Репетиторство в контексте современных тенденций развития системы образования в России.

В последнее время на повестке дня, связанной с вопросами развития образования, большое внимание уделяется репетиторству. Данная тема является предметом активной дискуссии в Совете федерации, где профильным ведомствам и структурам было поручено обратить внимание на повышение качества школьных образовательных программ и их разработке с таким учетом, чтобы сократить необходимость обращения к услугам репетиторов.

Звучит тема репетиторства и в контексте вопросов связанных с сокращением учебной нагрузки на детей, о чем мы писали в одной из наших статей, а так же на повестке разработчиков новой стратегии развития образования в России.

Как пишет Российская газета, Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в рамках разработки новой стратегии развития образования в России сформирована отдельная рабочая группа, в задачи которой входит проработка вопроса замены репетиторства соответствующими бесплатными услугами в школах.


Обсудить данный вопрос мы решили с Юлией Майер — сопредседателем редакционной коллегии нашего журнала по вопросам международного сотрудничества, преподавателем иностранного языка, методистом, тренером и автором книг: «Я уважаю. Педагогическая этика в примерах», «Мэтр», «Код языка. Методика преподавания иностранных языков», «Профнавыки педагога. Версия 1.0» «Your notebook. Грамматические правила».


— Парадигма образования: Как вы относитесь к озвученной идее замены репетиторства соответствующими возможностями в рамках освоения школьной программы. Насколько это реально?

— Юлия Майер: Здесь важно понимать несколько ключевых моментов. В настоящее время Министерство образования действительно озабочено нехваткой кадров в школах. Одной из причин является привлекательность рынка репетиторских услуг — многие выпускники педагогических вузов предпочитают работать репетиторами, а не идти в школы.

Несмотря на стабильность и социальный пакет, а также планы по улучшению условий, например, предоставлению ипотеки, зарплаты и условия труда в школах пока уступают возможностям в репетиторстве.

Можно сократить репетиторский рынок, внедряя запреты на предоставление услуг без соответствующего образования, закрывая нелицензированные центры и предлагая бесплатные учебные материалы. Однако полностью исключить потребность в репетиторстве, чтобы дети получали все необходимые знания только в школе — задача малореализуемая.

Основная причина — это государственные экзамены и поступление в институты. К сожалению, школьные программы не всегда покрывают минимум знаний, необходимый для успешной сдачи экзамена. Часто на экзаменах задают вопросы, которых нет в учебниках и не разбирают на уроках. Многие учителя сами не знакомы с постоянно меняющимися критериями оценивания. Поэтому в рамках школьных уроков подготовить учеников к экзаменам в полной мере невозможно. Это не только мое личное мнение, но взгляд многих школьников, родителей и самих педагогов.

Кроме того, в школе отсутствует индивидуальный подход к обучению, несмотря на то, что его провозглашают во всех стандартах. Учитель в течение урока должен проверить домашние задания и объяснить материал тридцати ученикам, физически невозможно уделить внимание каждому, исходя из его индивидуальных особенностей. Школа — это групповой формат обучения.

В репетиторстве же применяют персональный подход: учитывают скорость усвоения, цели обучения, уже имеющиеся знания и навыки ребенка. Поэтому родители часто выбирают репетиторские услуги, которые помогают не только усвоить школьную программу, но и углубленно изучать предмет, расширять кругозор и выходить за рамки школьных стандартов.

— Парадигма образования: Для каких учеников репетиторство действительно необходимо? Ведь сейчас часто репетиторов берут уже с детского сада, а в старших классах – практически у всех.

— Юлия Майер: Раньше репетиторство было нужно преимущественно для тех детей, которые отставали по предметам и испытывали трудности с учебной программой, либо для подготовки к экзаменам при поступлении в вузы. За последние 5-10 лет ситуация значительно изменилась: сейчас родители ищут репетиторов для детей с самого детского сада.

Это связано с очень высокой конкуренцией и амбициями родителей. Многие боятся, что их ребенок окажется хуже сверстников, поэтому с младенчества стараются развивать его во всех направлениях — спорт, иностранные языки, музыка, различные развивающие занятия. Ребенок уже будучи маленьким вынужден придерживаться жесткого распорядка, посещать множество секций и тренировок, что лишает его беззаботного детства.

Такой перекос негативно сказывается на психическом здоровье ребенка и в перспективе может привести к серьезным проблемам. Поэтому важно найти баланс между развитием и отдыхом, чтобы не перегружать ребенка чрезмерными нагрузками.

— Парадигма образования: Многие родители сегодня соревнуются в том, чего достигли их дети, порой забывая об истинных потребностях ребёнка. Как вы оцениваете эту тенденцию?

— Юлия Майер: Действительно, многие психологи бьют тревогу, наблюдая, как в бешеной гонке родители соревнуются словами: «нам три года, но мы уже знаем все стихи Борто» или «нам шесть лет, но мы уже выиграли районный чемпионат по плаванию». Обратите внимание на слово «мы» — это не случайная форма речи, так реально говорят родители. Ребёнка как личности здесь, к сожалению, нет, есть только «мы»: ребёнок и амбиции родителя. Важно быть аккуратными в этом вопросе. Ни в коем случае не следует оставлять детей без внимания, ждать, что они сами чему-то научатся. Им нужно заниматься, прибегая к помощи профессионалов — педагогов и тренеров. Но обязательно важно задать себе вопросы: «Этого хочу я или мой ребёнок?», «Есть ли у моего ребёнка способности, и как я могу помочь развить его таланты?», «Нуждается ли он в помощи учителя или способен справиться сам?», «Нравится ли ему то, чем он занимается?», «Да, мой ребёнок может лениться, но я уверен, что в будущем это принесёт ему пользу».

— Парадигма образования: Почему сегодня так востребовано репетиторство?

— Юлия Майер: Несмотря на мою любовь к общеобразовательной школе — считаю, что именно там ребёнок получает базовые навыки для развития личности и выявления талантов, а также учится взаимодействовать с другими — есть важный минус. Школа даёт недостаточно глубоких знаний и практики. Материал проходит быстро, но усвоение страдает из-за недостаточной практики. Репетиторство же делает упор на многократное повторение и практические задания, адаптируясь под потребности каждого ученика. Отсюда и популярность репетиторов — именно для того, чтобы компенсировать этот пробел.

— Парадигма образования: Как вы оцениваете сегодняшнюю стоимость образовательных услуг? Насколько она оправдана?

— Юлия Майер: Очень актуальный вопрос. Преподавание — это помогающая профессия, и бизнесом оно быть не должно в классическом понимании. В этой сфере действуют совсем другие законы взаимодействия между теми, кто предоставляет услугу, и теми, кто её получает. Это не рынок «купи-продай», хотя многие так на него и смотрят — и в этом проигрывают. Я знаю людей, которые пытались строить бизнес на репетиторстве, игнорируя особенности этой профессии, и сегодня у них нет бизнеса. Государство не регулирует цены, поэтому репетиторские услуги — коммерческая история, в которой каждый сам устанавливает стоимость своих уроков. Хорошо, если цена соответствует качеству и даёт результат. К сожалению, часто так не бывает — это печально. 

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *