Ежемесячный дайджест 6 (12) 2025

Здравствуйте, друзья! Редакция Социально-педагогического журнала «Парадигма образования» рада представить вам июньский выпуск ежемесячного дайджеста нашего журнала. Надеемся, что представленные в номере статьи окажутся интересными и полезными!
Статьи и научные публикации
01/06/25-НПС Конкурентные факторы рынка образовательных услуг в контексте привлечения иностранных абитуриентов
|Киселев Игорь Васильевич, преподаватель, исследователь|
Аннотация: высшие учебные заведения – системообразующие участники международного рынка высшего образования. В статье проанализированы 3 конкурентных фактора привлечения иностранных абитуриентов: территория, культура, капитал (экономические блага).
Ключевые слова: фактор, образовательная услуга, академическая мобильность, высшее учебное заведение, иностранный абитуриент.
Наиболее важными направлениями развития высшего образования в мире являются: укрепление инфраструктуры высших учебных заведений, взаимодействие высших учебных заведений с другими участниками экономических отношений, повышение конкурентоспособности собственных образовательных услуг, а также развитие международного взаимодействия. На сегодняшний день, формирование и развитие различных способов взаимодействия высших учебных заведений с внешним миром неуклонно ведёт к повышению качества высшего образования. Конвенция ЮНЕСКО от 21 декабря 1979 г. «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах регионах Европы», Меморандум Организации Объединенных Наций (далее – ООН) от 25 июля 1993 г. «О взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО», Рекомендация ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г. «О признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании» и др., где отмечено, что государства принимают во внимание необходимость повышения качества высшего образования в мире [2]. В Декларации ООН от 9 октября 1998 г. «О высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» отмечено, что участники Всемирной конференции по высшему образованию – государства – члены ООН обязуются обеспечить обучение для своих граждан на протяжении всей жизни [3]. Обеспечение государством необходимых условий получения качественного высшего образования является предпосылками для создания достойной жизни общества. Каждый человек, в соответствии с собственными убеждениями и желаниями должен иметь возможность выбирать и получать определенный уровень высшего образования, используя при этом различные формы учебного процесса, инфраструктуру, образовательные технологии и др [1, c. 357-359].
В соответствии с Конвенцией от 16 декабря 1983 г. «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана», Лиссабонской конвенцией от 11 апреля 1997 г. «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе и Болонской декларацией министерств образования Европы от 19 июня 1999 г. государствами-участниками данных международных документов устанавливаются вместе и в отдельности одни из следующих международных правовых стандартов в сфере высшего образования:
- Международная студенческая (академическая) мобильность;
- Международная (академическая) мобильность преподавателей;
- Признание документов о высшем образовании;
- Перезачет зачетных (учебных) единиц трудоемкости;
- Совместные образовательные программы.
Знания, компетенции, навыки и умения являются универсальными элементами образовательного процесса. Их обновление и развитие, а также повышение качества достигается путем обмена идеями, сведениями, методиками и иными средствами, которые способствуют их приращению. В связи с этим в современных условиях, особую важность приобретает развитие и реализация вышеуказанных международных правовых стандартов в сфере высшего образования.
Библиографический список.
- Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т.1.-М.: Юристъ, 2005 г. С. 357-359.
- Меморандум ООН от 25 июля 1993 г. «О взаимодействии Российской Федерации и ООН по вопросам образования, науки и культуры»; Рекомендация ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г. «О признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании»; Конвенция ЮНЕСКО от 21 декабря 1979 г. «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах регионах Европы» // СПС «Гарант».
- Декларация ООН от 9 октября 1998 г. «О высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» // СПС «Гарант».
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

02/06/25-ПМ Всем ли нужно профессиональное образование?
|Эдуард Зарояль, редакция Социально-педагогического журнала «Парадигма образования»|
Сегодня можно встретить огромное количество всевозможных историй о том, как люди добились успеха в той или иной сфере деятельности, не имея при этом профессионального образования. Сразу отметим, что говоря о профессиональном образовании, мы подразумеваем такое образование, которые было получено в рамках освоения соответствующей профессиональной образовательной программы и подтверждено дипломом.
Безусловно, ценность образования не вызывает сомнения, однако и отрицать тот факт, что в современной социальной действительности встречаются люди, которые не имея специального образования достигают профессионального успеха тоже не имеет смысла.
Давайте попробуем разобраться более подробно. Прежде всего, нужно понимать, что есть ряд профессий, в которые невозможно попасть, не имея профессионального образования (например, в сфере: медицины, педагогики, научной работы и т.д.). Про них мы в контексте нашей статьи не рассуждаем.
Есть профессии, которые не требуют высокого уровня квалификации и работнику вполне достаточно наличия базового образования для их освоения. Данная категория профессий тоже не является предметом рассмотрения нашей статьи.
Нас интересует группа профессий, в которых в меньшей степени имеется жесткий образовательный ценз и в которых, наравне с профессионалами, могут попробовать свои силы люди, не имеющие профессионального образования. К таким профессиям можно отнести: творческие специальности (музыканты, художники, писатели, актеры, фотографы, дизайнеры); специалисты в области медиа (журналисты, блогеры, SMM); различные специалисты в области ремонта и строительства, IT и многие другие.
Так, известный фотограф Марина Щеглова полагает, что:
«Безусловно, профессиональное образование является необходимой базовой составляющей для некоторых областей с позиции академических знаний, но становление личности даже в данном случае происходит по несколько иной траектории: здесь ключевым фактором является определенный набор моральных качеств, который приобретается и нарабатывается исключительно через эмпирический опыт и целеполагание.
В качестве примера могу привести следующую формальную схему построения мышления: человек хочет занять определенную позицию (позицию мастера) в медиа-индустрии, для этого ему необходимо обзавестись неким «ментальным инструментарием», а именно определенной степенью самодисциплины, настойчивости, усидчивости, амбиций, любопытства и пытливости (невозможно погрузиться в предметную область, не имея к ней интереса) и пользоваться им на постоянной основе.
Я пришла в фотографию в 2009 году, никакого адекватного творческого комьюнити, способного сформировать правильный вектор развития, у меня не было. Имеющиеся в наличии дипломы инженера-программиста и товароведа так же были и остаются бесполезными. Было желание создавать что-то значимое, стать человеком искусства и соответствовать очень важному для меня слову «достойно». Будучи самоучкой, я, конечно же, пробовала работать в разных форматах, экспериментировала, анализировала создаваемое и продолжала «копать вглубь». Но этого бы случилось без того самого набора качеств, о котором я упомянула выше: любая серьезная работа начинается с выявления и расставления приоритетов, работы над собой и своим сознанием, и только после того, как фундамент (позиция) оказывается сформирован, становится возможным всё остальное».
История Марины не единична, но ключевое, что необходимо понимать в ситуации, когда вы отказываетесь от получения профессионального образования – профессиональный успех не приходит сам по себе. Чтобы состояться в той или иной сфере профессиональной деятельности необходимо учиться и если вы не получаете профессиональное образование в каком-либо учебном заведении, вы будете делать это в рамках самообразования, что тоже возможно в ряде случаев.
[1] Джон Стейнбек «К Востоку от Эдема»
В тоже время, профессиональное образование способствует не только формированию соответствующих профессиональных компетенций, но и обеспечивает развитие личности и универсальных навыков, формирование базовых знаний, которые необходимы в любой сфере деятельности. Таким образом, человек, имеющий профессиональное образование, потенциально обладает большими возможностями. Ему будет легче сменить профессию при необходимости и осваивать что-то новое.
Существенный аргумент в пользу получения профессионального образования заключается в юридической составляющей. Законодательство не стоит на месте, постоянно происходят различные изменения, меняется и наша жизнь. Смена места жительства, работы, карьерный рост – все это факторы, которые трудно однозначно предсказать. И если наша сегодняшняя профессия не требует обязательного наличия того или иного уровня образования или в сфере, которой мы работаем, не предъявляется подобных требований, это не значит, что завтра все будет по-прежнему. Показателен пример одной из наших статей, в которой мы рассказываем о том, что сейчас активно обсуждается вопрос подготовки специалистов в области психологии. Предложен даже законопроект, согласно которому устанавливаются новые требования к квалификации психологов. Таким образом, если нормы, установленные в законопроекте, все же будут приняты в предлагаемом виде, это повлечет необходимость получения дополнительного образования для большого количества специалистов в данной сфере.
