01/07 Как учителям стоит учиться

Сфера образования — одна из самых развитых в России. Постоянно повышать свою квалификацию — это не только желание наших учителей, но и законодательная необходимость. Каждые 5 лет педагоги должны подтверждать свой профессиональный уровень, а в перерывах обязаны посещать различные курсы, семинары и конференции. С одной стороны, такое жесткое регулирование заставляет держать себя в тонусе, и это хорошо. С другой стороны, зачастую такие мероприятия для учителей не отличаются высокой эффективностью, педагоги часто остаются разочарованными и в итоге просто «отсиживают» положенные часы ради «корочки». Однако существует формат, который способен сделать обучение преподавателей интересным и максимально полезным для них. Речь о «job-alike» («джоб-элайк» — дословно «одинаковая работа»). Мероприятия данного типа уже несколько десятилетий успешно применяются по всему миру, но в России пока не приобрели популярность и широкое распространение.

Что же такое «job-alike»? Это встреча педагогов или, если говорить шире, коллег, у которых схожие рабочие обязанности, на которой они обсуждают заранее оговоренную тему, делятся своим опытом и идеями.  Главное отличие от других форм профессионального развития в том, что такие обсуждения проводятся на равных, здесь нет презентующего или ведущего, все в одинаковой мере могут делиться своим мнением и достижениями. Общение происходит в неформальной обстановке, за чашкой чая или кофе. Принимающая сторона, конечно, может выдать участникам сертификаты, но это не самоцель таких собраний. Главное — это обмен мыслями, поэтому данный формат напоминает «brainstorming» у учеников.

Что касается количества участников, в идеале, чтобы их было не более 10, чтобы общение было максимально продуктивным и каждый мог высказаться. Либо, если желающих много, их нужно разбить на более мелкие группы в соответствии с профилем учителей. По продолжительности job-alike — обычно около 2 часов. Это время необходимо, чтобы каждый успел поучаствовать в обсуждении и при этом группа не сильно устала.

Организовать такую встречу может любой учитель, единственное — договориться с администрацией школы, чтобы Вам выделили под это кабинет. Но даже если Вас не поддержат в этом вопросе, допускается сделать собрание и на «нейтральной» территории — например, в коворкинге или тихом кафе. Перед сессией job-alike необходимо оповестить участников о теме встречи, а также попросить их подготовить волнующие их вопросы. Если они будут касаться других аспектов работы, этому можно будет посвятить следующие собрания.

У формата job-alike множество преимуществ. Рассмотрим основные из них. Во-первых, это более высокая эффективность за счет того, что происходит обмен опытом между практиками. Участники узнают новую информацию от коллег, которые успешно применяют все, о чем говорят, и уже получили позитивные результаты.

Педагоги могут получить ответы на вопросы, которые их давно мучают и они не могут самостоятельно их решить. Например, как заинтересовать детей своим предметом, особенно самых маленьких; какие приемы для объяснения использовать; где взять дополнительные ресурсы для уроков; как взаимодействовать с детьми, которые регулярно нарушают дисциплину и мешают другим; что делать, если Вы замечаете признаки буллинга в классе и др.

В этом основное отличие от обязательных семинаров, где только один человек выступает с докладом, а другие не имеют возможности высказаться. Кроме того, в рамках официальных мероприятий с речью выходят, как правило, теоретики, которые с детьми никогда не работали или делали это очень давно. И информацию они порой дают довольно устаревшую, которую педагоги уже слышали во время обучения в университете или на других конференциях.

Во-вторых, плюс job-alike — это комфортная обстановка, в которой нет места давлению сверху, бюрократии, критике. При обсуждении профессиональных вопросов учителя не имеют права негативно отзываться о деятельности коллег, они могут делиться только своими наработками, идеями, говорить безоценочно.

В-третьих, данный формат дает возможность найти новые знакомства и впечатления, встретить единомышленников и друзей, посмотреть, как оформлена и функционирует другая школа, учебный кабинет.

В-четвертых, учителя получают свежие идеи, могут расширить свой кругозор, решиться на эксперименты и заручиться в этом поддержкой коллег. Зачастую педагоги не хотят применять какие-то новые методики, потому что боятся, что их будут осуждать, почувствуют в них конкурентов, начнут вставлять палки в колеса. Данные встречи помогают убрать эти страхи и стать увереннее в себе.

В-пятых, это повышение своего уровня как профессионала, получение перспектив дальнейшего развития. Помогая другим, делясь собственным опытом, устанавливая крепкие связи, Вы неизбежно закладываете фундамент своего карьерного роста.

У себя в «Студии английского языка Анны Троцевской» мы уже давно используем job-alike и благодаря этому можем не только повышать уровень своих педагогов, но и заряжать их энергией, повышать их продуктивность. Например, на прошлой сессии мы разбирали тему «Нейропсихологические игры». Собрание проходило в 3 этапа: сначала мы отрабатывали игровые методики, затем проводили подвижные игры на свежем воздухе, а после закрепляли теорию и делали выводы.

Мы уделили внимание активностям, которые развивают правое и левое полушарие одновременно. Это очень важно, потому что есть дети  более творческие, а есть с более математическим складом ума. Игры помогают активизировать мозг, научиться легче писать, рисовать, решать задачи. Также мы разбирали упражнения, которые способствуют развитию речи у детей.

Помимо этого, мы обсудили то, что во время игр можно выявить какие-то особенности детей. Например, можно заметить, что какие-то дети лучше воспринимают информацию правым ухом, а какие-то левым. И это необходимо учитывать, когда педагог будет выбирать им место за партой в классе. Также во время игр можно увидеть детей со слишком резкими движениями, их родителям надо порекомендовать постить психолога.

Тема нейропсихологических игр вызывала большой интерес среди учителей, потому что сейчас этому никто не учит. Между тем, это очень полезная практика и для детей, и для педагогов. И помимо того, что она помогает малышам развиваться, она также снимает многие психологические барьеры, прибавлять уверенности в себе, учит тому, как правильно общаться с другими детьми и взрослыми, дает ребятам ощущение поддержки и принятия. Именно поэтому в конце игр мы всегда используем благодарность и объятия, чтобы малыши чувствовали себя в теплой и дружественной атмосфере и могли развить эмоциональный интеллект, который в современных реалиях очень важен.

Причем для достижения данных целей не обязательно должны использоваться какие-то сложные или модные игры. Эффективными являются проверенные временем «Море волнуется раз», «Кондалы», «Лавата». Самое главное — это осознанный подход учителя к данным активностям, умение увидеть то, что скрыто за поведением детей, способность использовать такой досуг им во благо.

Учитывая все преимущества job-alike, возможно, стоит рассмотреть вариант того, чтобы заменить данным форматом существующие сейчас обязательные мероприятия для учителей. Чтобы педагоги могли сами решать, какие профессиональным вопросам они хотят уделить внимание, какую именно тему разобрать и делать это в комфортной обстановке наравне с другими коллегами.

/Анна Троцевская, преподаватель английского языка, 
основатель «Студии английского языка Анны Троцевской», 
член жюри международной премии Best Business Awards/
01/07/23-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *