01/12 ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ СИЛА ОБВИНСКОЙ РОСПИСИ

Аннотация.

В данной статье изложен краткий исторический экскурс о возникновении обвинской росписи,  читатель  знакомится с ее характерными особенностями, основными сюжетами и приемами работы,  даются методические рекомендации ее выполнения.

Ключевые слова: обвинская роспись, обвинская роза, роспись по дереву, росписи Прикамья, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство.

С самых древних времен у человечества была тяга к прекрасному, украшению окружающего быта.

Народные промыслы – это традиции оригинального украшения предметов повседневного пользования и быта высокохудожественными способами. Каждая народность или регион проживания нашей необъятной страны отличается своей, присущей только данной местности, традицией художественного искусства. Росписи несут собой жизнеутверждающую силу: жить, творить, любить.

Самой значительной росписью Прикамья была Обвинская роспись. По сравнению с другими росписями она до недавнего времени была менее известна, хотя и имела свои давние традиции. Отсюда возникает необходимость в знакомстве с этой росписью не только учащихся учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, но и преподавателей, чтобы приобщить их национальной культуре.

Мне бы хотелось рассказать об одной из самых ярких прикамских самобытных росписей — обвинской, существующей со средины XIX века.


Обвинская роспись малоизвестна, но достойна внимания. Ей украшали деревянную утварь: прялки, игрушки, посуду.

Лагун. Начало XX в. Обвинская роспись

Возникла она в долине реки Обвы, протекающей к северу от Перми. Раньше расписывали натуральной олифой с добавлением пигментов, вместо кисти использовали глухариное перо.

Сейчас расписывают темперой, акрилом, гуашью и беличьими, колонковыми или синтетическими кистями. Ее уникальность в графичности мотивов и локальности окраски, а также контрастности. Мазки кисти скупы и точны.

Крестьянские мастера добивались в своих вещах сильного цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Использовались контрастные сочетания цветов: на холодном темном фоне писались теплые светлые узоры и, наоборот, на теплом светлом — холодными темными оттенками, что создает особую декоративность обвинской росписи.


В ранних памятниках Обвинской росписи прослеживаются многогранные связи с искусством русского севера. О близости к северной традиции, прежде всего говорит живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавай мягкие переходы от цвета к цвету. Пробелы, накладываемые  поверх подмалёвок, придавали им форму листьев, цветов или ягод, мотивы приобретали некоторую объемность ( Барадулин В.А., 1987).

Самый главный элемент обвинской росписи — обвинская роза, многолепестковый цветок, напоминающим звезду с туго закрученными спиралями в средине бутона.

Размещение звезды вверху, её отличие от растительных форм может быть объяснено только тем, она являлась эмблемой, своего рода фирменным знаком мастера. (Барадулин В.А., 1982). Розу отделяли от другого рисунка рядами точек, черточек, кружков, чтобы заострить на ней внимание.

Композиция росписи строилась по оси симметрии: в центре крупный элемент, а все пространство вокруг заполнялось длинными кудрявыми веточками или колосками. 

Существует ряд особенностей при использовании техники обвинской росписи – использование приемов импровизации, повтора и вариации: рисунок сразу наносится на дерево кистью и красками без предварительного карандашного наброска или эскиза; композиция рисунка всегда повторяет форму изделия, подчеркивая ее; используется прием организации движения рисунка, что придает композиции пластичность; использование
метафорических образов в рисунках.

В обвинской росписи краски смешиваются непосредственно на рисунке. К еще непросохшим на поверхности росписям добавляются фоновые тона, оттенки, что создает мягкие пастельные переходы цветов. Пробелы или доработка росписи белилами придают объемность цветам и листьям, усиливают глубину и насыщенность.

Применялось понятие «разживки» – смягчение цвета, например, оранжевого – желтым, темно-зеленого – цветом молодых листьев. Основная задача разживки – гармонизировать сочетание контрастных цветов, моделировать, подправлять слишком резкие переходы. Для этого на кисть брали, например, оранжевую или красную краску, а на кончик наносили моделирующую – желтую, белую, голубую. (Барадулин В.А., 1986; Мизгулина М.Т. , 1991)

Основные мазки называются «капелька». Чтобы получить ее в технике обвинской росписи, надо держать кисть перпендикулярно листу бумаги, руку вести сверху вниз, сначала едва касаясь листа, но в конце мягко нажать на кисть.

Меняя нажим и направление кисти, например, для выполнения спиралей, делать новые мазки. Капельки, штрихи, точки и спиральки – это «оживки», ими оживляют листьев, стеблей и выделяют рисунок центрального цветка.

В завершение тренируемся рисовать восьмилепестковый цветок. Четыре лепестка надо рисовать одним цветом, а четыре – другим. Кисть держим строго перпендикулярно поверхности росписи. После того как на бумаге получится четко и точно выполнить детали, можно начать разрисовывать маленькие образцы дощечек. Найдите центр дощечки и начинайте рисовать обвинскую розу, ну а дальше –импровизация, стилизация и повторы.

К счастью, интерес к обвинской росписи возрождается, Теперь изделия с обвинской росписью коллекционируют не только музеи Прикамья, но и центральные музеи России.

Все больше людей тянутся к прекрасному и исконно русскому, народному и, возможно, скоро она займет свое законное место среди других известных художественных промыслов таких как: хохлома, городецкая, гжель, дымковская.

/Обадина Людмила Витальевна
преподаватель, МАУДО ДХШ ГОЩ 
artmilady@yandex.ru/
01/12/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.