03/12 Взаимодействие с родителями как условие формирования УУД в дополнительном образовании

Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”.

Обязательным участником процесса формирования универсальных учебных действий у детей, в условиях дополнительного образования, являются родители. Они – помощники, наблюдатели, диагносты, информаторы, наставники, носители знаний и мнений, участники учебных моментов. Педагогам важно иметь родителей в knockoff rolex datejust mens rolex calibre 2836 2813 m126331 0002 chocolate dial 15mm качестве союзников. Вместе с ними можно создать единую зону развития ребенка с верным и позитивным содержанием. Получая обратную связь от родителей. Можно более успешно реализовывать проекты и планы, корректировать при необходимости содержание педагогической деятельности, осуществлять индивидуальный подход, более тщательно диагностировать и отслеживать развитие и формирование личности каждого ребенка.

Одной из проблем дополнительного образования hbbv6factoryrolex является недостаток взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.

Причин этого достаточно много.

1.      Родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, даем все что можем, а воспитывают и учат пусть в школе».

2.      Отсутствие интереса к тому, что делается в учреждении дополнительного образования.

3.      Предпочтительнее для родителей является платное дополнительное образование, которое могут получить дети.

4.      Родители не считают важными знания и опыт, полученные в дополнительном образовании для развития личности ребенка.

5.      И наиболее частая причина – это загруженность родителей работой и другими делами.

На сегодняшний момент Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.

Таким образом, успех процесса воспитания возможен только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Задачи сотрудничества с родителями:

1.      Установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.

2.      Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания.

3.      Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4.      Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Программными документами  для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников  могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации «О взаимодействии ОУ с семьей» (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.

Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей.

Родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители являются трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-педагогической культуры имеют огромное значение.

Случалось в моей практике сталкиваться с недостаточной компетентностью некоторых родителей моих учеников. Анализируя данную ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо системно и методически поддерживать педагогов в реализации программ повышения педагогической компетентности родителей.

На достижение цели — повышение педагогической компетентности родителей направлены следующие задачи:

— вовлечь семью в образовательный процесс и сплотить коллектив родителей;

— способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком;

— содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

В основу работы отдела дополнительных программ для учащихся в ДШИ считаю возможным предложить комплекс форм взаимодействия педагога и семьи.

1.      Налаживание контактов с семьями учащихся, происходит в процессе индивидуальных бесед, наблюдения, выполнения совместных заданий, что помогает увидеть отношение родителей к своему ребенку, узнать об их педагогических возможностях, выявить мнение родителей по вопросам развития ребенка, их стиле воспитания, уровне педагогических знаний.

Индивидуальная работа осуществляется в формах доверительной беседы, рекомендуемых для прочтения статей по педагогике и психологии, материалов о семейных увлечениях, направленных на ознакомление с опытом семейного воспитания и традициями семьи.

2.      Различные формы взаимодействия.

Семейные концерты, праздники и развлечения. Совместные походы на природу, которые направлены, в том числе, и на развитие умений у родителей общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками, правильную организацию детских праздников, семейного досуга. Все эти мероприятия помогают сплотить детско-родительский коллектив.

3.      Совместное планирование мероприятий.

Реализация дифференцированного подхода про организации работы с родителями достигается при обеспечении:

— взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогическим коллективом и родителями;

— соблюдения такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

— учета своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания;

-сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

— взаимосвязи разных форм с родителями;

— одновременного влияния на родителей и детей;

— обеспечение определенной последовательности, системы.

Такая система работы даст возможность повысить педагогическую компетентность родителей. Как следствие произойдет понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим.

В настоящее время в классе сольного пения и общего фортепиано проводятся тематические концерты, встречи-чаепития с родителями и детьми, досуговые мероприятия для детей и родителей на Новый год, Рождество, 8 марта; совместное посещение храма Блаженной Ксении Петербургской и участие в богослужении.

Применение комплексного, системного и дифференцированного подхода к реализации модели формирования педагогической компетентности родителей, помогают каждой заинтересованной семье – разработать план работы по воспитанию детей с учетом возможностей и традиций семьи и особенности детей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Активные формы работы с родителями в условиях дополнительного образования дают возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создают условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, способствуют согласованному принятию совместных решений.

/Молчанова Олеся Васильевна,
педагог, концертмейстер 
Медвежье-Озерской детской школы искусств/ 
03/12/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *