01/01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ УСПЕШНОЙ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

«Музыка — лукавая работа,

чтобы людям сердце взволновать, мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать! Надо понимать язык снежинок, записать, о чем поет капель. Или вдруг на крыльях журавлиных полететь за тридевять земель.

Надо превращаться в медвежонка, на сосну карабкаться, ворча, или трепетать травинкой̆ тонкой̆ у лесного чистого ручья.

Тот, кто это знает и умеет, тот приносит счастье в каждый дом.      

Постарайся сделаться скорее, добрым музыкантом — колдуном!»

(Н. Грудинина)

Высший критерий профессионализма педагога – умение учить и развивать ученика в полном соответствии с его склонностями, возможностями и способностями.

Обучение ребенка музыке – это не просто «воспитание любви к прекрасному», «отвлечение от тлетворного влияния улицы», «заполнение досуга» и тому подобные высказывания, имеющие место быть. Это, прежде всего, формирование эстетических и духовных потребностей ребенка, устойчивых нравственных принципов, навыков выносливости, целеустремленности, внутренней дисциплинированности, а так же формирование структурного мышления, склонного к анализу, систематизации и порядку. Приведу в пример лишь несколько убедительных аргументов в пользу обучения ребенка музыке, чтобы воспитать из него целеустремленную, продвинутую личность с широким кругозором, способную к креативу и анализу, коммуникативным навыкам, командному методу работы, ведь именно эти качества предъявляются работодателями всего мира к работникам.

Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка; потом младший — словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Вначале было Слово, но еще раньше был Звук. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Выдающиеся писатели  Тургенев  и  Стендаль, Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан – все были страстными меломанами, играющими на рояле, каждый из них знал к тому же не один иностранный язык. 

Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.

Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

И как же не остановиться на одном из важных факторов — музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.

Игра на музыкальном инструменте выполняет еще одну важную функцию: развивает и укрепляет координацию слуха и моторики рук. Все это способствует развитию грамотности и выработке красивого почерка.

Поговорим о взаимодействии двух составляющих: музыка и живопись. Исследования в области когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человеческого сознания, обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. «В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования; 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки.

А если коснуться ещё одного взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство, то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

    «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

(В.А. Сухомлинский)

         Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.

Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя в способностях, в тяготении к тому или иному делу в жизни.       

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.   

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует ребенка в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Мария Монтессори, известный итальянский педагога и психолог, под влиянием идей и трудов таких известных врачей как Итак и Сеген, открывает уникальный механизм, особенный тип мышления, присущий детям до рождения до 6 лет.

Впитывающий разум (в терминологии педагогики Монтессори) — это способность детей легко и без усилий впитывать своё непосредственное окружение: культуру, язык, привычки, обычаи, жизненные установки. Этот феномен, открытый в ходе многочисленных наблюдений, Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущим ребёнку.

Взрослые приобретают знания посредством сознательного обучения, в то время как ребёнок неосознанно впитывает знания вместе с впечатлениями из окружающей среды. Такой тип восприятия характерен для ребёнка до шести лет. Восприятие ребёнка отличается тем, что впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека.

Никогда больше в жизни человека у него нет такого дара природы, как в возрасте до 6 лет. Просто живя, находясь среди людей, наслаждаясь своей жизнью, ребёнок усваивает огромные пласты информации, формирует навыки и создаёт себя.

Ребёнок входит в жизнь без готовой программы, определяющей, кем и каким он станет. Каждый младенец имеет потенциал создавать, развиваться и становиться человеком своего времени и места. Ему предстоит не только сотворить себя, но и стать членом общества, в котором он будет расти, приспособиться к культуре, освоить нормы и обычаи.

Задача взрослых в этот период — создать специально подготовленную среду, во взаимодействии с которой ребёнок сможет эффективно развиваться и обучаться, используя возможности впитывающего разума, которым он обладает.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально — эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

 Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов ДОУ и семьи.

Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.

  Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для детей дошкольного возраста. В таких играх с другими детьми и взрослыми на музыкальных занятиях ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:

— улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;

— развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;

— формируются навыки вербального и/или невербального общения; —          ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;

 — развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

    Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека».

(В. А. Сухомлинский)

  Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы. Ученые из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию. Обучение речи — процесс долгий и трудный.

 Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация. В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми.

      В заключение хочется сказать, что большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

/Молчанова Олеся Васильевна
преподаватель МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ/
01/01/22-НПС

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *