06/03 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  МАРШРУТА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В  СИСТЕМЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Аннотация. В статье рассматриваться вопрос одаренности ребенка  и его значение в образовательной системе,   создания   индивидуального  образовательного маршрута как метода обучения в системе дополнительного образования детей.

Ключевые слова: Одаренные дети; индивидуальный образовательный  маршрут; система дополнительного  образования.

Annotation. The article considers the issue of a child’s giftedness and its importance in the educational system, the creation of an individual educational route as a teaching method in the system of additional education for children.

Key words: Gifted children; individual educational route; additional education system.

Одаренность ребенка  на сегодняшний день — это уникальное явление в социальном мире. Развитие и выявление одаренности детей   является одной из важных задач в системе образования. Одаренные дети, как доказано ученными, развиты всесторонне, имеют большой потенциал и их психологические особенности выше чем у сверстников. Задачей государства является сохранение, развитие и   создание условий для одаренных детей. Правильный подход к интеграции и воспитанию культурно — нравственной личности таких детей  в обществе позволит получать новые потенциалы будущего прогресса и развития страны.

  Одаренные дети – дети, уровень способностей которых значительно выше способностей других детей своего возраста. Известно, что одаренные дети проявляют свои способности уже в раннем возрасте, испытывая непреодолимую тягу либо ко всем сферам интеллектуальной деятельности: математике, физике, биологии и т.п. (общая одаренность), либо к одной из них (специальная одаренность). Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [7].

Одаренность художественного развития ребенка  проявляется  по-разному. Выявления одаренности могут проявится как в дошкольном, так и в школьном возрастах. Своевременное раскрытие и определение художественной одаренности ребенка, разработкаиндивидуального образовательного маршрута и его сопровождение педагогом,является в современных рамках образования актуальным решением этого вопроса.

Одной из задач решения вопроса одаренности воспитанника является разработка определенного алгоритма действий обучения и создания   индивидуальных образовательных маршрутов под каждого обучающегося или комплексного модуля включающего в себя индивидуальные маршруты схожие по определенному направлению одаренности и цели обучения.

Вопросы и проблемы создания индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых нашли свое отражения в психолого-педагогических исследованиях и научных работах  Р.С. Вайсмана, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, а также в русле проблемно-рефлексивного подхода и деятельностного подхода А.А. Кирсанова, Е.А. Климова, А.В. Хуторского, И.С. Кона и других. Индивидуальные образовательные маршруты школьников связываются с осуществлением личностнозначимой деятельности в работах Л.Я. Дорфмана, И.Я. Лернера и С.В. Воробьевой, Н.Н. Лебедева. Использование новых модульных индивидуальных образовательных маршрутов в рамках учебной образовательной программы начиная от школьного образования и заканчивая профильным образованием, позволит не только определить одаренность ребенка, но и правильно его мотивировать на дальнейшую жизнь. Существует много программ и методик по индивидуальному образовательному маршруту. В большей степени все они несут рекомендательный характер. Система  дополнительного образования детей  дает возможность создать индивидуальный образовательный маршрут одаренных детей в рамках как частного так и коллективного образования.

На сегодняшний день актуальным является создание специальной программы по воспитанию «одаренного ребёнка».

На современного педагога дополнительного образования ложится большая задача по выявлению таланта, способностей детей, а также их одаренности. 

 Индивидуальный образовательный маршрут – это намеченный путь движения, который направлен на всестороннее развитие обучающегося, затрагивающее стороны воспитания (ответственности, трудолюбия и т.д.), развития основных способностей и обучение воспитанника.

В образовательной системе термин «индивидуальный образовательный маршрут» рассматривают как образовательная программу, как учебный план,  как путь восхождения к высшему и дальнейшему профильному образованию.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в художественно-творческой деятельности и как разработанная программа образовательной деятельности, соответствующая его индивидуальному стилю обучения, направленная на дальнейшую мотивацию к дальнейшему образованию.

Важный фактор, влияющий на одарённость ребенка это окружающая среда, в которой ребенок находится и сопроводительная работа педагога.

Виды одаренности формулируются по принципу деятельности человека:

• в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

• в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

• в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную  одаренность;

• в коммуникативной деятельности — лидерскую (социальную) одаренность;

• в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Понятие «одарённость ребенка» в художественном плане очень широкое понятие. Зачастую, педагогу художественной направленности не всегда четко и правильно удается определить в ребенке эту одарённость. «Одарённость» может быть обманчива. Педагог дополнительного образования видя в ученике большие способности, трудолюбие, усидчивость и четкую исполнительность может посчитать это за одаренность, но все это просто-напросто может оказаться хорошо привитыми навыками, и ребенок является просто прилежным и исполнительным учеником. В таком случае одарённость может быть не раскрыта педагогом в ученике. [1]

Важной составляющей «Одаренного ребенка» должно являться его сопровождение. В современных высокоразвитых странах мира существует целый ряд наставнических программ. На сегодняшний день это является одним из наиболее эффективных методов по связи и обучению одаренных учащихся с педагогом. Педагог становится в этом случае наставником, а обучающийся подопечным.  Общение и взаимоотношение с педагогом-наставником даст возможность одаренному ребенку не только получить советы, связанные с обучением, но и мотивировать его на будущую карьеру, дальнейшее профильное образование и т.д. Педагог-наставник является примером и эталоном поведения для ученика.

Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника-творца. Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования наиболее целесообразным является индивидуальный образовательный маршрут, который будет способствовать и развитию, и сопровождению обучающегося.

Основываясь на вышеизложенном, мы выявили основные критерии художественной одаренности:

1. Быстрое усвоение материала. Ребенок сразу схватывает на лету объяснение, показанный прием.

2. Нестандартный творческий подход к решению задания. При этом результат задания положительный.

3. Внеурочная самостоятельная работа. Это процесс самосознание ребёнка, направленный на самостоятельную работу и закрепление материала помимо занятий.

4. Постоянное самосовершенствование независимо от педагога. Чтение, поиск информации по нужной теме и т.д. Расширение кругозора.

5. Дальнейшая личная мотивация к обучению по художественной направленности.

Для выявления одаренности ребят можно использовать комплексные методики оценки общей одарённости и «Карта одарённости» разработанные А.И. Савенковым,  Д. Хаана и М. Каффа.  Также важны  методики  для экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева), определения уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н. анкета для родителей).

Основываясь на выше изложенном нами была разработана система «Триада» позволяющая не только выявить способности ребенка, но также направить его по индивидуальному образовательному маршруту как в частном случае, так и комплексном образовательном модуле, включающего в себя несколько индивидуальных маршрутов схожих по определенному направлению одаренности.

Данная система работает по принципу  взаимного обмена информацией между педагогом и учениками как индивидуально, так и в группе с одной стороны. Взаимный обмен информации ученика с учеником с другой стороны. Взаимодействие и привлечение стройннего педагога-консультанта (классного руководителя школы или методиста, педагога системы дополнительного образования), а также привлечение родителей к учебному процессу. [1]

Использование системы и разработка индивидуальных маршрутов  на базе МБУДО «Детско-юношеского центра» города Каширы показала, что система «Триады»  действует эффективно в том случаи, когда создается  модульная группа  состоящая из 2-5 обучающихся. Одаренные дети должны быть подобраны по одному виду одаренности и примерно по одному возрастному  критерию. Важным критерием   является и выбор педагога-консультанта. Его сфера деятельности должна быть приближена к одаренности ребенка или находиться в  области изучаемого образовательного процесса. При работе с одаренными детьми учитывался еще один очень важный момент, это специфика и направленность учебного заведения в рамках которого проходил учебный процесс.

В современном образовании создание и разработка  такого рода разных модульных индивидуальных маршрутов по сопровождению одарённого ребенка в системе дополнительного образования  позволяет  сформировать комфортную среду обучения, развить в  ребенке интерес к обучению и дает возможность мотивации на дальнейшее  высшее обучение.

Список использованных источников

   1. Загоскин А.В. итоговая аттестационная работа «Индивидуальный образовательный маршрут, как средство сопровождения одаренных детей» ГБОУ ВО МО «АСОУ» /Москва 2019г.

2.   Кашапов М.М. Специфика творческого мышления педагога в работе с одаренными обучаемыми // Материалы VI Международной конференции /Под ред. Л.И. Ларионовой. — Иркутск, 2009. — С. 92-101. – С. 96.

3. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2002. № 2 (3). 

4. Штанько Ирина Вениаминовна диссертация «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СРЕДСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»/ Москва — 2012

5. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося: материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. к.п.н., доцента кафедры управления образованием Ярославского пе-дагогического университета им. К.Д. Ушинского Е.Н. Лекомцевой. Авторы материалов Т. Глутник Е.Н. Лекомцева Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования детей. стр.12, УДК 374.006.27 ББК 74.200.5

6. Мелик-Пашаев А., Новлянская З.Н. (ред.), Адаскина А.А., Никитина А.Б., Чубук Н.Ф.// Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. Москва 2010.

7.Одаренные дети // Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс, 1991. – 246 с.

8. Ридецкая О.Г. Психология одаренности. — М., 2010. – С. 256.

9. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.1996.

/Загоскин А.В.
педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ»,
Россия, г. Кашира М.о., E-mail: zbwor@mail.ru /
06/03/22-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.