01/05 Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации

Аннотация: в статье рассматриваются условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Ключевые слова: ребенок, адаптация, дезадаптация, педагог-психолог. социально-психологическая адаптация, адаптированность.

С поступлением в дошкольную организацию (ДО) у детей наступает новый этап в их жизни. Нахождение в коллективе формирует у детей новые общественные стандарты поведения, такие как самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей. Некоторым детям достаточно тяжело дается процесс привыкания к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Появление у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» считается непосредственным результатом его эмоциональной неготовности к посещению детской организации.

Одной из базовых ценностей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического [1]. Эта задача в условиях современной дошкольной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

В работах практикующих психологов детально рассмотрены вопросы адаптации к новым жизненным условия в детском саду. Так, Овчинникова Г. Г. определяет адаптацию личности, как «способ уравновешивания форм проявления субъективности и способ организации жизни субъекта в макро — и микроотношениях» [4]. Зотова О. И. и Кряжева И. К. рассматривают социально-психологическую адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы», но и общение и взаимоотношения личности и среды [3].

Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. так определяют данное понятие: социально-психологическая адаптация предполагает процесс приспособления личности к условиям социальной среды, во время, которого происходит сближение целей, ценностных ориентаций группы и входящей в нее личности, усвоение ею норм, традиций, культуры [5].

Опираясь на работы Аксариной Н. М., Голубевой Л. Г., Захарова А. И. мы понимаем под адаптацией ребенка к дошкольной образовательной организации процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению.

Положительно-эмоциональное отношение к ребенку, удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных, индивидуальный подход, максимальное приближение условий детского сада к домашним — это те психолого-педагогические условия, которые могут обеспечить безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада. Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Работу по подготовке и проведению адаптации детей раннего возраста к условиям ДО ведется по трем направлениям: с родителями, с педагогами и с воспитанниками.

Первое направление — это работа с детьми. При организации работы с детьми раннего возраста в адаптационный период необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Следует сформировать у ребенка позитивную установку на посещение дошкольной организации, желание идти в детский сад. Для этого необходимо педагогам правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, создать атмосферу тепла и уюта, напоминающую домашнюю. Так ребенку будет легче перебороть в себе волнения и страхи от посещения детского сада.

В адаптационный период детей раннего возраста к ДО мы рекомендуем использовать следующие формы и методы работы:

– игровые методы взаимодействия с ребенком, которые выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, места проведения;

– релаксационные игры и упражнения, в основе которых лежат приемы дыхательной гимнастики, эмоционального и мышечного расслабления, а также игры с песком и водой, которые также направлены на снятие эмоционального напряжения;

– элементы телесной терапии (обнимания, поглаживания); – сказкотерапия, колыбельные песни, движения под музыку.

Самая главная задача в период адаптации детей раннего возраста к ДО — это как можно быстрее и безболезненнее привыкнуть к детскому саду, чувствовать себя уверенным в новой обстановке.Ребенок приобретает уверенность тогда, когда он знает, что за люди его окружают, в каком помещении он находится. Для развития чувства уверенности необходимо познакомить детей друг с другом, сблизить между собой, познакомить с педагогами, с персоналом детского сада, установить доверительные отношения между педагогом и детьми. Необходимо провести экскурсию для детей по дошкольной организации, познакомить со своей группой, с игровой и спальной комнатами, с музыкальным залом, с медицинским кабинетом, с музеем, с кабинетом ИЗО.

Педагогу необходимо способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, учить проявлять заботу, выражать сочувствие, обращать внимание на эмоциональное состояние друга. Учить детей играть не ссорясь, оказывать помощь и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам, воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Необходимо формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его.

Второе направление — это работа с родителями. Работу с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДО, по мнению Аскариной Н. М., необходимо проводить в несколько этапов:

– I этап: сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольной организации в процессе взаимодействия с районной поликлиникой;

– II этап: социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детской организации;

– III этап: максимальное приближение режима дня ребенка в семье с режимом ДО [2].

Построенная в соответствии с данными этапами работа по взаимодействию с родителями позволяет сделать процесс адаптации ребенка раннего возраста наиболее безболезненным, так как у будущих воспитанников складываются положительные ассоциации, связанные с дошкольной образовательной организацией, а также родители имеют возможность получить полную информацию о пребывании ребенка в ДО.

На всех этапах период адаптации детей раннего возраста к ДО необходимо вести информационно-просветительскую работу с родителями по вопросам адаптации детей. Необходимо в коридорах и группах раннего возраста располагать информацию о проблемах адаптации детей. Педагог-психолог должен проводить индивидуальные беседы с родителями для сбора информацию о семье, выявлять отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, устанавливать партнерские, доброжелательные отношения с ребенком и его родителями. С помощью анкетирования выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, его режим дня, насколько он схож с режимом дня, установленный в дошкольной организации, особенности сна и засыпания, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. С этой же целью родителям можно предложить написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».

Анализируя сбор данной информации педагог-психолог определяет степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, и предлагает родителям соответствующие рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив.

Третье направление — это работа с педагогами. Это очень важное направление в процессе адаптации детей раннего возраста к ДО, которая должна проводиться педагогом-психологом и старшим воспитателем. В самом начале необходимо составить планы деятельности в доаптационный и адаптационный периоды с учетом возраста детей.

Для систематизации знаний педагогов по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста и для пропаганды опыта и новых подходов к адаптации детей раннего возраста к ДО можно провести методические мероприятия: семинар «Адаптация к ДО»; круглый стол «Адаптация и ее виды»; мозговой штурм «Приемы, облегчающие адаптацию»; «Признаки того, что ребенок адаптировался». При моделировании различных ситуаций, игровых моментов педагоги систематизируют имеющиеся знания и практические умения, получают новый опыт практической деятельности, что помогает в вопросах сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Таким образом, работа в период адаптации детей раннего возраста к ДО должна проводиться комплексно, с участием детей, родителей, педагогов, психологов.

Использованная литература:

1.      Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182 О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» https://adilet.zan.kz

2.      Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аскарина. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 120 с.

3.      Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности [Текст] / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 2012. — 220 с.

4.      Овчинникова, Г.Г. Особенности формирования Я-образа у подростков, испытывающих проблемы средовой адаптации [Текст] / Г. Г. Овчинникова // Молодежь будущее России. Екатеринбург, 2016. — 147 с.

5.      Филиппов, А.В. Производственная социология, психология и педагогика [Текст] / А. В. Филиппов, В. К. Липинский, В. Н. Князева. — Высшая школа, 2014. — 157 с.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

/Галиева Светлана Юрьевна,
кандидат педагогических наук, 
доцент кафедры педагогики и психологии
Пермского государственного 
гуманитарно - педагогического университета
mrsgalieva@yandex.ru 
Рысбаева Назкен Рыстыбаевна,
магистрант Пермского государственного 
гуманитарно - педагогического университета, 
Пермь, Россия
rysbaieva70@mail.ru/
01/05/22-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.