06/04 РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ. ПОДГОТОВКА РЕПЕРТУАРА В КОЛЛЕКТИВЕ ЭСТРАДНО-СПОРТИВНОГО ТАНЦА «ЭРИДАН»

Аннотация. Статья посвящена музыкальному сопровождению на занятиях классического танца, анализируется содержание и структура концертмейстерских навыков, выявляются основные этапы работы концертмейстера над музыкальными произведениями. В работе представлены некоторые аспекты формирования концертмейстерского репертуара. 

Ключевые слова: концертмейстер, подбор репертуара, музыкальные произведения.

Annotation. The article is devoted to musical accompaniment in classical dance classes, analyzes the content and structure of concertmaster skills, identifies the main stages of the concertmaster’s work on musical works. The paper presents some aspects of the formation of the concertmaster’s repertoire.

Keywords: concertmaster, selection of repertoire, musical works.

Работа концертмейстера является одним из творческих направлений в развитии искусства и имеет свою специфику. Концертмейстер-пианист, получивший образование в среднем специальном или высшем учебном заведении, в начале своей практической деятельности сталкивается с рядом трудностей. Поскольку концертмейстерское искусство предполагает различные направления: вокальное, инструментальное и хореографическое, каждое из которых имеет свои особенности, начинающему специалисту необходимо овладеть определенной профессиональной терминологией, освоить специфику работы и подобрать репертуар.

Работая в хореографическом коллективе эстрадно-спортивного танца «Эридан», у концертмейстера, как правило, возникает множество вопросов. Какие знания необходимы концертмейстеру танцевального коллектива, чтобы помочь педагогу по хореографии развить у обучающихся музыкальность, чувство ритма, эмоциональность и осознанность при исполнении каждого движения?

Концертмейстерская деятельность требует не только природных музыкальных способностей, но и отличных технических навыков, умение читать с листа и транспонировать различные партии. Концертмейстеру эстрадно-спортивного коллектива необходимо наблюдать и чувствовать солистов, помогать им проживать музыкальный образ, правильно исполнять ритмический рисунок через музыкальный ритм, расставлять акценты и штрихи в танце.  Необходимо постоянно технически осваивать нотный текст, чтобы играть программу в указанном педагогом темпе, уметь замедлять и ускорять музыкальные фразы в композиции, соблюдать заданную динамику и оттенки.

Разучивание музыкальной программы зачастую происходит в максимально сжатые сроки. Методическая грамотность и профессиональное мастерство концертмейстера обеспечивают эффективность развития и высокий исполнительский уровень всего творческого коллектива в целом. В концертмейстерской практике интересными являются традиционные взгляды теоретиков на процесс освоения музыкального произведения.  Например, К. Черни указывает о небходимости «разбора, технического освоения и художественной отделки произведения». Г. Гинзбург на процесс освоения музыкального произведения говорит «о зарождении образа, элементарной работе и приспособлении». А. Вицинский характеризует «как первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением и исполнительскую реализацию музыкального образа». Рассматривая взгляды представителей современной фортепианной школы   над музыкальным произведением, стоит выделить А. П. Щапова, который говорит «о начальном, раннем, серединном и заключительном этапах».  Таким образом, концертмейстерский план освоения музыкальной программы в танцевальном коллективе условно состоит из нескольких этапов, вариативность которых зависит от музыкального запроса хореографов  и технических, исполнительских навыков обучающихся.

Рассмотрим подробнее основные этапы работы концертмейстера над музыкальным произведением в коллективе эстрадно-спортивного танца «Эридан».

Первый этап включает в себя ознакомление с нотным текстом, создание целостной музыкальной картины исполняемого произведения. На данном этапе важно представить музыкально-слуховой образ произведения, осмыслить его название. Зачастую название произведения уже указывает на жанр и стиль исполнения. Процесс освоения нотного текста предполагает определение формы произведения. Наличие реприз, повторов и других музыкальных знаков помогает настроить на исполнение той или иной формы произведения. 

Второй этап включает в себя индивидуальную работу над партией аккомпанемента: необходимо разучивать фортепианные партии, отрабатывать сложные пассажи, правильно исполнять различные штрихи. Успех концертмейстера будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Третий этап предполагает отличное владение фортепианной партии и ее совместное исполнение с хореографами. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение наблюдать за любыми изменениями в исполнении движений танцующих. 

Главной целью четвертого этапа является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения.   Его задачей является раскрытие музыкально-художественного замысла произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения.

Музыкальный репертуар в коллективе эстрадно-спортивного танца «Эридан» подбирается концертмейстером, основываясь на знаниях элементов хореографического искусства.   Концертмейстер подробно изучает элементы классического танца («plie», «battement tendu», «rond de jambe par terre», «battement fondu», «battement frappe») и характер их исполнения, последовательность исполнения танцевальных связок, хореографическую терминологию. Подбор музыкальных фрагментов подбирается в соответствии с характером, темпом, размером и ритмическим рисунком, формой музыкального произведения, заданными программой по хореографии. Программа нотного материала не может ограничиваться раз и навсегда установленным списком имен и произведений, знакомых концертмейстеру. Даже если концертмейстер владеет большим пианистическим репертуаром, ему приходится постоянно расширять его, поскольку исполнение одного и того же вальса или марша на уроке приведет к рутинному технологическому процессу освоения хореографических комбинаций. Чтобы избежать этого, важно предлагать, если не на каждом занятии, то в разных  группах такой музыкальный эквивалент разучиваемых движений, который, с одной стороны, позволяет точно следовать ритмическим задачам  занятия, с другой – сообщать движениям определенные черты музыкально-пластической образности. 

Приходя ежедневно в учебный класс, концертмейстер может и не знать точного содержания учебных форм, которые будут изучаться на данном занятии. Тем не менее навыки музыкально-слухового координирования наряду с широким репертуаром помогут концертмейстеру найти подходящий музыкальный фрагмент, соответствующий определенному характеру, темпу и ритмическому рисунку хореографических движений.

Структура занятия по отработке элементов классического танца включает в себя «экзерсис у станка», «экзерсис в центре зала» и раздел «Allegro». Каждый раздел состоит из определенных хореографических комбинаций, заданных учебной программой. Концертмейстер, зная характер и правила исполнения танцевальных элементов, может оценить все параметры задания и незамедлительно предложить соответствующий музыкальный материал.

С чего же стоит начинать формирование концертмейстерского репертуара? Подбору музыкального материала, как уже было сказано выше, предшествует подробное изучение хореографических элементов и связок. Освоение опыта и репертуара коллег, просмотр видеозаписей уроков других педагогов и концертмейстеров помогает в обогащении пианистического репертуара. Большим подспорьем на первом этапе становятся музыкальные хрестоматии для уроков классического танца, созданные опытными концертмейстерами. Примеры, представленные в таких сборниках, помогают точно определить характер базовых движений, на которых строится та или иная комбинация.          Работая в эстрадно-спортивном танцевальном коллективе, концертмейстеру необходимо подбирать не только образцы классической музыки, но и фрагменты современных музыкальных композиций. Важнейшим фактором  применения того или иного музыкального материала в концертмейстерской практике считают, как правило, сферу «метро-ритма». Это справедливо, однако не следует на этом акцентировать внимание. Первостепенной задачей в работе является подбор таких музыкальных произведений, которые не только точно отображают ритмический рисунок и размер исполняемых движений, но и наполняют их музыкально-художественным содержанием. Яркая, запоминающаяся мелодия, которую может внутренне пропеть каждый обучающийся и которая содержит в себе четкое разделение на структурные эпизоды (8, 16, 32 такта) – вот важный подход в выборе музыкального материала.

Абсолютно к любой комбинации занятия необходимо вступление (preparation), которое дается для того, чтобы учащиеся начали синхронно выполнять движение. Длина музыкального вступления во многом зависит от того, сколько подготовительных движений исполняет танцовщик перед началом комбинации. Оно может содержать в себе два, четыре или восемь тактов и звучать в характере и темпе предстоящей танцевальной композиции. Чаще всего вариантом вступления могут быть последние два или четыре такта разучиваемой комбинации. Нередко целое произведение из музыкальной классики может не соответствовать поставленным учебным задачам, а один из его эпизодов отлично подходить в качестве музыкального материала для оформления хореографических элементов. Концертмейстеру в этом случае необходимо подробно изучить произведение, чтобы грамотно извлечь материал в соответствии с характеристиками танца. Важно соблюдать нормативы грамотного тонального, композиционного развития и компоновки материала и, конечно же, стараться не отступать от стилистики первоисточника.

Известно, что в старших группах для освоения больших прыжков все ученики делятся на подгруппы по 2-3 человека. Комбинация, которая, как правило, длится 16-32 такта, исполняется много раз подряд без перерыва. Повторяя один и тот же музыкальный эпизод  на занятии  , концертмейстер рискует создать скучную и утомительную атмосферу.          Чтобы этого не произошло, концертмейстеру необходимо подбирать раз личные музыкальные отрывки и грамотно воссоединять их в единое композиционное целое, при этом учитывая идентичный характер и рисунок хореографических движений.   Концертмейстеру работая с разными музыкальными эпизодами, зачастую звучащими в далеких тональностях, следует стремиться к освоению техники тональной транспозиции. Этот прием используется, если необходимо, например, соединить несколько музыкальных фрагментов, написанных в разных тональностях, в один. Иногда удачно найденный музыкальный материал необходимо преобразовать, перенеся в другую тональность, тем самым придав эпизоду новый оттенок.

 Когда музыкальный репертуар подобран концертмейстером и отлично подготовлен технически, настает черед непосредственного исполнения музыки на занятии. В концертмейстерской практике учить программу наизусть не является обязательным требованием, главная задача на данном этапе – помочь выразительностью музыкального исполнения ученикам разучить и музыкально исполнить все составляющие хореографических комбинаций. Безукоризненное владение музыкальным текстом дает возможность концертмейстеру свободно следовать за указаниями педагога и легко оформлять движения танцующих. Первостепенной остается задача верного чтения не только музыки, но и хореографического текста осваиваемой пластической комбинации. Чтобы развить в себе способность понимать изначально незнакомые ему хореографические элементы и определения, концертмейстер может наблюдать за исполнением движений обучающихся и педагога, просматривая видеоматериалы  занятий или приходить в хореографические классы, где работают опытные мастера хореографии. Постепенно станут различимыми отдельные элементы, появится ясность и логика в танцевальных комбинациях, будут просматриваться оттенки тех или иных связок. С течением времени концертмейстер сможет ориентироваться на интонацию голоса преподавателя, дающего прочувствовать моменты кульминаций в хореографических фразах, изменения темпа и паузы.

Понимание строения танцевальных комбинаций, выразительности их исполнения, отражение их в музыкальных фразах отличает профессионального концертмейстера от формального аккомпаниатора, для которого проблема «попадания в сильную долю» является наиболее важной. Научиться грамотно и содержательно оформлять музыкальное занятие классического танца помогут концертмейстеру не столько высокопрофессиональные музыканты-ансамблисты, сколько опытные педагоги-хореографы и танцовщики, с которыми он работает. Талантливые ученики (иногда бессознательно) делают музыку графически осязательной, видимой. Следует наблюдать за тем, как реагируют танцовщики на те или иные мелодические обороты, ритмические штрихи и акценты, чтобы со временем научиться создавать музыкально-хореографическую постановку.

Таким образом, на основе самых разнообразных методологий концертмейстерской работы   лежит доскональное знание и чувствование пластической составляющей  занятия. Пианист на практике не только оформляет музыкой занятие классического танца, он ищет адекватное его пластическому смыслу музыкально-образное содержание. И это во многом определяет успех постановки хореографического танца.

Список литературы:

1. Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. — М., 2009.

2. Безуглая Г. А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. — СПб., 2005.

3. Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в вузе. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — Вып. 2.

4. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — Классика-21, 2002.

5. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — 4.

6. Ревская Н. Классический танец. — СПб.: композитор, 2004.

/Федотова Т.Н.,
концертмейстер первой квалификационной категории.
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г.о. Королёв.
sverchkovi@mail.ru  +79309207110
Fedotova T.N.,
concertmaster of the first qualification category. 
MBUDO "Center for the development of creativity of children and youth", 
Russia, Moscow region, G.O. Korolev. 
sverchkovi@mail.ru +79309207110 /
06/04/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.