Отмена ЕГЭ: последние новости
В настоящее время стали появляться многочисленные сообщения об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ). В целом данный дискурс, так или иначе, сопровождает тему единого государственного экзамена на протяжении всего времени его существования. Ряд экспертов говорит о том, что процедура отработана, хорошо себя зарекомендовала и обеспечивает те задачи, для которых она создавалась. Другие, напротив, считают данный механизм неэффективным и приводят соответствующие доводы.

Прежде всего, отметим, что по информации Рособрнадзора сегодня нет речи об отмене ЕГЭ. Глава ведомства Анзор Музаев сообщил «Известиям», что такого рода изменения не происходят моментально и в случае принятия каких-либо решений в данном направлении соответствующее информирование будет проведено за несколько лет, чтобы выпускники имели возможность заранее подготовиться.
Несмотря на то, что периодически в Госдуме вносится на рассмотрение соответствующий законопроект об отмене ЕГЭ, есть понимание того, что данный вопрос требует глубокой экспертной оценки и принятие каких-либо «быстрых» решений тут не сработает. Именно поэтому, подобные инициативы не находят достаточной поддержки.
Стоит учитывать и тот факт, что в развитие механизма ЕГЭ вложено большое количество усилий и вполне возможно, что данная форма государственной итоговой аттестации требует определенных улучшений и доработок, а не решений в духе полной отмены с последующими изысканиями новых (или возвращением старых, как предлагают некоторые) форматов работы. Ведь мы говорим о системе образования, которая подвижна, как и вся социальная действительность. Не исключением является и ЕГЭ. Реформы – неотъемлемая часть развития любой социально-экономической системы.
На наш взгляд, в контексте вопросов снижения нагрузки на школьников и введения интегральной оценки, целесообразно все же рассматривать изменение применения ЕГЭ как инструмента оценки знаний. Дело в том, что в настоящий момент данный экзамен выполняет как-бы две функции. С одной стороны оценка знаний обучающегося по результатам его обучения в средней школе (государственная итоговая аттестация), с другой вступительный экзамен для поступления в высшее учебное заведение. В каждом из этих случаев находятся существенные аргументы не в пользу ЕГЭ, среди которых:
ЕГЭ для поступления в ВУЗ: не дает представления о реальных способностях и знаниях потенциальных абитуриентов (инициативы о различных дополнительных испытаниях для абитуриентов звучат постоянно). Т.е. тема того, что механизм ЕГЭ не позволяет должным образом оценить потенциального абитуриента, так или иначе возникает в профессиональном сообществе.
ЕГЭ как государственная итоговая аттестация: так же находит своих противников. Один из главных недостатков, который отмечают, заключается в том, что необходимость сдавать ЕГЭ создает для учащихся средней школы некую параллельную учебную реальность, которая заставляет школьников вместо освоения учебной программы начать заниматься со всевозможными репетиторами для подготовки к сдаче ЕГЭ, что ведет к многократному увеличению нагрузки.
В данном контексте возникает вопрос о роли средней школы (10-11 классов) в образовании вообще. Предполагает ли данный уровень образования исключительно подготовку к поступлению в высшее учебное заведение? Если основная задача сводится только к этому, то итог такого образования в виде сдачи ЕГЭ как допуск к поступлению в ВУЗ выглядит обоснованным. Но в действительности окончание 11 классов не всегда предполагает, что выпускник школы пойдет получать высшее образование. Следовательно, целесообразной выглядит идея разделить понятия государственной итоговой аттестации по школьной программе и вступительных испытаний в ВУЗ. При этом можно, например, внедрить механизм выбора: если выпускник школы не планирует дальнейшего поступления в высшее учебное заведение, то он может заменить ЕГЭ стандартным школьным экзаменом, а после школы поступить в учреждение среднего профессионального образования (в дальнейшем, в случае желания получить высшее образование в более зрелом возрасте, он просто сдаст соответствующий экзамен в высшем учебном заведении). В том случае, когда школьник планирует поступление в высшее учебное заведение, он готовится к ЕГЭ, который так же будет для него и государственной итоговой аттестацией.
Данный подход представляет собой компромисс, при котором, по сути, сохраняется выбор сдавать ЕГЭ или нет. Конечно, такое решение требует организации дополнительных работ по организации выпускных экзаменов в школах и вступительных в ВУЗах, что так же требует дополнительной экспертной оценки на предмет целесообразности и возможности его применения. При этом мы обозначили лишь один из аспектов проблематики применения ЕГЭ в принципе.
В данный момент очевидно одно, система ЕГЭ в ближайшее время никуда от нас не денется. В работу по ее совершенствованию вовлечено большое количество экспертов и в контексте актуальных образовательных реформ в той или иной степени меняться будут и взгляды на ЕГЭ, а какими будут эти изменения в долгосрочной перспективе покажет время.