Можно рассмотреть и другую ситуацию. Допустим, вы хорошо зарекомендовали себя на должности специалиста в какой-либо компании и у вас открываются перспективы карьерного роста, которые вас заинтересовали. На вашей текущей должности требования к формальному наличию среднего или высшего профессионального образования к вам не предъявлялись. А вот новая должность уже требует наличия соответствующего уровня образования. Таким образом, вы окажетесь в ситуации, когда путь к карьерному росту будет для вас недоступен по формальным основаниям. Естественно, можно пойти учиться, однако работодатель может и не дождаться завершения вашей учебы.
По мнению профориентолога и детского психолога Оксаны Мироновой:
«Есть огромная палитра курсов профессионального обучения, которые дают практические навыки и теорию, но не дают диплома государственного образца. С этой точки зрения нужно не профессиональное образование в традиционном смысле, а в принципе образование, хорошее, отвечающее запросам профессии. Но в таком подходе есть существенный нюанс, т.к. современное российское общество еще не готово воспринимать специалиста как профессионала, если он не обладает соответствующим дипломом. В ряде случаев у работодателя это будет отказ на уровне рассмотрения резюме».
Оксана так же отмечает, что: «История знает большое количество предпринимателей, изобретателей и деятелей искусств, которые добились выдающихся успехов и не имели формального высшего образования. Их истории показывают, что ключевыми факторами успеха выступают страсть, упорство, готовность рисковать. Однако стоит помнить, что большинство таких людей обладали специфическими навыками, а в ряде случаев и дополнительной поддержкой, например со стороны семьи».
На наш взгляд, можно с уверенностью сказать, что универсальной формулы профессионального успеха не существует. Решение о получении профессионального образования, конечно же, нужно рассматривать в контексте каждого конкретного случая, профессии и обстоятельств. В предложенной статье мы обозначили основные аспекты данного вопроса, надеемся, что материал окажется полезным, а завершить хотелось бы следующей цитатой: «Хотите совет опытного человека, как хорошо прожить жизнь, не заставляя себя работать? Выберете себе дело, которое вас захватит целиком, чтобы занимаясь им все дни, вечера и праздники, вы не чувствовали, что это – работа, обязанность! Это беспроигрышный путь. Даже если не сложиться карьера, сложиться главное – жизнь»[1].
03/06/25-ПМ Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения: теория и практика (инновационный научно-исследовательский проект по общей педагогике и дидактике)
|Павлов Александр Константинович, педагог-исследователь, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 26 г. Петрозаводска Республики Карелия, Лауреат премий им. М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки РФ|
Теория и практика адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения — одно из современных психолого-педагогических направлений, создающее предпосылки для благоприятного комплексного решения задач, стоящих перед наукой и практикой в современных условиях.
Методология гарантий качества в современном этапе развития Российского образовании требует представления его как педагогической проблемы, где усилия учёных направлены на создание предпосылок обеспечения целенаправленности, системности и индивидуализации обучения и на этой основе повышения самостоятельности и активности обучающихся. Таким образом, адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, — это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающих сочетание приёмов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска.
Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения — это специально созданная система специфических приёмов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и под руководством педагога учился применять их на практике, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу. В то же время, адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология, представляет собой специально созданную систему специфических приёмов и методов, позволяющих по частям формировать, развивать и совершенствовать свои знания, умения и навыки. Методологической основой данной проектной работы, посвященной теории и практике адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения, выступает диалектико-материалистический, системно-деятельностный, комплексный подход к анализу и оценке современной действительности отечественного образования. Наиболее перспективной для нас является теория поэтапного формирования умственных действий, созданная психологом П. Я. Гальпериным и развитая Н. Ф. Талызиной.
Большое значение для построения теории и отработки практики адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения имели предложения В. Л. Беспалько, его концепции последовательности формирования опыта человека, совокупность алгоритмов функционирования и управления. Теория и практика адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения, базирующиеся на системе её специфических принципов, коррелируют с общедидактическими проблемами.
Отмеченные принципы адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения не только опираются на общедидактические, но они обеспечивают более эффективную реализацию последних. Это доказывается в представленной работе путём анализа на теоретическом уровне с опорой на практику функционирования данной адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в учебном процессе. При этом следует отметить, что формирование и развитие учащихся современной социальной формации возможно только на основе использования новых приёмов и методов обучения, строгого научного учёта имеющегося опыта. Это довольно сложная и большая задача, решить которую можно, используя все формы и методы целенаправленного воздействия на личность обучающегося. В этом отношении внедрение в современную образовательную принципов активизации учебного процесса приобретает всё более возрастающее значение.
Современный специалист должен обладать научно-методологическим видением перспектив развития своей деятельности не менее чем на 20–25 лет, т. е. на время своего активного профессионального функционирования. Уметь прогнозировать социально-экономические условия и перспективы развития общества, а также строить свою профессиональную деятельность является главной задачей современного российского образования. Сталкиваясь со сложными противоречиями и проблемами в своей работе, он должен уметь преодолевать их. Сформировать отмеченные качества у специалистов возможно, лишь интеллектуализируя учебно-воспитательный процесс, нацеливая его на самопознание и саморазвитие, широко применяя при этом адаптивно-развивающую педагогическую технологию проблемно-модульного обучения, в отдельных случаях модернизируя и перенацеливая её.
В использовании адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения особое место принадлежит обучающей программе и курсам, направленным на решение учебных проблем. Большинство принципов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, связано со спецификой построения учебных курсов, сложность, трудоёмкость подготовки которых требуют большой педагогической и профессиональной компетентности. Автор данной работы счёл целесообразным сформулировать отдельные принципы и правила построения проблемно-модульных программ и учебных курсов, рассматривающие специфику самой педагогической технологии обучения.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
04/06/25-ПМ Из опыта педагогической работы и творческой деятельности
|Кучеренко Надежда Григорьевна, член Союза художников СССР, преподаватель Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ|
Более 30-лет я занимаюсь с детьми изобразительным искусством. А началось все в 1980-м году после окончания Академии прикладного искусства в Будапеште, где я проучилась 6 лет, включая международный институт, в котором я изучала венгерский язык и окончила его с отличием. Возвратилась в СССР художником, специалистом по настенно-тканевой живописи или гобелену. Но не тому гобелену, который мы привыкли видеть на стульях, диванах и тяжелых портьерных тканях, а высоко художественных произведениях искусства ручной работы, предназначенных для выставочных залов и элитных интерьеров.
Свободное распределение остро поставило вопрос – где работать? Я обратилась за помощью в Министерство культуры, в Министерство легкой промышленности (ВИАЛЕГПРОМ) в Москве. «Нам своих «спецов» девать некуда, Вы еще тут приехали!» — ответили мне. Пришла в свой родной институт, который направлял меня как лучшую студентку в загранкомандировку на учебу по программе обмена студентов. Профессор кафедры живописи очень не хотел меня терять: «Какого живописца теряю!». Живопись – вот ключевое слово для меня.
Когда меня спрашивают учащиеся о возрасте начала моих занятий рисованием, я вижу себя четырехлетней девочкой. Самой лучшей моей игрушкой был Букварь и цветные карандаши в три яруса с красивой ленточкой. Когда я смотрела на них, у меня что-то происходило внутри. Радость, веселье, хотелось петь, и что-то происходило внутри особенное. Тогда я не понимала, что это «душа воспринимала и радовалась цвету». Я собирала фантики и подолгу их рассматривала. Просыпалась ночью, включала свет, забравшись на табуретку, и рисовала. Просыпались родители и снова укладывали меня спать, забрав карандаши и Букварь.
По воскресеньям с папой и мамой гуляла в городском саду. Играл духовой оркестр, цвели цветы, дамы прогуливались в нарядных платьях. И опять меня завораживал цвет платьев, опять возникало особое состояние внутри. Важно было не то, как платье сшито, а именно его цвет. Я шла за объектом, внимательно рассматривала и чувствовала, как цвет заполняет мою душу. Но мне было этого мало. Мне нужно было ощутить саму ткань и, проходя мимо, я мизинчиком касалась ткани, чтобы ощутить ее фактуру – прохладу или тепло, бархатистость или шелковистость.
Маа увлекалась вышиванием. В то время было много в продаже цветных китайских ниток «мулине» хорошего качества. Столько цвета! Я перебирала их в руках, любуясь блеском нити, переходом цветовой гаммы и опять приходило особое чувство радости.
А когда видела у знакомых на стене красивую вышивку «гладью» или «крестиком», душа замирала от восторга.
В Будапеште предложили выбрать любую специальность: дизайн мебели, интерьера, архитектор, художник по стеклу и витражам, модельер верхней и эксклюзивной одежды, художник по обуви, кожгалантерее и аксессуарам, ювелир, художник по трикотажу и еще многое другое, в том числе и художник по гобелену.
Я гуляла по коридорам академии и рассматривала лучшие дипломные работы по всем специальностям. Пыталась определить, что же нужно мне. И когда я увидела дипломную работы по гобелену, у меня возникло то давнее детское чувство радости, и душа наполнилась восторгом. Снова я ощутила глубину цвета и прилив энергии. Я не могла отойти от стенда. Стояла завороженная, впитывала красоту и пропускала ее через себя цвет, фактуру, композиционное решение и т.д. Вот, вот то, что мне нужно.
Я стала учиться и с упоением просиживала за станком в мастерской по 16 часов, не чувствуя усталости, когда готовилась к очередной выставке.
Чтобы продолжать создавать такие произведения, и дальше нужна была мастерская. Определенное стечение обстоятельств привело меня в Чкаловское домоуправление, где я высказала свои идеи относительно представления помещения для творческой мастерской, официально зарегистрированной за Союзом художников СССР, членом которого я являлась.
Мне предложили небольшую комнату, где я на общественных началах организовала изостудию. Два раза в неделю по 3 часа там проходили занятия с детьми, а остальное время было заполнено творчеством.
По жизни так случилось, что где бы я ни начинала работать, там нужно было начинать и организовывать что-то новое. Кроме ведения изостудии я работала во многих творческих объединениях и коллективах. Первым был комбинат художественных работ по декоративно-прикладному искусству в Москве. Это была моя первая работа после учебы. Там я создала гобеленовую мастерскую с нуля. Работала с народными и заслуженными художниками СССР. О нашей мастерской узнали в другой организации «Объединение российского монументального искусства№, пригласили меня возглавить эту работу у них. Там также пришлось делать все с начала. Обучила персонал, построила станки и стала как руководитель связующим звеном между художниками и исполнителями.
Задача была грандиозная – нужно было возродить государственную шпалерную мастерскую, которую в былые времена создал сам Петр I, насмотревшись на эту красоту заграницей. И она была создана, хоть и не такого грандиозного масштаба как при Петре I.
Затем был художественный фонд областного комбината художественных работ в мастерскую монументального искусства, где опять все было сделано с нуля. Здесь я создавала тематические театральные занавесы огромных размеров для домов отдыха, санаториев, частных интерьеров и выставочных залов.
Но все это время параллельно в свободное от работы время я вела изостудию на станции Чкаловская. Нас постоянно выгоняли из разных помещений, освобождая их для спортивных секций, страховых компаний, дома офицеров, ветеранов или еще чего-нибудь. Все время мы кому-то мешали. И каждый раз все начиналось заново.
А мои ученики тем временем росли, учились и становились художниками, дизайнерами, архитекторами, просто ценителями и любителями искусства, понимающие цвет и гармонию.
Из работ моих выпускников сделали выставку в Доме офицеров, которая получилась замечательная. Выставку посетили представители щелковского комитета по культуре. Так я оказалась в Медвежье-Озёрской школе искусств, которая была преобразована из музыкальной школы. И здесь все опять началось сначала.
Сколько талантливых ребят прошло со мной 15-летний путь. С кем бы я не встречалась впоследствии, все говорили слова благодарности за привитое чувство прекрасного без насилия, а только через любовь и доброту, через щедро разделенное с ними восхищение красотой цвета и гармонии. И как это помогало им в жизни.
Я благодарна своим родителям за то, что они не заставляли мен что-то делать, а показывали своим примером. Они наблюдали. Однажды сказали: «Где-то есть художественная школа. Поищи ее сама, мы не знаем ее адреса, если хочешь, то найдешь». И я нашла, мне было тогда 11 лет.
Перебирая в руках шерстяную нить, шелк или сизаль, простую упаковочную бечеву, я думаю о том, как, с помощью чего, какого материала передать фактуру, состояние. Пушистость снега, прозрачность воды, легкость облаков и многое другое. И снова я вспоминаю детство. С тех самых пор мне хотелось прикоснуться к материалу и почувствовать его. Искусство гобелена дает эту возможность. Его мало созерцать. Изобразительность дает тему, а материал способы выражения, которые выявляют и усиливают впечатление. И тогда человеку хочется прикоснуться к увиденному. И он может ощутить теплоту, заложенной мастером энергии. Это хорошо! Значит, художник достиг соей цели.
Прикосновение к цветку
И снегу талому в апреле
Благословенная рука
Соединила в гобелене.