03/06 Как научить понимать и выразительно исполнять музыку

Аннотация. В данной работе представлены эффективные методикиформирования компетенций, необходимых для понимания и выразительного исполнения музыкального произведения в классе гитары ДШИ. Особое значение имеет доступность материала и системный подход.

Материал может быть полезен для преподавателей-музыкантов различных специальностей.

Ключевые слова: гитара; выразительное исполнение; проблемное обучение; системный подход; целостное представление о музыке.

Чтобы научиться понимать и выразительно исполнять музыку, необходимо осмыслить закономерности и особенности её существования.

Данная задача успешно решается в течение трёх-четырёх уроков  специальности в самом начале обучения. Используется метод сравнения музыки с живописью, а также метод проблемного обучения.

Обучающийся получает представление о композиторе и художнике, а также узнаёт, что музыка и живопись – два вида искусства, в которых отражается жизнь человека и всё, что происходит вокруг него в этом мире.

Чтобы обучающийся понял, каким образом существует каждый из этих видов искусства, ему предлагается ответить на следующие вопросы:

Через какие органы чувств человек воспринимает музыку и живопись?

Как мы можем за ними наблюдать?

Рассуждая, обучающийся использует свой жизненный опыт — он знает, что для наблюдений у человека есть зрение и слух.

В результате становится ясно, что живопись мы видим, она существует, благодаря цвету — краске.

Музыку увидеть нельзя, её нужно слушать  — она основана на звуке.

Чтобы познакомиться с другими особенностями музыки и живописи, создаётся проблемная ситуация.

Обучающийся вместе с преподавателем подходит к окну.

Мы одновременно рассматриваем облака на небе, сможем ли мы увидеть их одинаково?

Поразмышляв, обучающийся приходит к выводу, что облака на небе каждый видит по-своему: смотрим из разных точек и на разные облака, у нас отличается зрение, к тому же облака находятся в постоянном движении.

Что изменится, если облака будут изображены на картине художника?

В картине художника все увидят облака такими, как он их нарисовал — с конкретными очертаниями, расположением на небе и цветом облаков. Это — особенность живописи. 

Подтверждением может служить любой видеоряд на тему облаков.

Далее предлагается понаблюдать, как музыка своими средствами рассказывает про облака. Для примера выбирается пьеса с доступным музыкальным языком:

Олег Киселёв «Облака». Дмитрий Метлицкий «Облака» или  другие.

Внимание обучающегося акцентируется на том, что каждый слушатель представляет себе облака такими, какими их помнит он, хотя композитор сочинил музыку совсем про другие облака.

Музыка незрима и поэтому в ней нельзя изобразить облака так конкретно, как в живописи. Каждый обязательно представит что-то своё.

Вывод: особенности музыки в том, что она  незрима и неконкретна. 

Продолжаем разбираться дальше.

Художник на картине отражает один конкретный момент. Передать движение облаков по небу средствами живописи – задача очень сложная.

Музыка же существует в непрерывном движении – на смену одному звучанию приходит другое, третье и так до тех пор, пока она звучит.

Поэтому музыка прекрасно изображает любое движение, в том числе и движение облаков по небу. Яркая иллюстрация — песня Владимира Шаинского «Облака» из мультфильма «Трям – здравствуйте!». Особенно полезно послушать авторский фортепианный аккомпанемент.

Уже говорилось о том, что музыка существует в звучании, поэтому она не менее прекрасно изображает всё, что звучит: капли дождя, бой часов, колокольный звон – всего и не перечислить!

В пьесе Виктора Ерзунова «Поезд отправляется» ясно прослеживается и движение, и стук колёс, и сигнал тепловоза.

И всё же это – не главное. Изображать могут многие виды искусства.

Но главное отличие музыки состоит в том, что она прекрасно выражает чувства, переживания, настроения человека или отношения между людьми.

Это легко объяснить, поскольку человек постоянно о чём-то думает и что-то чувствует. Вот как об этом пишет Эмиль Финкельштейн:

«Попробуй-ка рассказать кому-нибудь про вкус черники. Не про вид, а именно про вкус. Попробуй объяснить, как болит голова. Ты-то сам для себя знаешь, что голова болит не так, как ушибленная нога или зуб…

Какими словами расскажешь про цвет неба, запах цветов?

Ощущения, переживания, чувства  трудно поддаются словам.

А  музыка – это сплошные переживания и чувства. Их так много, они такие разные…»

Таким образом, обучающийся получил представление о том, что музыка – искусство выразительное, музыка «говорит» языком чувств.

Следующий этап обучения начинается с урока-концерта.

Цель урока: пробуждение интереса первоклассника к выразительным возможностям классической гитары.

Задачи урока:

формировать положительный имидж занятий;

укреплять ценностно-смысловую мотивацию обучения;

вовлечь обучающихся в творческое взаимодействие;

активизировать интеллектуальный и нравственно-волевой потенциал;

развивать коммуникативные навыки;

прибрести практический опыт сценических выступлений;

развивать навыки самоконтроля, взаимной оценки и самооценки.

Урок-концерт проводится с участием всех обучающихся класса.

К прослушиванию и обсуждению предлагается два небольших контрастных произведения в исполнении старшеклассников, но названия произведений предварительно не объявляются.

Чтобы сосредоточить внимание первоклассника на исполняемой музыке и звучании гитары, организуется проблемная ситуация – ему даётся карточка, с названиями произведений и описанием характера музыки.

Задача первоклассника – вслушаться, сравнить звучание музыки с описанием в карточке и в свободной графе указать номер, под которым прозвучит произведение. Например:

Таблица №1

№ п/пКомпозитор – автор музыкиНазвание произведенияНастроение музыкиТемпДинамика
 Владимир БрандСмотрю в окноПечальная (поёт)МедленныйТихо
 Юзеф ПоврожнякМаршЭнергичная (шагает)Темп маршаГромко

Пока исполнители разыгрываются, другие обучающиеся помогают первокласснику подготовиться – вместе с ним читают текст карточки и инструктируют, как её заполнять.

Прослушав музыку, первоклассник сообщает результаты своих наблюдений и делится впечатлениями, а затем к обсуждению подключаются обучающиеся-исполнители, которые проводят самооценку выступления.

Преподаватель подводит итоги: поощряет первоклассника, а также благодарит детей за подготовку и помощь в проведении концерта, особое внимание уделяя выступившим обучающимся, поскольку концерт состоялся благодаря их усилиям: если бы они не сделали свою работу качественно — первоклассник не смог бы так успешно справиться с заданием.

Таким образом, обучающиеся продемонстрировали хороший результат — используя выразительные возможности гитары, они сумели раскрыть характер музыки неподготовленному слушателю.

На уроке применяется системный подход, с возможностью самостоятельного поиска знаний и способов решения.

Степень участия преподавателя зависит от того, насколько обучающиеся способны к самостоятельной деятельности — в данном случае преподаватель выполняет функцию координатора действий обучающихся.

Решение проблемной ситуации для первоклассника обеспечивается дидактическим материалом и эмоциональным воздействием правильно подобранной и выразительно исполненной музыки.

В результате, не имея опыта решения подобных учебных задач, первоклассник успешно справился — самостоятельно ответил на вопросы.

Очевидно, что цель урока достигнута – первоклассник, проявил интерес к происходящему и получил представление об исполнительских возможностях классической гитары.

Благодаря сотрудничеству вхождение первоклассника в коллектив происходит незаметно, что положительно сказывается на его адаптации, а учитывая, что адаптационные трудности в начале учебного года характерны не только для первоклассников, включение обучающихся класса в активный творческий процесс помогает и им преодолеть указанные трудности.

Ключевая роль сотрудничества на уроке в том, что старшеклассники смогли вызвать эмоциональный отклик обучающегося-новичка и стимулировать пробуждение его интереса. Красиво звучащая гитара в руках таких же, как он сам, подростков, даёт первокласснику представление, что он вскоре тоже сможет овладеть гитарой, если будет трудиться.  

Урок-концерт — нестандартная организационная форма, которая способствует успешной практической самореализации обучающихся.

В результате удачного выступления повышается их самооценка, приобретается опыт эмоциональной сценической устойчивости, стремление поддерживать репертуар в хорошей форме, что особенно важно при отсутствии помощи преподавателя в период каникул.

С этой точки зрения, участие в уроке-концерте в первые дни учебного года — мощный мотивирующий фактор для обучающихся, побуждающий к самовоспитанию и ответственности за результаты своей деятельности.

Эффективность методов урока подтверждается успешным решением поставленных задач:

сформирован позитивный имидж занятия;

укрепилась ценностно-смысловая мотивация обучения;

осуществилось творческое взаимодействие;

реализовался интеллектуальный и нравственно-волевой потенциал;

совершенствовались коммуникативные навыки;

укрепился практический опыт сценических выступлений;

реализованы навыки самоконтроля, взаимной оценки и самооценки результатов обучающихся.

Освоение навыков выразительного исполнения начинается с изучения способов извлечения звука и ряда понятий музыкальной грамоты — нота, длительность, ритмический рисунок, нотный стан, такт, тактовая черта, размер, сильная — слабая доли такта, затакт, скрипичный ключ.

Обучающийся готов к работе с нотным текстом.

Начальный учебный репертуар состоит из одноголосных песенок, основанных на стихотворном тексте, причём, у текста — ключевая роль, поскольку именно в нём конкретизируется образ, что необходимо для обучающегося, не имеющего опыта работы с музыкальным материалом.

Работа над песенкой «Теремок» даёт представление о мелодии и темпе.

После ознакомления обучающегося с песенкой, подчеркивается, что он только что получил два типа информации: речевую и мелодическую.

Речь состоит из звуков, которые проговариваются.

Речевая информация даёт конкретное описание происходящего: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок».

Мелодия также состоит из звуков, но в мелодии звуки тянутся – поются, ещё их можно сыграть на музыкальном инструменте.

В отличие от речевой, мелодическая информация не даёт конкретного описания событий, но зато хорошо изображает, что теремок не движется – звуки повторяются на одной высоте, мелодия словно застыла на месте.

Таким образом, речевая и мелодическая информация, дополняя друг друга в песенке, создают образ Теремка. 

Интересно узнать, как обучающийся представляет себе этот образ.

Создаётся проблемная ситуация: нужно определить, в каком темпе исполнять песенку, чтобы не разрушить образ Теремка.

Обучающийся исполняет песенку на гитаре в разных темпах, а затем выбирает нужный и объясняет, почему он выбрал именно такой темп.

После этого он сверяется с темпом, указанным в нотах, чтобы убедиться в правильности своего решения — в нотах указано: не спеша.

Результаты работы над песенкой «Теремок»:

Обучающийся получает представление о мелодии:

мелодия – напев, состоящий из звуков, которые поются или играются;

мелодия – как лицо: человека узнаём по лицу, музыку — по мелодии.

Обучающийся получает представление о темпе:

темп – скорость чередования музыкальных звуков;

темп – выразительное средство музыки: от него зависит характер, поэтому темп всегда обозначается в нотах над первой строчкой.

Обучающийся также приобрёл первые навыки выразительного исполнения. Он и раньше играл подобные упражнения, но есть существенная разница: теперь это не просто работа пальца по струне – это работа над музыкальным образом в правильном темпе и с красивым звуком.

В работе над следующей песенкой «Дождик» закрепляется представление о мелодии и темпе.

Обучающийся несколько раз выразительно читает стихотворный текст, а затем своими словами раскрывает содержание песенки.

Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капай долго так.
Дождик, дождик льётся,
В руки не даётся.

Аналогично разбирается мелодия песни.

Вывод: мелодия тоже рассказывает о Дождике, но своими средствами – она изображает звучание капель.

Проблемная ситуация.

В каком темпе исполнять песенку, чтобы раскрыть характер Дождика.

Используя предыдущий опыт работы, обучающийся находит в нотах обозначение темпа и как указано, неторопливо исполняет песенку на гитаре.

Чтобы проверить правильность выбранного темпа, ещё раз обращаемся к сихотворному тексту и уточняем, что в конце песенки Дождик льётся – это значит, что капли очень быстро сменяют друг друга, поэтому обучающийся исполняет второе предложение песенки в очень быстром темпе.

Далее песенка исполняется целиком – первое предложение неторопливо, как указано в нотах, а второе – быстро.

Сразу же становится очевидным, что в таком исполнении песенка «Дождик» превратилась в две отдельные песенки. Чтобы выйти из создавшегося положения и найти нужный вариант темпа, обучающемуся предлагается вспомнить свои наблюдения за дождиком. 

Поразмышляв, он приходит к выводу, что песенку нужно исполнять с постепенным ускорением, от начала – к концу.

Эффективность данной проблемной ситуации в том, что, решая поставленную задачу, обучающийся самостоятельно открыл новое знание о возможных вариантах использования темпа:

— ровный медленный;

— ровный быстрый;

— с постепенным ускорением или замедлением.

В процессе работы обучающийся преодолел интеллектуальное затруднение. Решение было найдено сразу, как только он обратился к своему жизненному опыту и интегрировал свои знания и представления о Дождике с описанием Дождика в литературном тексте песенки.

 В результате интеграции литературы и музыки, с собственным жизненным опытом обучающегося, был создан простейший музыкальный образ — понятный начинающему музыканту.

Важно, что проблемная ситуация стимулирует обучающегося работать более увлечённо, активный интерес сохраняется в течение всей работы, развиваются аналитическое и критическое мышление, стремление к преодолению трудностей, уверенность в своих действиях. 

Заканчивая работу над песенкой «Дождик», обучающийся играет её от разных нот на четвёртой, а затем и третьей струне, чтобы понаблюдать, как изменится характер мелодии, в зависимости от высоты звука.

Это сравнимо с тем, как Дождик стучит по разным поверхностям.

Попутно обучающийся получает возможность выучить расположение ещё нескольких нот на гитаре, расширяя свой рабочий диапазон.

Этап работы над одноголосными песенками завершается разучиванием мелодии куплета из песни В. Шаинского «Песенка про кузнечика» в тональности ля минор, в первой позиции на третьей и четвёртой струне.

Обучающиеся, как правило, сразу узнают мелодию и запоминают слова, поэтому с этой песенкой удобно осваивать музыкальную фразировку.

Кроме того, разучивание этой мелодии не вызывает особых технических затруднений, благотворно сказывается на формировании звука и правильного расположения кисти левой руки на грифе гитары.

В процессе работы обучающийся получает представление о структуре мелодии: предложение, фраза, мотив; о цезуре ­и способах её выполнения на гитаре; знакомится с фразировкой, динамикой и кульминацией; закрепляются понятия: затакт, сильная и слабая доли такта, пауза и другие.

Учитывая объём предстоящей работы, планируется несколько уроков, их количество зависит от индивидуальных возможностей обучающегося.

Традиционно работа начинается с выразительного чтения текста, автор которого Николай Носов. Для работы достаточно текста одного куплета, размещённого столбиком, отдельно от нот.

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик

Зелёненький он был.

Обучающийся читает текст, затем внимание акцентируется на знаках препинания, начиная с точки. Он скорее всего уже знает, что точка ставится в конце предложения и обозначает законченную мысль. Становится понятно, что текст первого куплета  – законченная мысль, то есть одно предложение.

Продолжаем изучать знаки препинания: запятые в конце первой и второй строчки указывают на окончание фраз – нужно делать остановку, чтобы взять дыхание. Если не взять дыхание вовремя, его может не хватить, и тогда придётся брать в неподходящий момент — посередине слова или фразы (продемонстрировать).

В результате анализа литературного текста обучающийся понимает, что в нём три фразы — две короткие и одна длинная. Фразы объединяются в одно предложение и связаны по смыслу.

Переходим к анализу мелодии песни.

Обучающийся получает ноты с подтекстовкой, ставится задача зрительно ознакомиться с нотным текстом и найти в нём мелодические фразы, ориентируясь на запятые литературного текста.

В конце каждой мелодической фразы над нотным станом нужно сделать особую пометку-цезуру v, которая обозначает остановку — перерыв в звучании, взятие дыхания, как и в литературном тексте. В результате обучающийся обнаружил, что цезуры совпали с запятыми и со знаком паузы.

Далее происходит объяснение и отработка с обучающимся цезур: звук на струнах нужно приглушать и делать это строго – в начале паузы. 

Очевидно, что данная мелодия это — тоже одна законченная мысль, в ней также три фразы, которые объединяются в предложение.

Далее каждая фраза мелодии в отдельности отрабатывается на гитаре. Используется следующий алгоритм работы:

  1. Определяется размер и ритмический рисунок первой фразы.
  2. Ритмический рисунок многократно прохлопывается или простукивается со счётом вслух до тех пор, пока обучающийся начнёт делать это уверенно, ровно, не забывая считать вслух.
  3. Теперь мелодия этой же фразы, в зависимости от возможностей обучающегося, проговаривается нотами или поётся (сольфеджируется), с соблюдением ритмического рисунка. Выполняется также до результата.
  4. Фраза учится пальцами левой руки под ритмичное пение нотами.
  5. Эта же фраза заучивается пальцами правой руки со счетом вслух.
  6. Фраза учится двумя руками со счетом и с пением под гитару.

Следующий этап – ознакомление с динамикой и кульминацией.

Снова обращаемся к литературному тексту куплета, в каждой фразе находим главный – ударный слог и ставим над ним знак акцента.

Акцент — выразительное средство, придающее остроту, живость.

Новая проблемная ситуация.

Нужно сыграть и спеть любую фразу из мелодии песенки, в разных динамических вариантах, а затем выбрать наиболее подходящий из них:

—   всё ровно и тихо;

—   всё ровно и громко;

—   вся фраза исполняется тихо, а в точке кульминации делается акцент;

— с развитием динамики (крещендо), выходом на акцент и последующим ослаблением (диминуэндо).

После того, как обучающийся выберет правильный вариант динамики, также отработать и другие фразы, затем найти главную мелодическую кульминацию куплета – третья фраза на слоге «лё» в слове «зелёненький».

Этой — главной кульминации подчиняется вся остальная динамика куплета. Чтобы этого добиться, нужно сначала поработать только над кульминациями, сравнивая их друг с другом. Алгоритм работы:

  1. Найти в первой фразе ноту первой кульминации – на слоге «не» в слове «кузнечик». Тихо сыграть этот звук: Кузнечик спрятался!
  2. Найти во второй фразе ноту второй кульминации – на слоге «ве» в слове «траве». Несколько раз сыграть этот звук, но громче, чем предыдущий: это — уточнение, что Кузнечик спрятался именно в траве!
  3. Аналогично найти третью кульминацию «лё» в слове «зелёненький» и сыграть её ещё громче – не просто Кузнечик, а зелёненький!
  4. Несколько раз сыграть все три кульминации по порядку, с нарастанием динамики от первого звука к третьему – кульминации куплета.

Добиться уверенного результата.

  • Найти и поработать над каждым кульминационным словом в отдельности, вслушиваясь в динамику – она должна немного возрастать к кульминации, но находиться на том уровне, который был намечен при выполнении предыдущего задания (три фразы — три уровня динамики).
  • Отработать весь куплет песенки со слуховым контролем.

Таким образом, обучающийся получил следующую информацию:

—   динамика – сила звука;

—   динамика может быть ровной – громкой или тихой;

—  динамика может развиваться от тихой до громкой и обратно;

—  динамика имеет свои обозначения в нотах;  

—  динамика – это выразительное средство музыки.

От неё, как и от темпа, зависит характер, поэтому динамику всегда обозначают в нотах: динамический план произведения.

Таким образом, обучающийся, не имея опыта работы с нотным текстом, но подключив свой речевой опыт и интегрировав литературный текст с нотным, самостоятельно нашёл начало и окончание каждой музыкальной фразы, а также определил все кульминационные точки.

По окончании работы обучающийся исследует гитару, с точки зрения её динамических возможностей: где она звучит громче, а где – тише.

Следующий этап работы над песенкой – изучение структуры музыкальной фразы и получение  представления о мотиве:

мотив – самая короткая часть мелодии; два или несколько безударных звуков группируются вокруг одного – сильного звука с акцентом;

фраза состоит из нескольких мотивов.

В песне «Кузнечик» мотивы совпадают со слогами, поэтому опять возвращаемся к литературному тексту и делим его на слоги.

Алгоритм работы:

  1. В нотной тетради буквами, над нотным станом, выписать первое слово, оно состоит из двух слогов: «В тра – ве».
  2. Найти в нотном тексте совпадающие с этими слогами ноты и записать их на нотном стане — каждую, в точности, под своим слогом.
  3. Определить ударный слог – «ве» и поставить под нотой, совпадающей с этим слогом, знак акцента. Обучающийся получил представление о первом мотиве.
  4. Несколько раз спеть, потом сыграть, а затем спеть и сыграть первый мотив, не забывая о сильной доле (акцент).
  5. Такую же работу нужно проделать с каждым мотивом песни.

Таким образом, обучающийся получил первое представление о том, что музыкальные звуки существуют взаимосвязанно — слабые звуки «тянутся» к сильным, подчиняясь правилам фразировки.

Изучение фразировки на простейших музыкальных примерах даёт возможность постепенно добиваться певучести в мелодии, поскольку именно певучесть вызывает наибольшие затруднения обучающихся-гитаристов.

Итогом работы является:

  1. Знание структуры мелодии (предложение–фраза– мотив).
  2. Выученный куплет «Песенки про кузнечика», а именно:

контролируемый темп;

фразировка – нужно играть фразу цельно, не разрывая ее на мотивы, но в то же время ясно отделять одну фразу от другой, с помощью цезуры;

своевременность цезур – на начало паузы;

динамическое развитие внутри фраз и движение к общей кульминации.

Постепенно в репертуар обучающегося включаются инструментальные пьесы, не имеющие такой литературной основы, как у песни, но с яркими говорящими названиями и изобразительным характером музыки: «Часы», «Колыбельная», «Течение реки», «Колокол», «Телефонный звонок в пустой квартире» и многие другие.

Именно на таких произведениях обучающийся приобретает первые навыки выразительного исполнения. Название конкретизирует содержание музыки и помогает ему представить, о чём идёт речь.

В свою очередь, это стимулирует чувственное личностное восприятие музыкального произведения, и обучающийся может самостоятельно выбирать нужные средства выразительности — темп, динамику, тембр.

Так, в процессе работы над пьесой Владимира Бранда «Бабушка танцует» была создана проблемная ситуация, в результате которой обучающийся, поразмышляв, представил свою бабушку, понял, что она уже не сможет танцевать быстро и легко, как в молодости, выбрал спокойный темп и придал музыке несколько тяжеловатый, грузный характер.

Первоклассница, работая над пьесой Олега Малкова «Жду маму у окна», в средней части начала играть грубо, пришлось пошутить, что она, ожидая маму, устроила переполох. Ребёнок тонко почувствовал, что нужно сделать, и гитара зазвучала печально, мягко и выразительно.

При разучивании произведения средства выразительности приходится каждый раз выбирать заново. Чтобы глубже проникнуться содержанием музыки, необходим предварительный анализ нотного текста, поэтому алгоритм его выполнения отрабатывается с первого обращения обучающегося к нотному тексту.

Ученица получила задание проанализировать и выучить пьесу Андантино Виктора Ерзунова из «Детской сюиты». По прошествии времени, когда началась совместная работа над произведением в классе, обнаружились определённые технические проблемы: не выигрывалась часть звуков.

Выяснилось, что анализ текста проведён не был, и поэтому музыка — не понятна. Пришлось взять паузу и вернуться к началу работы.

В результате шестнадцать бессмысленно ровных звуков превратились в две очень выразительные фразы с ярко очерченными кульминационными точками, и стало ясно, что это — дети, перебивая друг друга, весело болтают и «носятся». А потом вдруг начинают друг друга пугать, и испугавшись сами, затихают, а может быть и засыпают в самом неожиданном месте.

Соответственно изменилось и отношение к музыке — появился интерес, пьеса была быстро выучена и с успехом прозвучала в концерте.

Прекрасная мелодия «Маленького романса» из этой же сюиты побуждает обучающегося поработать над вибрато, чтобы звук был теплей и гуще, добиваться тонких оттенков пианиссимо и овладеть агогикой так, чтобы музыка дышала. И хотя романс маленький, в нём чувствуются большие переживания. Всплески эмоций, заложенные в музыке, требуют плотной фактуры, богатой динамической палитры и продвинутой техники.

Но всё по плечу, когда есть интерес, основанный на понимании содержания произведения – понятная детям музыка способна творить чудеса.

К примеру, миниатюра Владимира Бранда «Джазовый пароходик» всегда воспринимается с восторгом, хотя работать над ней очень не просто.

Такие произведения стимулируют прогресс — вчера было сложно прижать одну струну, а сегодня берётся барре и на нём выполняется вибрато.

Постепенно в обиход обучающегося входит взаимосвязь понятий «композитор-исполнитель-слушатель», и чем больше он вживается в роль исполнителя, тем больше осознаёт, что в создании образа многое зависит и от него самого. Сложный репертуар требует осмысленной  аналитической работы над авторским текстом и разнообразных выразительных приёмов, что побуждает обучающегося трудиться над развитием своей техники. Укрепляется  уверенность и формируются предпосылки исполнительской ответственности перед композитором и слушателем.    

Постепенно приходит понимание, что изобразительность  — не главное, поскольку другие виды искусства, и прежде всего живопись, справляются с этим гораздо лучше, главное же достоинство музыки – бесконечная смена настроений и чувств. Как говорит на своих мастер-классах известный гитарист, профессор Е. Финкельштейн, нужно научить обучающегося составлять письменный «образный» план произведения, отражающий сменяющие друг друга настроения, и в нотах обозначать их границы (Профессор называет это: «расставить флажки»).

Но на практике наблюдаются коммуникативные проблемы: ограничен словарный запас обучающихся, некоторые не понимают значения простых слов, путают предлоги, что заметно в работе на линейках нотного стана.

Для устранения подобных трудностей в классе используются специально разработанные настенные дидактические таблицы, стимулирующие речевую активность обучающихся, способствующие расширению словарного запаса и развитию образного мышления.

В качестве опорных сигналов они позволяют сохранять информацию. С таблицами обучающиеся свободнее рассуждают о характере музыки, выявляют её взаимосвязь с эмоцией человека, их высказывания становятся разнообразней, исчезают бесконечные «весело» и «грустно».

Происходит накопление музыкального опыта — как предпосылка правильной интерпретации произведений в будущем. Важно, что наличие подобного дидактического материала снижает риск возникновения тревожности на уроке.

Ниже, в таблице №2 приведён фрагмент одной из авторских дидактических таблиц. Вся таблица называется «Я учусь понимать музыку», а данный фрагмент «Как звучит музыка».

Таблица 2

Величественно Маршеобразно Мощно Мужественно Пламенно
Победно Празднично Решительно Страстно Торжественно Триумфально
Энергично
Ярко
Беспокойно Бушующе Взволнованно Воинственно Гневно
Грозно Зловеще Напряженно Настойчиво Порывисто
Резко
Тревожно
Яростно
Блестяще
Бодро Грациозно Жизнерадостно Забавно Изысканно
Игриво
Легко Причудливо Радостно Танцевально
Шаловливо Шутливо
Безмятежно Задумчиво Задушевно Ласково
Нежно Неприхотливо Певуче
Поэтично Светло
Сонливо Спокойно
Трогательно Чарующе
Вкрадчиво Горестно Жалобно Загадочно Затаенно Печально Призрачно Робко
Сумрачно Таинственно Тоскливо
Траурно  
Тяжело
Как звучит музыка

Выразительность исполнения усиливается в процессе совместной творческой деятельности в ансамбле – обучающиеся учатся соблюдать динамический баланс, ритмическую синхронность и согласованность штрихов, получают возможность исполнять сложный репертуар.

Системный подход и целостное представление о музыке  — знание её особенностей, основ музыкальной грамоты и умение анализировать музыкальное произведение в сочетании с выразительным исполнением на музыкальном инструменте — позволяют говорить о компетентности обучающихся и их эмпатии к музыке.

Представленные здесь методы и приёмы многократно апробированы, их эффективность подтверждена высокой успеваемостью и призовыми местами в различных конкурсах. Универсальность методов даёт возможность рекомендовать их в качестве методической помощи в различных инструментальных классах ДМШ или ДШИ —  нужно лишь внести соответствующие изменения в репертуар и терминологию.

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности.  – М.: Амрита, 2010.
  2. Борисевич В.Г. Организация и развитие мышления гитаристов в процессе обучения. Научно-методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: МГИУ, 2012.
  3. Кабалевский  Д.Б.  Три кита в музыке. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Михайленко Н.П. Методология исполнительского мастерства гитариста.- К.: Ровно, 2009.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- С-Пб: Композитор, 2016.
  7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности.- С-Пб: Композитор, 2008.
/Всяких Зинаида Семёновна
преподаватель по классу гитары 
МАУДО ДШИ им. Ю. А. Розума ГОЩ, 
8 (916) 684 70 04, vszinsem@list.ru/
03/06/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *