04/05 «ПРОЕКТ «СОЛНЦЕВОРОТ» СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ  ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ В ОБУЧЕНИИ И В ПРОВЕДЕНИИ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ «ВЕСЕНЬ» В МБУДО ЦРТДиЮ

Аннотация. С давних пор Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Поэтому, так ценен практический опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе многолетней отработки практических ремесленных действий, и в первую очередь для педагога, который учит и воспитывает молодое поколение сохранению самобытности той или иной культуры.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, проект, совместные мероприятия, традиции.

Annotation. For a long time, Russia has been famous for its traditions, holidays, customs, and rituals. Therefore, the practical experience of previous generations, acquired in the process of many years of practicing practical craft actions, is so valuable, and first of all for a teacher who teaches and educates the younger generation to preserve the identity of a particular culture.

Keywords: decorative and applied creativity, fine art, project, joint events, traditions.

В данной статье представлен опыт реализации художественного проекта «Солнцеворот» — изучение народных традиций в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве народов России через интеграцию в обучении и в проведении совместных мероприятий с фольклорным коллективом «Весень». Представленный блок «Узорочье» является одним из реализуемых блоков проекта и является частью реализации педагогами дополнительных общеразвивающих программ «Изобразительное искусство и декоративная композиция», «Оранжевое солнышко» стартовых уровней. Данный материал будет интересен широкому кругу пользователей, в том числе и педагогам, реализующим дополнительные общеразвивающие программы по изобразительному искусству.

Сохранения народных традиций в наши дни проблема не менее актуальна, чем цифровая индустриализация. Народные традиции-это самоидентификация подрастающего поколения. Кто я? Какие мои корни? Этим вопросом задается каждый ребенок, достигший определенного возраста. И здесь очень важно, чтобы он осознавал себя частью общества с огромным культурным наследием. На ранних этапах социализации ребенка через материнский фольклор колыбельной песни, образно развивается эмоционально чувственная сфера деятельности ребенка. И далее, песни-потешки, координирующие движение и речь и стимулирующие умственное развитие, сказки и былины, где ребенок знакомится с культурно-историческим опытом и моральными ценностями добром и злом. Через фольклорные игры происходит важное усвоение определенных закономерностей и социальных правил. В изобразительном прикладном народном творчестве-это традиционные игрушки и народные промыслы. Всеми любимые деревянные расписные матрешки, мишки, деревянные лошадки, глиняные фигурки и свистульки, со своими неповторимыми эстетическими образами, которые помогают исследовать окружающий мир, выражать свои эмоциональные чувства.

 Таким образом, каждый жанр фольклора несомненно способствует разностороннему развитию ребенка с самых ранних лет и так необходим для усвоения социальных норм и ценностей культуры в обществе. Но в современном обществе взросление происходит в других условиях далеких от народных традиций. В век информационных и телекоммуникационных технологий бумажная литература – книги, становится цифровой, подвижные игры на воздухе заменяют игры компьютерные, а живое общение, как раньше у печи и на завалинке, заменились на видео просмотры блогеров и прочтение постов в социальной сети. Несомненно, цифровые технологии очень важны и облегчают жизнь, дают ей новое совершенное развитие, но не стоит забывать и отказываться от истоков — русских традиций.  Они основа наших культурных ценностей и несут в себе основу самоидентификации и связь поколений. Возникает вопрос. Каким образом современный педагог, работающий в дополнительном образовании способен передать огромный культурный пласт в виде фольклора и народного изобразительного творчества. Как привить современному поколению любовь к народным традициям? Как донести традиционное народное искусство — в частности, изобразительное искусство и фольклорное пение, чтобы традиция не прерывалась, чтобы она оставалась живой и трогающей душу ребенка, и представить это интересно и возможно в каком — то новом формате?

Еще Ю.М. Лотманом и Б.А. Успенским было отмечено, что «живая культура… не может представлять собой повторения прошлого – она неизменно рождает структурно и функционально новые системы и тексты. Но она не может не содержать в себе памяти о прошлом».

Новизна. Проект «Солнцеворот» имеет прикладной характер и направленность. Связь изобразительного и прикладного творчества, изучение народных традиций и песенного фольклора повышают мотивацию детей и качество освоения программного материала. Циклы занятий направлены на организацию содержательного досуга обучающихся и создают условия для их творческого развития.

Именно поиск новых способов трансляции традиционной культуры среди детей является актуальным в педагогической практике, и в дополнительном образовании в частности. Во все времена существовало наставничество, а в современных условиях эта роль отводится педагогам дополнительного образования, которые на наш взгляд, способны передать знания и стать тем связующим звеном между традиционным культурным наследием и подрастающим поколением.

Актуальность представленного проекта обусловлена возросшим интересом к культурным традициям и истории народов России. Проект «Солнцеворот», продиктован требованиями времени. В нашей стране 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Необходимость обращения к духовному наследию нашего народа — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В предметах народных промыслов, запечатлена историческая память всех поколений, душа народа. Воспитание детей и формирование нравственных качеств, эстетического вкуса невозможно, если не прививать детям яркий, неповторимый и самобытный мир, который многими годами создавалась фантазией русского народа. Уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству — это все нам расскажут творения народных умельцев.

Педагогическая целесообразность проекта объясняется формированием духовно-нравственных качеств личности ребенка через мастерство умельцев и традиции в искусстве. Циклы занятий включают в себя педагогические приемы на наблюдение и сравнение информации. Художественное слово и образцы изделий народных умельцев, развивают творчество и фантазию. Педагог использует метод «вживание в образ». Все это служит для достижения более глубокого осмысления детьми истории быта и обычаев русского народа. Проект направлен на приобщение детей к народному творчеству.

Отличительная особенность проекта заключается в том, что нем представлен краткий экскурс в историю возникновения народного и прикладного творчества, знакомство с русскими традициями, праздниками, старинными обрядами, связанные с изготовлением изделий народных промыслов. Через формирование ценностных ориентиров и художественно-эстетической оценки, у каждого обучающегося появляется возможность проявить и реализовать свои творческие способности.

Особенностью организации образовательного процесса является её декоративно- прикладная направленность в композиции, на практическую реализацию художественного опыта детей, через развитие креативности в творчестве и самостоятельности в выполнении.

Такая деятельность ведётся через:

— приобщение ребенка к творчеству с учетом его индивидуальных способностей;

— освоение метапредметных связей с художественной литературой, историей, изобразительным искусством, народным и песенным фольклором, музыкой.

— использование проектной технологии при выполнении творческих работ, упражнений, объединённых единой тематикой.

 Структура проекта состоит из образовательных блоков. В каждом блоке, состоящем из 3-8 различных по виду деятельности занятий, предусматривается занятие развития творческих способностей через моделирование ситуаций эмоционального переживания.

Таким занятием можно открыть новый блок и заложить интерес обучающихся к последующему, рассматривать новые проблемы в рамках обозначенной темы. Содержание такого занятия выстраивается на основе следующих принципов:

— интеграции нескольких видов искусств;

— подбора небольшого количества художественных произведений;

— моделирование содержания.

Занятия, входящие в тематические блоки, конструируются на основе принципов развивающего обучения, с использованием стимулирующих развитие творческой самореализации проблемных ситуаций. Включение упражнений импровизационного характера способствуют появлению нестандартных идей. Они же подготавливают кульминационную работу- композицию, каждый из которых реализует отдельную задачу.

Все образовательные блоки предусматривают усвоение теоретических знаний и формирование деятельно — практического опыта.

Результаты отслеживаются в каждом образовательном блоке. Это происходит через участие в выставках, конкурсах и личного роста каждого обучающегося. В содержании включены фольклорные мероприятия, участвуя в которых дети развивают свои творческие, музыкальные способности.

Почему проект имеет название «Солнцеворот»?

Согласно истории происхождения, символ славян Солнцеворот – один из мощнейших символов, известных нашим предкам. Его считали проводником солнечной энергии. Знак связывает воедино Ярила, Даждьбога и Хорса, которые отождествляют с энергией и мощью. Символы, которые связанны с дневным светилом -солнцем, изображали повсюду. Это различные амулеты, украшения на стенах дома и предметах быта и утвари. Ими украшали одежду, вышивая на рубашках, белье. Поэтому, образ солнца как нельзя лучше символизирует цикличность в народном творчестве и в названии проекта, который объединяет циклы занятий, различных мероприятий, выставок и детских конкурсов.

Обобщение педагогического опыта в изучении народного и прикладного творчества с детьми в дополнительном образовании детей и многолетний опыт работы педагогов, позволил определить цель проекта:

•        способствовать развитию образно-ассоциативной сферы мышления обучающихся через интеграцию различных видов искусств в изучении народного и декоративно прикладного творчества народов России.

Задачи проекта направленны на изучение понятий о смысловом значении народного искусства, сохранение фольклорных традиций и народного изобразительного творчества. Педагоги подводят детей к личному пониманию и осмыслению особенностей художественного образа в искусстве через моделирование ситуаций эмоционального переживания, используя различные педагогические приемы, творческие задания, технологии и методики. 

Условия реализации проекта: Применяемые в педагогической практике коллектива технологии и методики опираются на теоретические основы основоположников научных школ педагогики искусства А.В. Бакушинского, Д.М. Кабалевского, Б.П. Юсова, Б.Н. Неменского, которые основаны на принципах интеграции искусств. Данный подход позволяет педагогу соединять музыку, песенный фольклор, поэтическое слово, живопись, театр и др. и выстроить драматургию интегрированного занятия, применяя предложеннный Л. М. Предтеченской принцип «искусством об искусстве».         Исходя из этого, почти каждое занятие, входящее в цикл занятий построено с использованием принципа художественно-педагогической драматургии, поэтому структура таких занятий построена по законам драматургии. Это педагогический поиск интересных ассоциаций и приёмов в объяснении темы, которые способствуют развитию ассоциативной формы мышления детей. А затем наступает момент, когда необходимо создать собственную творческую работу, отражающая все сказанное, увиденное и услышанное.  

Поэтому, мы считаем, что на занятиях необходимо учитывать возможность применения различной формы организации работы с обучающимися: индивидуальной, групповой и коллективной создавая при этом ситуации успеха.  Также необходимо отметить о важности использования игровых форм в проведении занятий и мероприятий. Игра позволяет активизировать внимание. Через игру происходит вовлечение всех участников, будь то мероприятие или практическое занятие вне зависимости от уровня подготовки и способностей в творческом процессе. Под руководством педагога, дети, не заметно для самих себя повторяют изученный   искусствоведческий материал: будь — то тряпичная кукла или глиняная игрушка-потешка, которые способствуют овладению и закреплению навыков ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народном художественном творчестве. И это возможно во время занятий творчеством.

Охват проекта:

В данном проекте принимают участие обучающиеся изостудии «Креатив» и «Оранжевое солнце» МБУДО ЦРТДиЮ.

Количество: обучающиеся стартового уровня: 42 человека.

Количество: обучающиеся базового уровня:65 человек.

Количество: обучающиеся продвинутого уровня:12 человек.

Все циклы занятий, фольклорные мероприятия, участие в выставках и различных конкурсах были распределены в тематические блоки:

Блок 1. «Узорочье» (7-10 лет).

Блок 2. «Про наряды и обряды» (7-17 лет).

Блок 3. «На завалинке» (7-17 лет).

Циклы занятий, объединенные единой темой, выстроены с последующим усложнением тематики и углублением знаний в изучении народного искусства России. Все занятия и мероприятия имеют общую цель и задачи, способствующие воспитанию любви и уважения к традициям русского народа.

/Афанасенкова С.А.,
педагог дополнительного образования высшей 
квалификационной категории, методист.
МБУДО ЦРТДиЮ г.Королев.
Баранова В.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
педагог – организатор.
МБУДО ЦРТДиЮ г.Королев. 
e-mail: vikoff@list.ru +7-910-904-05-00/
04/05/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.