03/05 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОГРАММЫ «ГИД — ЭКСКУРСОВОД»)

Аннотация. Учебно-методические материалы разработаны в ходе реализации дополнительной общеразвивающией программы объединения «Английский язык с элементами программы гид-экскурсовод». В статье показаны некоторые приемы, способствующие воспитанию гражданской идентичности и патриотизма на уроках изучения английского языка.

Ключевые слова: проектная деятельность, проекты по отечественной истории, патриотизм, Отечество, гражданская идентичность, национальный менталитет, организация учебного процесса.

Abstract: educational and methodological materials were developed during the implementation of general development programs of the association «English language with elements of the guide program». The development shows some techniques that contribute to the education of civic identity and patriotism in English language lessons.

Key words: project activity, projects on national history, patriotism, Fatherland, civil identity, national mentality, organization of the educationalprocess.

Изучение иностранного языка всегда подразумевает знакомство с иноязычной культурой, в том числе и со спецификой менталитета этого народа. В эпоху навязываемой идеологии и манипуляция общественным сознанием через электронные СМИ и Интернет, как необходимого условия «глобального управления», во всех странах обывателю внушается мнимый идеал «гражданина мира», несопричастного к делам Отечества. В перестроечные и постперестроечные 90-е в нашем обществе насаждалось пренебрежительное отношение к отечественной истории, массовая фальсификация трактовок исторических событий, которая лишала  человека опоры в его историческом прошлом. Поэтому процессы, происходящие в стране и в мире в целом, выдвинули ряд важных, качественно новых задал по созданию суверенной России. В российском обществе начал формироваться консенсус о том, что самобытность России — это фундаментальная ее особенность и ценность. Для сравнения, некоторые категории англосаксонкой ментальности, отраженные в языке и культуре, о которых написано больше всего исследований, как самими его носителями, так и отечественными филологами и историками. Это- индивидуализм, возведенный в абсолют, дистанцированность как его следствие (знаменитая британская чопорность, замкнутость, чрезмерная, на наш взгляд, вежливость), нелюбопытность по отношению к другим народам и культурам, снисходительное отношение к иностранцам как скрытое проявления любви к своей родине. Как тут не вспомнить для сравнения хотя бы М.Ф. Достоевского с его «всемирной отзывчивостью русской души», которая объясняет, почему так притягательна классическая русская литература для всего мира.

Насущный запрос на воспитание патриотизма и гражданской идентичности получило свое отражение в поправках в Конституцию РФ: статья 67 гласит: «2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. 3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. 4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим»…

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В разделе 3.2 говорится о том, что подразумевается в понятие российской идентичности:

— «… уважительное отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

— чувство гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России, уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

— духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей».

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В стране действует Федеральная программа патриотического воспитания. Решением этих же вопросов занимается Комиссия по Образованию Госсовета РФ. Выступая на заседании Госсовета 25.08 2021 Президента РФ сказал: «В начинающемся учебном году советники по воспитанию начнут работу в школах 10 регионов. Затем с учетом опыта распространим эту практику на всю страну. Что здесь важно: такие специалисты должны опираться на объединяющие всех нас гражданские патриотические ценности, на историческое наследие наших народов. Но нельзя действовать под копирку, по единому шаблону. Нужно обязательно учитывать традиции, культуру каждого региона. Россия очень многообразная страна, очень разнообразная страна, в каждом регионе есть свои особенности. Но единством такого разнообразия и сильна Россия». УМК изданные за рубежом, естественно, не предназначены для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения в Российской Федерации, четко сформулированных в выше перечисленных документах. Это задача педагога, составляющего образовательные программы по своему виду дополнительной образовательной деятельности. Как одна из конечных задач- максимум видится задача содействовать воспитанию такой личности, которая, овладев достаточно высокими языковыми навыками, будет способна решать такие задачи, как умение рассказать о культурном наследии свой страны, аргументированно высказать свою позицию по широкому кругу ценностных вопросов, связанных с его культурно-идентичностью, отстаивать свою позицию.

Для участия в решении этих воспитательных задач на занятиях иностранного языка надо реализовывать две стороны задачи: 1-я – помочь в формировании гражданской позиции, 2-я- касается собственно языковых компетенций — уметь высказывать свою позицию на иностранном языке. Один из инструментов решения в том числе и этих задач является проектная технология. реализуемая или через:

-краткосрочные мини проекты для детей 4-5 классов уровня Elementary по тематике: выдающая личность из отечественной истории, государственная символика Российской Федерации. Или через долгосрочные проекты экскурсий на английском языке по некоторым самым популярным туристическим объектам Москвы:

— для обучающихся на уровнях pre-Intermediate /Intermediate.6-8 классов:

— историко-культурные памятники Красной площади, Александровского сада и Кремля;

— экскурсия по Новодевичьему монастырю, в ходе которой ознакомить слушателей с важными эпохами в русской истории;

  — музей – усадьба Кусково.

Экскурсионные проекты, изначально задуманные прежде всего как средство активизации использования изучаемого языка, выдвигают в том числе задачи по воспитании национальной идентичности, которая должна проявиться в конечном продукте- экскурсионном проекте. Чтобы сформулировать задачи поиска информации детям нужно понять, кто их целевая аудитория и что задача экскурсовода дать не только точный фактический материал, но и помочь слушателям разобраться в сути событий или понять уникальность памятника. Для этого необходимо понять это самому. Педагогу, следовательно, надо. суметь объяснить и подать историческое явление не просто как понятное детям, (которые еще и в школе его не проходили, или же тема не входит в школьный курс), но и как что-то очень интересное, чтобы стимулировать интерес, помочь в понимании его значимости, уникальности, его роли в культурном коде страны и в его личностном мировосприятии; расширить общий кругозор и историко-культурных понятийный аппарат ребенка.

Недостаточно найти информацию в Википедии и перевести ее. Чтобы интересно звучать, надо, чтобы рассказчику была интересна его тема. Например, в ходе подготовки проекта по истории Кремля мы знакомимся, в том числе, с личностями Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана – 3.  С ними надо познакомить детей так, чтобы они захотели это переводить на английский, и обязательно  рассказать в своем проекте.  А когда мы заходим в Архангельский собор, то им хочется найти их захоронения, потому что у них есть свое личное отношение к этим людям. И это отношение можно выразить такими словами как уважение, гордость, восхищение. При этом возникает и тема черного пиара в истории на примере личности Ивана Грозного, а также, кто такой Василий Блаженный и почему он блаженный и святой. «Блаженный»-это значит «дурачок». Как же он может быть святым? Лично для меня это было очень сложно сделать понятным детям. Или, рассказывая о Успенском соборе, не обойтись без понимания смыслов его архитектурного оформления, символики порталов, куполов, окон, а также без понимания что такое икона, зачем она и почему многие русские иконы- это вершина мирового изобразительно искусства.  Нельзя просто сказать, что иконопись Андрея Рублева- изящна, легка, прозрачна и радостна. Как это сделать понятным для неподготовленного детского глаза? Надо просто показать иконы Рублева в сравнении с творениями другого гения- Феофана Грека и объяснить почему они писали так по- разному, ведь это отражение их бытия в истории.  Таким образом, помочь детям самим подойти к пониманию наследия своих предков, хотя бы начать это делать…

Для достижения этой задачи также привлекаются видео материалы лучших историко-просветительских проектов. Например, на занятиях совместно просматриваются и обсуждаются такие материалы как д/фильм Владимира Шуванникова, снятый к 700-летию прп. Сергия Радонежского фильм-победитель телевизионного конкурса фестиваля «Патриот России». Он позволяет погрузиться в атмосферу самых драматичных периодов отечественной истории —  Куликовской битвы. Для работы над проектами по истории Кремля и Смутного времени, которая является одной из тем проекта по Истории Новодевичьего монастыря. История оживает, дети начинают интересоваться, сопереживать, начинают понимать, как такие далекие события связанны с сегодняшней жизнью, что мы — это продолжение нашей истории.

Другой пример – для понимания и формирования позиции о таком неоднозначном явлении в нашей истории и культуре как декабристы, предлагаются всем обучающимся просмотреть, с последующим обсуждением  на занятии, передачу «Декабристы» из серии передач  историко-просветительского проекта Аркадия Мамонтова «Следы империи»: документальный фильм и обсуждение его со специалистами  из разных областей научного знания, студентов и деятелей отечественной культуры. В ходе обсуждения аргументируются самые крайние точки зрения на декабристов: от героев до предателей и возникает понимание, что невозможно судить об этих людях с позиции современности вне исторического контекста, возникает понимание, к чему приводит незнание истории своего Отечества, тема ответственности за свои поступки перед потомками, тема самопожертвования ради высоких идеалов, тема предательства, любви и преданности. И возникает понимание, что декабристам невозможно дать однозначную оценку, а они — это все это вместе. И оценка этого явления, почерпнутая из википедии не отражает реальной картины. И только после того, как проделана работа над пониманием темы, возникает и реализуется вторая задача- запрос на расширение в зоне владения языка.

Когда воспитанники выходят на уровень свободного владения языка, на занятиях проводятся дискуссии по обсуждению известных цитат, напрямую связанных с системой ценностей или тем эссе, часто встречающейся в формате международного экзамена: «Согласны ли Вы, что изучать историю это пустая трата времени?», или тема «Стоит ли сохранять языки малых народов и национальную идентичности в эпоху глобализации?» и многое другое. Размышление над подобными вопросами неизбежно выводит на осмысление ценностного кода Отечества. Безусловно, качественное преподавание истории и русской литературы, прежде всего в школе, имеет ни с чем несравнимые возможности по формированию у детей гражданской идентичности, но поскольку задача поставлена перед всем нашим обществом, я пытаюсь  участвовать в ее решении доступными мне средствами.

Список используемых источников:

1.      Новый текст Конституции РФ с поправками 2020.

 http://duma.gov.ru/news/48953/(дата обращения 22.09.2021).

2.      Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075. (дата обращения 20.09.2021)

3.      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.Режим доступа:  http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf. (дата обращения 23.09.2021).

4.      Антонова Е.Н. Отражение национального менталитета в отражении грамматики английского языка. Режим доступа:https://mgimo.ru/upload/iblock/d2f/otrazhenie-nacionalnogo-mentaliteta-v-grammatike-anglijskogo-yazyka.pdf. ( дата обращения 20.09.2021)

5.      Джиоева  А.А. Англосаксонский менталитет сквозь призму английского языка. М.: Издательство Московского университета, 2014. Режим доступа: https://www.titul.ru/uploads/journal/20/Journal_18_30_40.pdf . ( дата обращения 22.09.2021)

6.      Кузьменкова Ю. Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян.— М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2005

7.      Нарочницкая Н.А. Россия в новых геополитических реальностях. Режим доступа:http://narotchnitskaya.com/interviews/rossiya-v-novyih-geopoliticheskih-realnostyah.html ( дата обращения 24.09.2021).

/Обрезкова Н. Г.,
педагог дополнительного образования высшей категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, г. о. Королев, Московская область
e-mail: n.g.obrezkova@yandex.ru/
03/05/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.