05/05 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРИОБЩЕНИИ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ ИСКУССТВ.

Аннотация. В данной статье автором затрагиваются такие понятия как «творческий потенциал», «духовно-нравственные ценности», которые выражаются в комплексной педагогической деятельности с использованием интегрированных занятий. В статье описывается опыт работы педагогов изостудии по программе для детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: искусство, творческий потенциал, духовно-нравственное воспитание, формы занятий, младший школьный возраст.

Annotation. In this article, the author touches upon such concepts as «creative potential», «spiritual and moral values», which are expressed in complex pedagogical activity using integrated classes. The article describes the experience of a teacher in an art studio according to a program for primary school children.

Keywords: art, creative potential, spiritual and moral education, forms of classes, primary school age.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Каждый ребенок — это необъятный и загадочный мир, своего рода космос, в котором таится необыкновенно-большой жизненный и творческий потенциал. Человек рождается, чтобы творить. Еще в раннем возрасте ребенок способен видеть, слышать, воспринимать и помогают ему в этом взрослые. Вначале его родители, которые открывают ему мир природы, вещей через общение с ним, а позднее это будет воспитатель, наставник, педагог, через которого он будет постигать вершины знаний. И конечно он жаждет чувствовать и переживать свои эмоции в творчестве. Эмоциональный, отзывчивый ребенок тянется к красоте, будь то красивая игрушка или яркая иллюстрация в книге, звуки музыки. Эта эмоциональная отзывчивость устанавливает прочные связи ребенка с восприятием удивительного мира красоты и искусства. Именно здесь и проявляется неизменная роль педагога, который выступает путеводителем в мире искусства. 

Поэтому, главная задача для педагога заключается в комплексном развитии ребенка. И через приобщение к художественному творчеству, показать красоту изобразительного искусства и разнообразие произведений и художественных образов. И через высокие ценности искусства, научить юного художника чувствовать и понимать истинную красоту окружающего мира и искусства, развивать духовно-нравственные ценности и творческий потенциал каждого ребенка.

Незаменимым средством духовно-нравственного формирования личности ребенка является искусство. Искусство общается с ребенком образами. Мир искусства во всем многообразии его видов формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Литература, музыка, живопись, народное творчество — все это способствует развитию и формированию лучших качеств личности.

В большом психологическом словаре синтез искусств (греч. synthesis − соединение, сочетание) определяется, как органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. [1, с. 219]. [1]

В тоже время синтез искусств нельзя сводить лишь к общей сумме составляющих его компонентов. Синтез искусств представляет очень сложное многоплановое образное композиционное единство художественной организации пространства, времени, воплощающееся в многогранности идейно-художественного замысла, многосторонне эмоционально воздействующего на человека.

Многие педагоги и психологи занимались рассмотрением вопроса воздействия синтеза искусств на развитие творческого потенциала ребенка. Известный педагог и психолог П.П. Блонский предлагал педагогическую систему полихудожественного синтеза искусства, труда, жизни и творчества. В основе методики комплексного эстетического воспитания средствами музыки, литературы, живописи, театра В.Н. Шацкой лежит тематическое единство произведений и их сопоставление по эмоционально-образному содержанию [3, c. 78]. [2]

Интегрированная программа Т. Комаровой «Красота − Радость − Творчество» для детей дошкольного и младшего школьного возраста строится на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которой положен принцип комплексного использования разных видов искусства − музыкального, изобразительного, а также литературы и архитектуры.[3]

Работая по программе в изостудии «Я – художник», педагог пришел к убеждению, что через применение на занятиях взаимосвязи различных видов искусств, происходит комплексное воздействие искусства на воспитание и развитие личности ребенка.  Надо отметить, что над этой проблемой работали многие известные авторы, например, пути установления взаимосвязи, содружества живописи и литературы, нашло отражение в разработках у Н.А. Дмитриева, музыки и литературы у Е.А. Ручьевской, музыки и изобразительного искусства у В.В. Ванслова.

Комплексное воздействие синтеза искусства обеспечивает изменение процесса чувственного восприятия ребенка под влиянием целесообразного (последовательного или одновременного) слитного влияния разных видов и жанров искусства пространственного мышления, колористического восприятия. Все это способствует раскрытию творческого потенциала личности, формированию эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Формированию духовно-нравственной культуры и овладению основ художественной грамотности на занятиях в изостудии, происходит через системно-деятельностный подход в обучении. Синтез различных видов искусства и живописи, используемые на занятиях педагогом и пронизывающие весь курс обучения, их взаимосвязь может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка. Большое значение имеет проведение бесед по искусству. Такой подход формирует знания детей младшего школьного возраста о культурном наследии классического художественного творчества и традиций разных народов.

Ещё Аристотель отмечал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. А техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет». На занятиях в изостудии происходит развитие творческого потенциала ребенка через эмоциональное восприятие художественного образа с дальнейшим его воплощением с помощью оригинальных техник рисования. Чтобы раскрыть богатый внутренний мир ребенка, необходимо педагогу создать условия, которые помогут юным художникам погрузиться в творческую атмосферу. Другими словами, «настроить тонкий инструмент» на нужную ноту.

Для создания творческой атмосферы и погружением в художественную среду, педагогом используются интегрированные занятия творчеством с детьми. Это уроки-путешествия и уроки-экскурсии. Используются приемы театральных постановок и необычные занятия, в которых используются искусно подобранные педагогом музыкальные произведения. На таких занятиях при прослушивании музыкальных фрагментов детьми необходимо изобразить услышанное, используя различные технические приемы и художественные материалы для рисования. Педагогог использует ИКТ технологии: видеопрезентации, виртуальные прогулки. На некоторых занятиях применяются приемы театральной игры, «вживания в образ» и элементы сценической пластики через мимику и жесты. Такой подход в обучении несомненно способствует открытию необъятных границ творческого потенциала личности каждого юного художника.

В развитии творческого потенциала младших школьников средствами искусства, педагог использует различные формы деятельности обучающихся на занятии. Дети самостоятельно презентуют события о жизни и творчестве великих деятелей искусства, художников и музыкантов. Соревнуются в составлении кроссвордов, изобразительных викторин, участвуют в создании необычных театральных ситуаций (игра в экскурсию или посещение выставки). Занятия проходят под музыкальное сопровождение тематического характера.

Для этого на занятиях педагог использует различные методики, которые отражаются и в структуре занятия и его приемах. Перечислим применяемые виды занятий:

— урок-экскурсия (виртуальная экскурсия по музеям мира, городам);

— урок-путешествие (морское путешествие, путешествие на север и т.д.)

— урок-творческий проект (дети заранее готовят материал по данной теме);

— урок-сказка (театральное представление нарисованных героев);

— урок-мастерская (дети создают свое творческое изделие);

-урок-соревнование (дети соревнуются в тематическом задании по изобразительному искусству);

-урок-игра (дети играя придумывают и создают художественный образ).

Такие разноплановые занятия помогают педагогу незаметно и точно создать нужные условия, творческую среду, где дети смогут максимально погрузиться, прочувствовать и раскрыть свои творческие способности.  Для этого у педагога имеются необходимые к занятиям технические средства:удобный кабинет, со свободной игровой зоной,компьютер, проектор, смарт-доска, интернет, необходимый игровой реквизит,мольберты и необходимое оборудование для рисования.

Например,сопровождая занятие наглядной демонстрацией картин русских пейзажистов и музыкальными фрагментами, педагог старается максимально задействовать все возможные рецепторы восприятия. Или, когда вместе с детьми «переносишься» в теплый летний день как на полотнах русских художников В. Поленова или И. Шишкина, и забавно очутиться в зимнем лесу под звуки музыки П.И.Чайковского, где музыка «мягкой поступью шагает», а Дед Мороз своею бородою задевает заснеженные ели. Невозможно проникнуться и ощутить дыхание осени в картинах художников без лирических строк А. С. Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!..» и в изображении одинокой фигуры картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Как и невозможно прочувствовать сильный ветер без стремительной музыки Вивальди и пластики движений колышущих веток и листьев.

Еще одним важным инструментом самовыражения в детском творчестве, является изобразительная техника, которая способна дополнить художественный образ и оттенить, подчеркнуть его. Так при рисовании вечернего заката в Петербурге — это живопись «по-мокрому», а рисование ветреного, осеннего дня мягким материалом (углем), который как нельзя лучше помогает передать мягкость и пластику линий.

Всевозможные техники рисования («по-мокрому», «кляксография», «точечное рисование», «сухая кисть», «аля-прима», мягкий материал и т.д) помогают глубже прочувствовать художественный образ и создать неповторимый сюжет. Различные художественно-графические техники открывают еще одну замечательную возможность думать, пробовать и искать, экспериментировать, а значит самовыражаться. Дети с великим удовольствием пробуют себя и ищут в чем-то новом, что является важным стимулом в творческом развитии.

Кроме того, знакомясь с фольклором и народными традициями, изучая символику народов России на занятиях по декоративно-прикладному творчеству и совместных мероприятиях, дети учатся лучше понимать русский характер, приобщаются к культуре своей страны, воспитываются духовно-нравственные и патриотические стороны личности подрастающего поколения.

Методически правильно подобранные приемы, используемые педагогом на занятиях, способствуют развитию и формированию творческих задатков, креативности и формированию культурных ценностей.

Далее представлена разработка интегрированного занятия в изостудии по программе «Я–художник», где педагог наглядно демонстрирует применение комплекса методик и приемов работы по развитию творческого потенциала ребенка через изучение творчества русских художников, поэтов и композиторов.


[1]  Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.

[2]  Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева П.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

[3] Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.

/Баранова В.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
педагог – организатор.
МБУДО ЦРТДиЮ г. Королев. 
e-mail: vikoff@list.ru +7-910-904-05-00/
05/05/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *