05/12 Формирование поликультурной личности учащихся через хореографическое искусство

В условиях современных изменений, остро стоят проблемы   формирования поликультурной личности – то есть человека, ориентированного через свою культуру на другие культуры, обладающего целостным мировоззрением. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей. При этом этот процесс расширения кругозора личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве.

Что такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание — это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, погружение в специфику другой культуры, умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и вместе с тем развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир.

Чтобы образование оказывало эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. И в решении этой проблемы очень значимым является хореографическое искусство, а точнее — народный танец.

Народный танец может служить эффективным средством обучения и воспитания личности, формирования ее психоэмоциональной сферы, которая раскрывает многообразие качеств личности. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами учащиеся приучаются не к простому  общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения.  Так, традиционный массовый обрядовый танец может являться достаточно эффективным и продуктивным средством, выравнивающим не только психоэмоциональные состояния, но и  межличностные отношения. Заложенный в традиционных танцах огромный потенциал и характер является фундаментом нравственного и духовного воспитания молодёжи, привития им образцов поведения и общения, культурных норм и ценностей.

Особенностью народного танца является то, что посредством физических движений, жестов, поз и мимики человек высказывал свое мировоззрение и объяснял жизненные события. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка и хореография.

Например, цыганский танец.

Цыгане — народ свободолюбивый, вольный, ни от кого не зависящий. Своеволие и своенравность проявляются через чувство самодостаточности,  каждый — яркая индивидуальность, личность, знающая себе цену. Танцуют цыгане, как живут — свободно, искрометно, полностью отдаваясь танцу. Движения раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не парами — а целым табором.

Испанцы — народ очень гордый и горячий. В танце движения четкие и страстные, в осанке — независимость и стать. В душе — буря, а внешне — собранность и сдержанность. Здесь все чувства подчинены воле.

В традиционных осетинских танцах проявляется скромность, сдержанность, целомудрие: как бы партнеров не тянуло друг к другу, они соблюдают дистанцию. В них ярко отражается менталитет гордого народа, у которого главными достоинствами мужчины считались храбрость и отвага, сдержанность в проявлении чувств, уважение к женщине и почитание старших.

Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный — хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром — организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ, тем не менее, оставался, верен своим строгим манерам: сдержанная, твердая, определенная поступь в танце. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, настойчивость и упорство- передаются и в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском танце, а сопровождает ее рядом. Мордовский танец наивен и прост, но этим он по — своему красив.

Народный танец способен красочно рассказать об истории развития человеческих отношений и соответственно изменении форм исконного народного танца, затрагивающего исторические особенности того или иного общественного строя, со своей спецификой быта. В них отражены творческая сила народной фантазии, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни, ощущение бытия.

Поэтому, знакомство с народными танцами разных культур, рассмотрение истории возникновения и развития видов танцев создает условия, которые выступают реальной основой формирования поликультурной личности, то есть личности, способной на сотрудничество с различными народными культурами.

Этапы формирования поликультурной личности учащихся через хореографическое искусство:

•        изучение танцевальной культуры своего народа;

•        изучение танцевальной культуры других народов;

•        усвоение культуры;

•        сравнение своей танцевальной культуры с танцевальной   культурой других народов;

•        развитие культуры межнационального общения;

•        внедрение в мировую и национальную культуру.

Поликультурное воспитание через хореографическое искусство способствует формированию идеалов, нравственно воспитывает, делает человека душевно чутким к другим людям и национальностям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и нравственные запросы; пробуждает потенциальные возможности каждого человека.

/Анкудинова Тамара Ильинична,
преподаватель Медвежье-Озерской детской школы искусств/ 
05/12/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *