05/06/25-НПС Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культурного наследия малой Родины
|Петрова Елена Сергеевна, преподаватель художественного отделения МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ|
Аннотация
Данная статья посвящена роли изобразительного искусства в процессе гражданского и патриотического воспитания младших школьников посредством изучения культурного наследия малой Родины и родного края. Представленные методы педагогического воздействия направленны на развитие положительных нравственно-моральных ориентиров у обучающихся путем эстетического восприятия произведений искусства Великих русских художников XIX вв.
Ключевые слова
Гражданско-патриотическое воспитание, художественное образование, культура, изобразительное искусство, народные традиции, младшие школьники.
Введение
По моим личным наблюдениям в качестве преподавателя художественного отделения и работе с детьми младшего школьного возраста, отмечена важность удовлетворения потребности у подрастающего поколения в выстраивании четких жизненных ориентиров, «закладку» и развитие внутренних высоких моральных ценностей, потребность воспитания в детях положительного отношения к своей малой Родине (дому, школе, посёлку, городу, краю и стране). В процессе работы я также заметила необходимость обучения учеников навыкам выстраивания дружественных отношений со сверстниками, взрослым и пожилым поколением. На мой взгляд современное российское общество остро нуждается в целенаправленном формировании у молодого поколения положительных гражданских и патриотических убеждений. Особенно актуально это направление применительно к дошкольникам и школьникам начальной ступени образования, ведь именно в детстве формируются базовые представления о семье, родном крае, стране и своём месте в социуме. Сегодня на педагогов и преподавателей, в том числе дополнительного образования, возлагается обязанность помогать детям разобраться в многообразии культурной и духовной реальности, учить любить свою родину, уважать прошлое и гордиться настоящим.
Один из мощнейших инструментов воспитания гражданина — является изобразительное искусство, обращение к традициям национальной культуры, накопленному опыту человечества и малой Родины, в частности. Живописные полотна Великих русских художников XIX вв. позволяют детям прикоснуться и погрузиться в удивительный мир нашей истории, быта и обычаев. Произведения искусства способны воздействовать на эмоции, воображение и сознание детей, формируя у них эстетическое чувство прекрасного и фундаментальные внутренние ориентиры, знания о добре и зле.
Формирование ориентационных точек у обучающихся младшего школьного возраста.
Понимание красоты и гармонии окружающего мира через знакомство, беседы, рассматривание и обсуждение полотен художников помогает детям осмыслить собственную позицию относительно добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти. Образовательный процесс, основанный на искусстве, способствует развитию у детей способности оценивать явления жизни, осознанно реагировать на происходящее вокруг, выражать своё мнение и делиться чувствами с окружающими людьми.
Особенно значимо воздействие произведений известных русских художников XIX вв., чьи картины несут глубокий символический смысл и национальную самобытность. К примеру, классические сюжеты, созданные такими мастерами, как Иван Иванович Шишкин, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Николай Константинович Рерих, Виктор Михайлович Васнецов, Исаак Ильич Левитан и другие представляют собой великолепный образовательный ресурс для педагогов. Их работы наполнены эмоциями, красотой родной природы, смыслами и символизмом, исследования которых, расширяют у детей кругозор и пробуждают интерес к культуре.
Эстетическое воспитание через произведения искусства
Искусство формирует у обучающихся чувство восхищения красотой окружающего мира, даёт стимул к развитию воображения и творческой активности, задает классические ориентиры в художественном проявлении. Взаимодействие с живописью стимулирует процессы эмоционального отклика, создаёт условия для саморазвития, раскрытия индивидуальных способностей и понимания исторических реалий родного края.
Примером служит знаменитая картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Лицезрение этой картины дарит детям ощущение спокойствия, умиротворённости и одновременно наполняет душу восторгом перед неповторимой гармонией природного ландшафта. Современники отмечали идиллическое содержание этого пейзажа. Как писал критик Петр Гнедич: «Утренний туман тихо вздымается, прогоняемый дневным теплом. Лесные обитатели проснулись, в том числе и семья медведей, копошащихся возле старых смолистых сосен. Медвежата эквилибрируют на стволах и наслаждаются жизнью в свое удовольствие». Мы с детьми стремимся увидеть красоту туманного солнечного утра среди сосен, почувствовать влажность мха, услышать жизнь леса и, может быть даже, начать сопереживать трагической судьбе, вырванной с корнем могучей сосне.
Ещё один замечательный образец, способствующий формированию патриотизма у обучающихся младшего школьного возраста, — полотно Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Оно наполнено духом защиты отечества, героизмом и преданностью своему делу. Виктор Михайлович говорил, что картина «Богатыри» – это его обязательство перед народом, благодарность народу за то, что «вырастил, воспитал, вооружил уменьем». Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной силы русской. В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу-вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.
Подобные разборы произведений искусства помогают ученикам осознавать свою принадлежность к великой культуре и традициям предков, укрепить веру в значимость собственной личности и гражданской ответственности, заложить с детства верные ориентиры.
Методы включения искусства в учебно-воспитательную практику
Работа в контексте, описанном выше, должна носить систематический и последовательный характер. Особое внимание следует уделять просмотру полотен на тему исторической памяти, семейного уклада, народных ремесел и природных особенностей региона проживания обучающихся. Полезны совместные экскурсии в музеи и галереи, занятия рисованием с натуры и проведение тематических уроков. Важным этапом работы с детьми становятся конкурсы и фестивали, посвящённые русскому фольклору, традиционным праздникам и событиям истории родного края. Такие мероприятия позволяют проявить творческие способности, закрепить знания о народной культуре и выработать необходимые коммуникативные навыки.
Выводы и перспективы
Применение произведений отечественного искусства в учебном процессе делает обучение интересным и полезным, способствует гармонизации духовного и интеллектуального роста детей. Развитие у учащихся интереса к художественной культуре страны обеспечивает укрепление гражданской позиции, формирует желание служить Отечеству и заботиться о будущем нации.
Практики, описанные в статье, показывают высокий потенциал использования произведений изобразительного искусства в целях гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Они способствуют гармоничному развитию личности, закреплению положительных социальных установок и помогают воспитывать истинные идеалы у подрастающего поколения. Ведь именно на нас, взрослых и сознательных людях, подающих пример, лежит ответственность за развитие подрастающего поколения. Мы способны научить детей оказывать посильную поддержку друг другу, проявлять уважение к себе и окружающим, слушать и слышать старших, создавать доброе, честное и развитое общество, замечать прекрасное в малом и учиться чувствовать счастье в моменте.