03/11 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности и проблемы преподавания современных художественных направлений, таких как «Граффити» и «Японская анимация», а также обусловлена необходимость разработки данного вопроса в современном научно-педагогическом поле.

Ключевые слова: граффити, японская анимация, художественное образование, дополнительное образования детей, художественная школа.

Социокультурное и творческое пространство современного ребенка крайне многогранно. В настоящее время существует огромное количество различных творческих, социальных и культурных практик, которые не всегда попадают в поле деятельности организаций дополнительного образования. А именно социализация, т.е. включение ребенка в социокультурное пространство – одна из важнейших функций всей системы дополнительного образования детей. С этой точки зрения совершенно очевидной является необходимость педагогического изучения вышеуказанных феноменов и разработка соответствующих образовательных программ, которые позволили бы привлечь детей в педагогический процесс, ориентированный на их актуальные потребности и запросы.

         Данная установка прослеживается и в Законе «Об образовании в РФ», который определяет основную задачу дополнительного образования как: «Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[1].

         В процессе работы в детской художественной школе автором были сделаны наблюдения, связанные с большим интересом детей к таким направлениям как граффити и японская анимация. При этом, как в поле Федеральных государственных требований, регламентирующих реализацию предпрофессиональных программ, так и среди имеющихся дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ данные направления практически не представлены. Неоднозначным является и мнение некоторых исследователей и практиков [1,2,4,5] о необходимости и целесообразности их изучения.

         Однако, более детальное изучение научных источников, интернет-ресурсов, мнений специалистов по рассматриваемому вопросу, позволило нам сделать следующие выводы, подтверждающие актуальность и необходимость разработки проблем преподавания таких направлений как граффити и японская анимация в системе дополнительного образования:

  • Граффити и японская анимация являются неотъемлемой частью современной культуры, пользующиеся не только огромной популярностью, но и признанные в профессиональном художественном сообществе;
  • Игнорирование интересов детей к рассматриваемым направлениям может отрицательно сказаться на их мотивации и будет способствовать попыткам, со стороны ребенка, удовлетворить свой интерес вне рамок образовательного пространства и не в семье, а в сторонних сообществах, характер влияния которых на детей будет сложно предсказуемым;
  • Часть проблем, связанных с увлечением детей граффити и японской анимацией, вызваны именно невозможностью ребенка проявить себя в указанных направлениях деятельности в системе образования, а также незнанием родителей некоторых аспектов данных творческих практик (несоблюдение возрастных цензов, стереотипные представления, провоцирующие нонконформистские проявления со стороны детей и др.).

Таким образом, нами сделаны выводы о необходимости изучения подобных творческих практик. Польза данной работы очевидна. Преподавание таких дисциплин как граффити и японская анимация в системе дополнительного образования детей будет способствовать:

  • Удовлетворению имеющегося детского запроса на их изучение, а также повышению привлекательности системы дополнительного образования детей;
  • Развитию просветительской деятельности среди родителей, что также позволит им приобщиться к интересам ребенка, лучше понять его;
  • Формированию безопасной творческой среды, в которой дети смогут изучать интересующие их направления;
  • Всестороннему творческому и интеллектуальному развитию детей их профессиональной ориентации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Кожанов А. П., Приказчикова Н. П. Граффити: «Искусство или вандализм?» // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2020. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-iskusstvo-ili-vandalizm-1 (дата обращения: 09.10.2021).
  2. Милюкова А.В. Влияние японской аниме — культуры на современную молодежь России // Инновационная наука. 2017. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-yaponskoy-anime-kultury-na-sovremennuyu-molodezh-rossii (дата обращения: 09.10.2021
  3. Скорик Анастасия Владимировна Граффити как субкультура вызова и протеста // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-subkultura-vyzova-i-protesta (дата обращения: 09.10.2021).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75).

/Рыбачок Анна Владимировна 
преподаватель МАУДО ДХШ ГОЩ, 
ania.rybachok@yandex.ru/
03/11/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.