03/08 Развитие лидерских компетенций современных тинэйджеров средствами программы «Школа педагогической анимации»

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования лидерских качеств у современных школьников подростков, и пути их решения на примере реализации комплексной программы «Школа педагогической анимации»

Ключевые слова: лидер, компетенции, досуговая деятельнность, самореализация, социальное проектирование.

Abstract: the article deals with the problems of formation of leadership qualities in modern schoolchildren of adolescents, and ways to solve them on the example of the implementation of the complex program «school of pedagogical animation»

Keywords: leader, competence, leisure activities, self-realization, social design.

Успешность будущего поколения в быстро меняющимся современном мире зависит не только от полученного образования, но и умения жить в этом мире,  реализовать свои мечты и идеи, взаимодействовать друг с другом, сохранять культуру и создавать новое.

«Молодежь – это опора сегодняшнего дня и будущего России», как сказал   В.В. Путин на   Большой пресс-конференции президента 20 декабря 2018 г.

Рассмотрим основные направления государственной молодежной политики и выделим основные задачи, сформулированные в документе «Основы государственной молодёжной политики до 2025:  

  • Привлечение перспективной молодежи к реализации российских и международных социально-экономических проектов;
  • поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений  в работе международных форумов, конференций и фестивалей;
  • содействие в реализации программ  молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями за рубежом;
  • поддержка молодёжной волонтёрской деятельности;    
  • реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта;
  • «Вовлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество»;
  • «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»;
  •  формирование   профессиональных молодёжных сообществ  специалистов медиа-отрасли;
  • Развитие  форм  диалога официальных институтов и молодёжного сообщества через «студенческие клубы», «кампузы», школьные общественные организации,  различные органы самоуправления учащихся;
  • Подготовка профессиональных кадров для работы с молодежью.

Вот лишь некоторые задачи молодежной политики, которые ставит государство с целью повышения   эффективности работы с современной молодежью и ориентиры для воспитания и развития подрастающего поколения.

Данные задачи направлены на формирование новой модели современного молодого человека, обладающего самостоятельным критическим мышлением, умеющим взять на себя ответственность, социально активным и владеющим лидерскими качествами.

Разработка и создание условий для воспитания такого молодого человека, становится сегодня одной из важнейших педагогических задач.  Работу по формированию у подрастающего поколения вышеупомянутых качеств необходимо начинать со школьного возраста, а наиболее сензитивный периодом является подростковый.

 В статье будут рассмотрены проблемы формирования лидерских качеств у современных школьников подростков, на примере реализации комплексной программы «Школа педагогической анимации»  – победителя Всероссийского конкурса педагогических идей им. Вульфова.   Программа была апробирована и реализована в одном из ведущих учреждений дополнительного образования Московской области.

Особенностью данной программы является то, что она  направлена на расширение круга компетенций и создание оптимальных условий для самовыражения подростков и привлечения к  реализации их наиболее креативных идей в области социально-досуговой деятельности.   

 Цель программы: развитие у подростков коммуникативных,  лидерских и организаторских качеств, креативности, способности к саморазвитию и  содействие их профессиональной ориентации, через овладение компетенциями   организатора культурного досуга детей и юношества

Задачи программы включают в себя:

•  Создание условий для самореализации и реализации креативных идей,  предоставление возможностей  пробы  себя в различных формах культурно-досуговой деятельности;

•  Освоение необходимых знаний и базовых понятий и представлений о работе организатора школьного досуга;

•  Обучение  технологиям культурно-досуговой  деятельности, умению их применить в образовательном учреждении;

•  Развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

•  Формирование готовности подростков к проектированию своего профессионального пути.

Одной из черт, характеризующих подростковый возраст, является стремление его к самореализации и самовыражению.    Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются основные качества личности и ценности.  Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития позитивно-ориентированных лидерских качеств ребенка.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которым подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера.

Организатор школьного досуга должен быть лидером, обладать высоким уровнем   коммуникативной культуры,  и умением организовать мероприятия с различной возрастной категорией, поэтому в программе  существует отдельный модуль «Техники освоения   лидерских и организаторских качеств».    

В арсенале программы  комплекс различных интерактивных техник:   тренингов,  мастер-классов, панельных дискуссий, веб- квестов,  «workshop»,  мозговых штурмов,  игровых практикумов, проектных методик,  творческих и практических работ. Данные интерактивные формы способствуют развитию  у учащихся стремлений к самопознанию, ответственности за   продукт своей деятельности, активного творческого участия в создании общего  результата, а также использования полученных умений в социокультурной  школьной  практике.

Разработанный комплекс тренингов личностного роста  направлен на  выявление и раскрытие у учащихся личностного потенциала.  Практикум  «Самопрезентация», позволил ребятам критически посмотреть на себя со стороны и выявить свои лучшие и отрицательные  качества, познакомить со своими  ценностями и ценностями своей семьи, соотнести  их с общечеловеческими ценностями.

В совместных коллективных творческих делах формировалась команда, осваивались принципы командообразования, проживались  стадии развития команды, развивались   навыки лидера на различных стадиях.

Вовлечение подростков в специально-организованную деятельность, направлено на приобретение лидерского опыта, и при использовании  технологий социального проектирования, каждому подростку предоставлялась возможность реализации различных позиций: быть организатором и исполнителем.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную, разнообразную по содержанию деятельность можно создать не только ситуации, направленные на сплочение команды, но и благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития команды   характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену команды возможность пребывания в роли лидера, приобретения навыков организации других людей и самоорганизации. На деловых играх и тренингах  диагностировались, изучались и формировались различные  стили поведения  и жизненные стратегии лидера. Практической составляющей программы являлось создание и реализация творческих, просветительских,   социальных и культурно-досуговых проектов.

Проект «Мой кумир» был направлен на исследование качеств личности, которые позволили достичь вершин  избранному  кумиру. Школьники сами выбирали форму, в которой отражали собранный материал: эссе, видео ролик, презентация, доклад, реферат  и.т.д. Ценно то, что подростки отбирали   те качества личности, которые несли созидательное начало и носили социально значимый характер.

Проект «Я-ведущий» предполагал самостоятельный выбор области, которую будет представлять подросток, выделению проблемы и разработки программы презентации на 7 минут.    Целью  данного проекта была показать  убедительность,  доказательность аргументов актуальности проекта и умение вызвать интерес.    Проекты были разнообразными:   защита «Патента на производство чипа в моторе автомобиля», «Открытие  реперского кафе», «Вечеринка для молодежи в японском стиле «Аниме», «Открытие байкерского сезона».

Подготовка проекта потребовала от ребят активизации таких качеств как целеустремленность, эрудированность, настойчивость,    креативность и умение убеждать.

С целью знакомства  с приоритетами  и интересами молодежи в разный исторический период, ребята разрабатывали просветительский проект «Молодежные субкультуры».  Презентация состояла из исторического материала,   воссоздания визуального образа, через костюм,  макияж, прическу, подбора музыкального сопровождения, выделения «жизненного кредо». Важным аспектом являлись жизненные ценности и качества личности молодежи того периода, который представляла группа.  Благодаря этому проекту удалось выделить и сравнить  качественные характеристики подростков и молодежи  в разный период времени, выявить их идеалы, жизненные ценности и качества,  а также проследить развитие молодежного досуга в течение  последних 70  лет.  

С данным просветительским проектом команда  «Школы педагогической анимации»  выступила перед старшеклассниками  школ Московской области на областном телевидении. Ребятам поступило предложение расширить и углубить  материал и сделать серию передач по проблеме «Молодежный досуг». Данный проект заинтересовал и молодежные неформальные структуры, которые подключились к разработке своих роликов. Таким образом, команда «Школы аниматоров» возглавила целое движение и стала ее лидером.

Особый интерес вызывают у ребят социально-значимые проекты, на преобразование  действительности. Один из проектов, который назывался «Детский летний театр», заключался в разработке эскиза, выполнения макета и поиске места, где бы расположился театр.   Обучающиеся делали фотографии разных заброшенных объектов в городе и предлагали эскизы по благоустройству, был устроен конкурс проектов, «победивший»  предложен на рассмотрение в администрацию города и принят к реализации.

Желания преобразовать действительность – мало, в данном проекте потребовались такие качества личности как смелость, решительность, уверенность в себе, инициативность. Они проявились в продвижении этого проекта перед депутатами городского совета, умении  его убедительно представить.

Следующий социально-значимый проект «Забота» дал возможность ребятам поучаствовать в областном мероприятии для детей с ограниченными возможностями. В данном проекте потребовались умения терпимо и доброжелательно взаимодействовать с «особыми детьми» и их родителями. Важным кредом являлось – «Не навреди!».

Работа в этом проекте требовала серьезной психологической подготовки. С ребятами работал профессиональный психолог, который ознакомил не только с различными нарушениями «особых» детей, но отработал некоторые техники общения и взаимодействия, обсудил возможность «рисков». Команда «Школы аниматоров» подготовила разнообразные  игры и мастер классы адаптированные для детей данной категории.  

В основу была взята идея  русской народной обереговой культуры. Разработано «сквозное действие» путешествия в  чудесную страну Лукоморье, где жили счастливые люди. А встретили у ворот этой страны три богатыря – Словомудр, Песенник и Искуссник, каждый из которых провел «особых» детей вместе с их родителями по былинным тропам, на праздничную ярморочную площадь и в деревню «Умельцев». На протяжении всего путешествия команда «Школы аниматоров» организовывала и вливалась в совместное действо, поддерживала «особых» детей во всех творческих делах, а в заключение три богатыря одарили всех детей подарками, сделанными специально каждым членом команды «Школы аниматоров», который за время путешествия уже выбрал своего подопечного.

Участие в данном проекте дало возможность проявить ценностные качества личности: сопереживание, доброту, желание помочь и подарить радость другим и в дальнейшем продолжать сотрудничать с новыми «особыми» друзьями.

Важное значение в программе имеет  участие «Школы педагогической анимации» в съёмках различных передач на Центральном телевидении. Это даёт возможность увидеть технологию съёмок изнутри, работу режиссёра и ведущего. Увидеть подготовку к передаче, умению режиссера разработать ее «сквозное действие» и подобрать проблемные вопросы, вызывающие разноречивые мнения. Ребята наблюдали   работу ведущего с залом, его профессиональные умения регулировать конфликтные ситуации,   выводить на главную мысль,   делать резюме, остановить выступающего, дать грамотный комментарий.  После  личного активного участия в  телевизионной программе «Право голоса», которая проводилась в форме дебатов, был разработан проект дебатов «Школьная форма —  ЗА и ПРОТИВ».

Ребята  провели панельный опрос в своих школах, изучив мнение школьников, учителей и родителей о школьной форме, подобрали проблемные вопросы, подготовили  историческую справку с информацией о школьной форме, разработали и подготовили демонстрацию моделей новых образцов формы. В процессе подготовки к дебатам подростки учились проявлять инициативу, умение распределять обязанности, возглавлять целевые группы, выполнять организационную и творческую работу в команде.  В процессе проведения «Дебатов» проявились умения цивилизованно спорить, и аргументировать свои позиции.   

Воспитанники «Школы педагогической  анимации» стали главными организаторами  школьных мероприятий и участниками различных молодежных акций в Московской области.  Полученные компетенции организаторской деятельности помогли многим  ребятам найти свою профессию.

По итогам  обучения по программе,   было проведено исследование, в котором выяснялось какие качества личности  и ценности являются для участников объединения приоритетными. Исследование выявило следующие качества, которыми должен обладать лидер: целеустремленность,  активная жизненная позиция, настойчивость, инициативность, организаторские способности, воля, требовательность к себе, самостоятельность, креативность,  эрудированность.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Нами был проведен опрос, который  помог определить основные  жизненные ценности:  любовь, семья, здоровье, образование, дружба, уважение и авторитет среди друзей, карьера.

Немаловажное значение для современного молодого человека имеет статус в обществе. Опрос показал, что большинство из опрашиваемых видят себя  в будущем на руководящих постах (директора,   депутата, президента, руководителя компании, «предпринимателя с большой буквы»,  «режиссера достигшего «наивысших высот»)

 Результаты опроса говорят о том, что современный подросток выводит на первое место основные качества и ценности, которые присущи лидеру. Проектируя свое будущее, ребята  выбирают профессии, требующие личной ответственности и принятия самостоятельных решений.

В контексте стандартов нового поколения лидерские качества являются общекультурной   компетенцией подростка, которая формирует его «Я-концепцию» и составляет стержень личности.

Сформированность данной компетенции позволит подростку в будущем самоопределению в любых сферах деятельности: бытовой, образовательной, гражданской, духовной, социальной, правовой и др.  А самое главное, даст государству социально активного, уверенного в себе, умеющего взять на себя ответственность гражданина.

Список литературы

  1.  Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года> http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835
  2.  Лопачева К.М., Штанько И.В. Организация досуговой деятельности детей и подростков в условиях ФГОС: метод. Рекомендации [Текст] /К.М. Лопачева, И.В. Штанько. – М.: АСОУ, 2016. — 56 с.
/Лопачева К.М., старший преподаватель
кафедры воспитательных систем 
ГБОУ ВО МО АСОУ г. Москва 
lisaa@inbox.ru/

/Штанько И.В., кандидат педагогических наук,
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
кафедра методики воспитания и дополнительного образования, 
доцент, Россия, г. Москва. irinashtanko@inbox.ru/

03/08/21-НПС

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.