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с диагнозом ASD,» Вестник Череповецкого государственного университета, №5/ 2015.
Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра, Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
/Ольхина Маргарита Сергеевна
Преподаватель по классу фортепиано и синтезатора
МУДО «Бронницкая детская школа искусств»/
01/05/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *