Учитель vs искусственный интеллект
В данной статье нам хотелось бы поговорить о применении технологий искусственного интеллекта в образовании. Мнения в профессиональном сообществе по данному вопросу весьма разнообразны, общаясь с коллегами, мы выделили три основные точки зрения. Обратим внимание, что в рамках данной статьи мы рассуждаем о применении ИИ-решений в контексте непосредственно учебного процесса, а не других аспектов деятельности образовательных организаций.

Первая точка зрения – отрицание. Сторонники данной позиции считают, что никакой искусственный интеллект образованию не нужен (за исключением профильных направлений профессионального образования, которые собственно предполагают изучение и работу с данной технологией), в обычном детском саду, школе, колледже или высшем учебном заведении все эти новомодные тенденции только вредят.
Позицию данной группы людей можно считать обоснованной, если исходить из того, что технологии искусственного интеллекта являются достаточно новыми, стандарт подготовки специалистов в области педагогики еще не предполагает изучения подобных технологий, да и каких-то общедоступных решений адаптированных конкретно для осуществления образовательного процесса в различных образовательных организациях еще не разработано. Имеющийся в данном направлении опыт скорее представляет собой поиски отдельных педагогов-энтузиастов, которые осваивают ИИ-технологии и находят возможности их внедрения в свой образовательный процесс. Таким образом, говорить о массовости подобных решений пока что не приходится. Так же стоит учитывать и тот факт, что не все виды образовательной деятельности в принципе требуют применения технологий искусственного интеллекта.
Вторая точка зрения на вопрос применения технологий искусственного интеллекта, напротив, сводится к тому, что в ближайшее время данная технология займет ведущие позиции в сфере образования, а в перспективе и вовсе заменит учителя. Ведь уже сейчас ИИ-технологии применяются для генерации персонализированных заданий, дополнения учебных материалов, проверки самостоятельных работ и автоматизации других процессов в сфере образования.
На наш взгляд, ИИ-технологии, конечно же, не заменят учителя. Безусловно, функцию передачи информации и контроля знаний можно реализовать с ее применением, однако образование – сложный, комплексный процесс всестороннего формирования личности, включающий в себя вопросы воспитания, мотивации, социализации и др. — для всего этого человеку нужен человек, а не программный алгоритм. Хотя в отдельных случаях, в контексте решения задачи передачи обучающемуся определенного объема знаний, ИИ-технологии возможно и смогут заменить традиционные формы преподавательской работы. Однако в данный момент говорить о наличии таких решений для массового применения не приходится.
Третий взгляд на вопросы применения искусственного интеллекта в образовании представляет собой некоторую компромиссную точку зрения. Сторонники данной позиции считают, что данные технологии должны использоваться в образовании, но их основная задача заключается в помощи учителю, а не в его замене.
Данный подход видится нам как наиболее взвешенный. ИИ-технологии активно используются в самых разных отраслях деятельности человека, это неоспоримый факт. А раз так, то рано или поздно появится потребность как минимум включать аспекты работы с искусственным интеллектом в содержание как основного, так и профессионального образования. Как пишет Российская газета: «Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец отметил, что ИИ станет очень важным инструментом трансформации всего образовательного процесса», а навыками работы с ИИ-технологиями уже сегодня овладели более 42 тысяч учителей по всей России.
Таким образом, ИИ-технологии постепенно становятся неотъемлемой частью социальной действительности, и система образования не может игнорировать данный факт. А поскольку усиление тенденций по применению искусственного интеллекта с каждым годом только возрастает, то так или иначе, соответствующие решения будут разрабатываться, в том числе и для сферы образования. Конечно же, не стоит забывать, что любая технология применяется для достижения определенного результата и с этой точки зрения не так важно использовал ли учитель искусственный интеллект или бумажную книгу, если он смог заинтересовать своих учеников, пробудить в них познавательный интерес и сформировать учебную мотивацию.
Эдуард Зарояль