03/04 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: в статье рассмотрена роль программы развития организации дополнительного образования (на примере Детской художественной школы городского округа Щёлково Московской области) в проектировании образовательного пространства учреждения. Представлена модель образовательного пространства учреждения, концептуальные основания разработки, инструменты проектирования, оценки рисков и результативности.

Ключевые слова: дополнительное образование, менеджмент в образовании, управление образовательными системами, программа развития, образовательное пространство, художественное образование.

В настоящее время возрастает актуальность рассмотрения практики организации дополнительного образования в контексте образовательных пространств. Отметим, что подобное явление не является чем-то новым. До вступления в силу действующего Федерального закона «Об образовании в РФ» в нормативно-правовом поле и работах практиков и исследователей в области дополнительного образования (А.К.Бруднов, Л.Г.Логинова) особая роль уделялась феномену учреждения дополнительного образования. Видовое разнообразие подобных учреждений было прямо закреплено в нормативных документах, а особенности организации их деятельности рассматривались исследователями через призму уникальности и самобытности. Можно сказать, что подход, при котором ведущая роль в организации дополнительного образования отводилась образовательному учреждению, как раз и представлял собой рассмотрение соответствующей образовательной практики в контексте образовательного пространства.

Со вступлением в силу действующего Федерального закона «Об образовании в РФ» данный подход претерпел определенные изменения, т.к. в нормативно-правовом поле акцент сместился в сторону не образовательной организации, а дополнительной общеобразовательной программы, как основы организации дополнительного образования.

В логике действующего закона ведущая роль в организации дополнительного образования отводится соответствующей программе, а пространство ее реализации может быть любым (общеобразовательная школа, организация дополнительного образования и др. площадки). Конечно, в данном контексте не исключается роль и значимость образовательной организации, однако нормативно-правовой аспект вносит свои коррективы в работу любого учреждения и оказывает существенное влияние на используемые в этой работе подходы.

Тем не менее, можно утверждать, что понятие образовательного пространства сохранилось в действующем законодательстве, и набирает свою популярность. Данная идея находит свое отражение как в повышенном внимании к реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, в типовых моделях создания новых мест для дополнительного образования детей, представленных в рамках реализации Национального проекта «Образование». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года одной из своих задач ставит «формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей»[1].

В представленной статье нам бы хотелось рассмотреть программу развития организации дополнительного образования (на примере МАУДО ДХШ ГОЩ) как инструмент проектирования образовательного пространства.

Программа развития – один из основных документов любой образовательной организации, т.к. именно ей определены перспективные направления развития, содержание и ожидаемые результаты деятельности, возможные риски и инструменты их оценки на плановый период.

Краткая характеристика программы развития МАУДО ДХШ ГОЩ и программно-целевая модель развития учреждения.

Наименование программыПрограмма развития муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детской художественной школы городского округа Щёлково на 2021-2025 годы.
Цель программыТрансформация школы в центр творческого пространства и вариативных художественных практик, обеспечивающих устойчивый интерес детей и взрослых к занятиям различными видами изобразительного искусства.
Сроки реализации программыПрограмма рассчитана на период 2021-2025 годов. (реализация программы осуществляется поэтапно и включает в себя 3 этапа).
Этапы реализации программы2021 год – подготовительный этап; 2022-2024 годы – основной этап; 2025 год – завершающий этап.

Идея развития школы как образовательного пространства, представлена в программно-целевой модели учреждения. В частности, образовательная программа школы предполагает четыре ключевых направления развития, которые в совокупности будут представлять собой образовательное пространство учреждения. Каждое направление реализуется в рамках соответствующих подпрограмм: воспитательной, организационно-массовой работы, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, научно-методического сопровождения деятельности и реализуемых школой дополнительных общеобразовательных программ.

Направления реализации образовательной программы МАУДО ДХШ ГОЩ.

  • Арт-академия – базовые образовательные программы, реализуемые в учреждении (предпрофессиональная программа «Живопись-5», общеразвивающая программа в области изобразительного искусства, программы подготовительного отделения и углубленной подготовки). Направление подразумевает получение учащимися системного начального художественного образования, посредством реализации соответствующих образовательных программ;
  • Арт-мастерские – в рамках данного направления реализуются краткосрочные образовательные активности (мастер-классы, семинары, лекториум, краткосрочные образовательные программы) для широкого круга лиц, заинтересованных в изучении определенных аспектов художественного творчества, как имеющих начальные навыки в области изобразительной деятельности, так и впервые познакомившиеся с творческой деятельностью;
  • Арт-досуг – направление представлено системой мероприятий в области творческого досуга (экскурсии, творческие и познавательные мероприятия, тематические акции, посещение художественных выставок и др.);
  • Арт-комьюнити – направление, в рамках которого предполагается развитие школы как творческого сообщества обучающихся, родителей, преподавателей учреждения совместно с представителями педагогической общественности, культуры и искусства, сетевых партнеров школы (проведение мастер-классов, научно-педагогических конференций, выставок, встреч с авторами, посещение учреждений СПО и ВПО и др.).

Концептуальные основания разработки программы развития.

Современные исследования показывают, что ведущую роль в социально-экономическом развитии играет сегодня человеческий капитал. Ключевые положения современного законодательства в области образования и национальные цели развития России, обозначенные в майских указах Президента РФ, также во многом сформулированы в контексте идей человеческого капитала.

Поэтому, концептуальные основания реализации программы развития школы разработаны в виде манифеста развития, включающего базовые ценностные установки для всех участников образовательного процесса (преподавателей, обучающихся, родителей (законных представителей), администрации школы) на основе модели передаваемой точки зрения Н.Тиши[2].

  • Администрация и педагогический коллектив учреждения:
ИдеиЦенностиКонтекст решений
— эффективность каждого – залог общего успехамотивациялюбовь к делусамообразованиеВозрастающие требования заказчиков к качеству предоставляемых услуг на фоне оптимизационных тенденций; Необходимость обеспечения соответствующего уровня оплаты труда преподавателей, обуславливающая модель преобладания интенсивной кадровой политики над экстенсивной;Приоритет не только на образовательный процесс, но и на развитие школы, как творческого пространства возможностей.
— реновация традиций, приоритет новацийопыт и креативностьОбразование в  глобальной  междисциплинарной среде, где индивидуальный, профессиональный и социально-ценностный компоненты тесно взаимосвязаны и равноценны.
— личная ответственность и эффективное взаимодействие, как основание к действиямсамоконтрольвнимание к «своему делу»положительная коммуникациявовлеченностьвзаимопомощь и отзывчивостьРеализация комплекса образовательных решений по различным направлениям творческой деятельности, на основе профессионального потенциала педагогического коллектива МАУДО ДХШ ГОЩ, как целостного пространства вариативных художественных практик.
— то, что может быть лучше, должно стать лучшеинициативностьпоиск возможностейПовышение конкуренции в государственном секторе дополнительного образования, в том числе обусловленное введением персонифицированного и проектного финансирования;Необходимость формирования учрежденческого бренда, отвечающего наиболее высоким стандартам качества и уникальности в области художественного образования, как залога эффективного функционирования, юридической и экономической самостоятельности МАУДО ДХШ ГОЩ.
  • Обучающиеся школы и участники творческого сообщества:
ИдеиЦенностиКонтекст решений
— здесь и сейчасвовлеченностьлюбовь к творчествукоммуникабельностьОбразование как непосредственная самоценная составляющая жизни ребенка, среда его социализации.
—  успех не приходит сам по себеупорство и ответственностьтрудолюбиецелеустремленностьДостижение образовательных результатов, насколько увлекательно не был бы построен образовательный процесс, требует от ребенка интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат.
— проектируя будущееосознанностьоткрытостьуверенностьОбразование как фактор самоопределения и личностного становления.
  • Родители (законные представители) обучающихся:
ИдеиЦенностиКонтекст решений
— поощрение и наставничествовнимательность к интересам ребенкаобоснованность решенийсодействиепомощь и эмпатияЛичностно-ориентированная образовательная среда, в которой успешность во многом определяется индивидуальными мотивационными установками ребенка.
— вовлеченность в образовательный процесс и взаимодействие со школой, как залог успешного обучения ребенкаположительная коммуникациянацеленность на совместное решение образовательных задачвнимание к образовательной деятельности ребенкаОбеспечение эффективного решения образовательных задач в процессе обучения, обусловленное единством взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.
— взаимоуважение и довериеоткрытость к диалогупринятие ситуациивзаимная ответственностьОбразовательное пространство школы, в котором выстраивается индивидуальная образовательная траектория обучающегося.

Инструменты планирования и оценки результативности программы развития.

Общая структура программы развития представлена программно-целевой моделью учреждения, рассмотренной выше. Кроме этого, на основе анализа дефицитов проведенного по результатам работы школы (опрос родителей, анализ жалоб, собеседования с сотрудниками, анализ показателей эффективности работы и современной нормативно-правовой документации) определены основные направления развития и проводимые в данном контексте мероприятия.

Область деятельностиДефицитыПерспективы развития
Качество образования  
Привлекательность образовательных решений школы, их вариативность  
Информационная открытость и эффективность коммуникации с субъектами образовательных отношений  
Механизмы государственно-общественного и ученического управления  
Материально-техническая обеспеченность  
Организация управления деятельностью  

Таблица анализа дефицитов и определения перспектив развития школы

Основные направления развития МАУДО ДХШ ГОЩ.

  • Создание условий для доступности образовательных решений МАУДО ДХШ ГОЩ и повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
  • Усиление воспитательного потенциала реализуемых школой программ и проектов через включение обучающихся в коллективные и общественно полезные практики.
  • Укрепление ресурсно-методической базы учреждения и создание условий для распространения научно-методического опыта школы в профессиональном сообществе.
  • Обновление содержания и форматов реализуемых в школе программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения.
  • Создание условий для профессионального развития и самореализации преподавателей школы и административно-управленческого состава.
  • Разработка программ обладающих качественными характеристиками открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала и обеспечивающих возможности интеграции с образовательными программами общего и профессионального образования
  • Развитие на базе школы современной образовательной инфраструктуры.
  • Создание условий для эффективного управления деятельностью МАУДО ДХШ ГОЩ.

Для каждого из указанных направлений в программе развития определено содержание деятельности и планируемы результаты.

Содержание деятельностиПланируемые результаты
  

Таблица содержания и результатов деятельности по направлениям реализации программы развития

         Общий план реализации программы развития представлен в виде дорожной карты, в которой по каждому из направлений развития учреждения прописаны сроки проведения конкретных мероприятий и предполагаемый результат деятельности.

Промежуточные итоги реализации программы развития формируются ежегодно, в виде аналитического отчета о деятельности учреждения в текущем учебном году. Ежегодный отчет формируется на основе мониторинговых исследований проводимых в учреждении в течение учебного года (предполагается разработка соответствующего инструментария на подготовительном этапе реализации программы).

Оценка рисков и возможные корректировки реализации программы развития предполагается осуществлять с помощью ежегодного проведения SWOT и PEST анализа деятельности учреждения по итогам работы в текущем учебном году.

Стоит отметить, что реализация программы развития школы предполагает разработку дополнительных инструментов и систем индикаторов для оценки эффективности ее выполнения. Современная социально-экономическая действительность крайне не однозначна, что подтверждается сегодня многими исследованиями. Во-первых, в рамках периода реализации в пять лет невозможно спрогнозировать однозначные положения развития учреждения и дать гарантии их дальнейшей неизменности. Во-вторых, к слабым сторонам методик SWOT и PEST анализа относят их обусловленность предположениями. Таким образом, возникает необходимость поиска основанных на данных инструментов оценки деятельности программы.

В завершении хотелось бы отметить, что программа развития является основополагающим документом, определяющим стратегические и операционные задачи деятельности образовательного учреждения. Именно в программе развития заложены основные установки и концепты к построению образовательного пространства школы, предложены инструменты оценки эффективности осуществляемой учреждением работы.

Используемая литература и источники:

  1. Богач, А. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций / А. Богач, Г. Новикова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 224 с.;
  2. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.;
  3. https://markus.spb.ru/avtoritet/ptz.shtml — Передаваемая точка зрения. Электронный ресурс (дата обращения 14.04.2022 г.);
  4. https://hud-schel.edumsko.ru/activity/program_development — Официальный сайт МАУДО ДХШ ГОЩ (раздел «Программа развития», дата обращения 14.04.2022 г.);
  5. https://monocler.ru/chto-takoe-vuca-mir-i-kak-v-nem-zhit/ — Что такое VUCA-мир и как в нем жить? Электронный ресурс (дата обращения 14.04.2022 г.);
  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 № 678-Р.

[1] Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р

[2] Ноэль Тиши — профессор организационного поведения и управления персоналом в школе бизнеса при Мичиганском университете в Энн Арборе. Он один из соавторов, вместе с Эли Коэн, книги «The Leadership Engine» (HarperBusiness, 1997), консультант компании Ford по проведению учебной инициативы. Журнал «Искусство управления» 2001 г. https://markus.spb.ru/avtoritet/ptz.shtml

/Подрезов А.В.,
заместитель директора по УВР
МАУДО ДХШ ГОЩ 
podrezov@scofart.ru/
03/04/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.