02/09 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Профессия «концертмейстер» среди музыкантов-пианистов считается самой распространённой. Различные образовательные учреждения (высшие учебные заведения, музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы детского творчества, центры досуга и др.) не могут осуществлять свою деятельность без квалифицированных работников данной профессиональной области. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия по хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также трудно себе представить без концертмейстера. Важно определить, кто такой концертмейстер. Часто концертмейстера называют аккомпаниатором, но термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Концертмейстер- это «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner»-сопровождать)- это музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество исполнения музыкального ансамбля, знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Главное качество концертмейстера-общая музыкальная одарённость. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Особенностью концертмейстерской деятельности является её реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Для концертмейстера необходимо наличие как профессиональных, так и психолого-педагогических качеств. К профессиональным качествам относится техническое владение инструментом, навык чтения с листа, умение транспонировать, импровизировать, подбирать по слуху. В числе психолого-педагогических качеств выделяются внимание и память, чуткость и самообладание, мобильность реакции, выдержка и воля, коммуникабельность, педагогический такт и чуткость. Профессия концертмейстера предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве. Кроме этого концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль ансамбля, совместного общения, партнёрства и обмена информацией. Можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: он пианист, дирижёр, педагог, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог и т.д.

В психологии и искусствоведении музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс– это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Это применительно и к деятельности концертмейстера. Творческий процесс- это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется  в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.

Функции концертмейстера, работающего с солистами, носят и педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог. От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста. Необходимо постоянно заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой музыке, посещать концерты, театры оперы и балета, шлифовать профессиональные навыки, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля, не упускать случая практически соприкасаться с различными жанрами исполнительского искусства, тем самым расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства.

Психологический, философский, эстетический и культурологический аспекты деятельности концертмейстера играют важную роль в его творчестве, оказывая огромное влияние на музыкальное мышление и воображение, музыкальную память, эстетическую и нравственную стороны мировоззрения музыканта-исполнителя.

/Климова Людмила Федоровна, концертмейстер
МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ /
02/09/23-ПМ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *